«Химия и Жизнь», Июнь 2013

В номере:

Андриевский Р.А.
  Вещи и вещества

Развитие нанотехнологий сопровождается стремительно растущим потоком новой информации. Это может говорить и о расширении применения нанотехнологий и наноматериалов, и об углублении изучения наноявлений. То, о чем будет рассказано далее, лежит на пересечении двух этих сегментов.

Джагаров Д.Э.

До появления радио и телеграфа бутылочная почта нередко становилась последней надеждой для попавшего в беду корабля и его экипажа. Примерно такой же почтой пользуются живые клетки. Время от времени они выделяют в межклеточное пространство крохотные пузырьки, которые, попадая в кровоток, разносятся по всему организму. Встретив клетку — адресата послания, они узнают ее с помощью молекул, расположенных на их поверхности, затем, попав внутрь клетки, сообщают ей, как живут-поживают клетки-отправители и что делать дальше ей самой.

Хуторецкий М.В.
  Образование
Какая работа и за какую зарплату нужна сейчас или будет востребована в США в обозримом будущем и чему, стало быть, стоит учиться, чтобы не оказаться высококвалифицированным безработным? Об этом рассказывает В.М.Хуторецкий в очередной статье, посвященной образованию в США.
  Образование

Весной 2013 года Институт общественно-политических исследований в Великобритании (IPPR) опубликовал доклад, или эссе, под названием «Лавина идет. Высшее образование и грядущая революция». Его подготовили трое авторов — Майкл Барбер (Michael Barber), Кейтлин Доннели (Katelyn Donnelly) и Саад Ризви (Saad Rizvi).О чем это эссе? О том, что система высшего образования, как и школьного, должна меняться, и чем быстрее, тем лучше, иначе лавина перемен, происходящих в мире, может ее попросту снести и уничтожить.

Фишер Эрнст Петер

Книга Эрнста Петера Фишера, известного немецкого историка науки, автора нескольких научно-популярных книг и лауреата множества премий, развенчивает самые живучие и самые нелепые мифы в истории науки. При этом Фишер увлекательно рассказывает об истинных проблемах и грандиозных достижениях современного естествознания.

Никитин М.А.
  Биогенез

В прошлом номере мы по составу неорганических ионов в живых клетках проследили их происхождение из вод геотермальных источников и грязевых котлов. В этих же условиях среды найдены и возможные восстановители углекислого газа. Восстанавливать его нужно, чтобы затем синтезировать органические вещества, ведь скелет каждой органической молекулы, в том числе аминокислот, углеводов, липидов, составляют атомы углерода, когда-то входившие в состав CO2.

Эволюция неуловима. Ее результаты налицо, а пути загадочны. Не только за образованием нового вида, даже за возникновением новой адаптации проследить очень сложно, потому что длительность этого процесса несопоставима со сроком человеческой жизни. Нам остается изучать современные виды и гадать, благодаря каким именно генетическим изменениям они возникли. Это и теоретически трудно, а на практике еще сложнее, однако исследователи не сдаются и пытаются «поймать эволюцию за хвост».
Лечебное бессознательное
Врачи не рекомендуют заниматься самолечением, и многие этому совету следуют. Однако дикие животные, к которым добрый доктор Айболит спешит только в сказке, вынуждены полагаться исключительно на себя. В 1978 году американский эколог Дэниэл Янсен предположил, что травоядные позвоночные могут использовать содержащиеся в растениях биологически активные вещества для поправки здоровья. С тех пор сделано много наблюдений подобного рода, главным образом на человекообразных обезьянах.
Знаешь ли ты, что значит "клещ"?

То, что укус клеща может означать энцефалит, знают все. Вирус клещевого энцефалита — РНК-содержащий, из рода флавивирусов, имеет три подтипа: европейский, сибирский и дальневосточный; последний наиболее опасен, с уровнем смертности 20—40%. Иксодовые клещи переносят не только вирус энцефалита, но и бактерии рода Borrelia (боррелиоз, или болезнь Лайма — по названию города в США, где впервые ее зарегистрировали), простейших рода Babesia (бабезиоз), а также возбудителей анаплазмоза, эрлихиоза и других опасных болезней.

Раскрыта тайна редкой группы крови
Фролова С.

Теперь, сделав всего два ДНК-теста, за несколько часов можно будет определить Vel-отрицательную группу крови человека. Это стало возможным благодаря исследованиям ученых из Университета Вермонта и Французского национального института гемотрансфузии.

