Кто открыл, кто синтезировал?

И.А. Леенсон

s20120264 miner.jpgПримерно 40% всех известных минералов — «именные». Часто минерал называют по имени человека, впервые обнаружившего его в природе.

Пренит Ca2Al2Si3O10(OH)2 назван в честь голландского полковника Хендрика ван Прена (1733—1785), который с 1768 по 1780 год командовал вооруженными силами голландской колонии на Мысе Доброй Надежды. В 1774 году ван Прен привез неизвестный минерал в Германию, где его определил и дал ему название немецкий геолог Абраам Готлоб Вернер (1749—1817), возглавлявший кафедру минералогии Фрейбергской горной академии. Это произошло в 1788 году, уже после смерти Прена.

Реже минерал называют по имени ученого, сумевшего его синтезировать, но такое вещество может называться минералом лишь после того, как оно будет найдено в природе. Именно так получил название минерал стишовит — новая сверхплотная форма диоксида кремния. Синтезировал его выпускник МГУ аспирант Сергей Михайлович Стишов, ныне академик РАН. Его статья (в соавторстве с С.В.Поповой) была опубликована в 1961 году в журнале «Геология». А назвали новую модификацию кремнезема стишовитом американцы, обнаружившие минерал в породах Аризонского метеоритного кратера всего через не- сколько месяцев после советской публикации. (О скандале, связанном с этим названием, см. «Химию и жизнь», 1991, № 4, 5.)

Другая модификация диоксида кремния получила название коэсита — по имени американского химика Лоринга Коэса (1915—1973), который впервые синтезировал вещество с такой структурой в 1953 году. А семь лет спустя астрогеолог Юджин Шумейкер (1928—1997) обнаружил это вещество в кварцсодержащих породах метеоритного кратера в Аризоне. Коэсит устойчив в диапазоне давлений 28—95,5 кбар. При меньших давлениях переходит в кварц, при больших — в стишовит. А чем еще прославился Шумейкер, вы наверняка помните.

Мейергофферит Ca2B6O6(OH)10⋅2H2O был синтезирован немецким химиком Вильгельмом Мейергоффером (1864—1906), а в природе найден уже после его кончины, в 1914 году. Минерал нордстрандит Al(OH)3 образуется в продуктах выветривания бокситов, его синтезировал американский химик Роберт Ван Нордстранд (1917—2000) в 1956 году. Когда через два года было показано его отличие от байерита и гиббсита, двух других полиморфных форм гидроксида алюминия, этот минерал получил собственное название.

Имена минералам чаще всего дают те, кто их впервые нашел, а также те, кто изучал новый минерал в лаборатории и определил его состав. Приоритетное право присвоения названия имеет автор первого опубликованного описания, в котором приведены все данные исследований.

Рекордсмены, придумавшие около сотни названий, — французский минералог и физик Франсуа-Сюльпис Бёдан (1787—1850) и американский минералог Чарльз Уфам Шепард (1804—1886). Но не все придуманные ими названия утвердила образованная в 1959 году комиссия при Международной минералогической ассоциации, которая координирует присвоение и пересмотр названий минералов.

Иногда минерал известнее того, чьим именем назван. Магниевый минерал бишофит MgCl2⋅6H