Климентьев Константин

Первую живую микросхему засек все же Егорыч, который шагал вразвалочку, небрежно светя под ноги. Он мазнул в сторону лучом: гляди, мол. Серега всмотрелся — на кирпичной стене, покрытой пятнами белой плесени, шевельнулось что-то маленькое и выпуклое.

— Дикая микруха, однозначно.

Серега отшатнулся, вскинул раструб деактиватора.

— Погодь, не суетись, — придержал его руку Егорыч. — На обратном пути займемся. Сначала надо гнездо сотовых разорить.

Арнольд О.

Из более чем 400 видов акул реальную опасность для человека представляют от силы восемь, с большими натяжками — десять, и лишь четырех по праву можно назвать людоедами. И даже их нападения скорее случайны — ведь мы с акулами живем в разных мирах и встречаемся крайне редко, а потому никак не можем служить им привычной пищей.

Несмотря на то, что все больше людей вторгается в их владения, нападений в среднем не становится больше, наоборот, по данным некоторых ученых, в частности крупнейшего в мире специалиста по опасным акулам Джорджа Берджеса из университета штата Флорида, число жертв снижается.

Электросила насекомых

Для человека земной электромагнетизм кажется слабой силой, которая если и влияет на повседневную жизнь, то в глобальном масштабе — создавая защиту от солнечного ветра. Иное дело маленькая и легкая пчела. Для нее электрическое поле Земли со средней напряженностью 130 В/м и его изменения в пространстве-времени — повседневная реальность.

Растения в поле. Электрическом
Красиков Н.Н.

Жизнь на Земле существует в различных переменных полях. Это поле силы тяжести — его изменения связаны прежде всего с движением Луны; это электрическое и магнитное поля Земли, меняющиеся с низкой частотой, и конечно же высокочастотное электромагнитное поле в виде волн света, без которых жизнь вообще невозможна. Его действие на живые существа изучено очень хорошо, чего нельзя сказать о первых трех: последствия их колебаний исследованы столь мало, что говорить о каких-то эффектах за пределами ошибки эксперимента трудно. Однако можно поставить опыты, которые покажут, что и постоянные, и меняющиеся с малой частотой поля влияют на жизнь растений.

Болотная сова – птица, которая появляется в Москве довольно редко. С 1999 по 2013 год зарегистрировано всего 15 встреч болотной совы в разных районах города, из них пять произошли весной и девять осенью, то есть это были, скорее всего, пролетные особи. Однако совсем недавно еще одну сову подобрали в московском сквере…
Молекулы-симплексы
Корнилов М.Ю.
  Возвращаясь к напечатанному

Когда-то в журнале «Химия и жизнь» (1979, № 11) была опубликована заметка с интригующим названием «Молекулы-симплексы, или Загадка алкагеста». Симплекс — математический термин для обозначения фигуры, у которой расстояния между любыми парами вершин одинаковы. Отрезок прямой — 1-симплекс, правильный треугольник — 2-симплекс, тетраэдр — 3-симплекс и т. д. Алкагест же — гипотетический алхимический растворитель, который способен растворять все; в заметке утверждалось, что это гипотетическое вещество могло существовать в пространстве более трех измерений и иметь структуру симплекса. А что по этому поводу думает современная наука?

Родина ревеня волнистого — горы Восточной Сибири и Северной Монголии. Начиная с XVII века российские путешественники стали привозить его семена в Европу и поначалу выращивали как декоративное растение. Сейчас его разводят почти во всех странах Европы и Северной Америки. В России ревень пока не так популярен.  >>
Тихий Денис

Сквош пригладил волосы и спрыгнул с трека вездехода:

— Идет!

— Ни черта не вижу, — ответил Джек, водя биноклем по оранжевым зарослям.

— Ты мухи в стакане не увидишь, — ответил Сквош, вынимая из багажника картонную коробку.

Прогулки по истории химии
Если химиками считать также алхимиков, то и среди них можно встретить немало женщин. Более того, именно они были первыми химиками, что неудивительно: у плиты совершаются самые разные химические превращения.  >>

07.08.2020 16:00:00

Планета Проксима b не случайно привлекает пристальное внимание астрономов. Ведь сразу после ее открытия выяснилось, что это почти Земля: массу оценили в 1,3 земных, причем расположена планета в обитаемой зоне, где возможна жидкая вода. Теперь же к расследованию присоединился точнейший спектрограф ESPRESSO.

07.07.2020 18:00:00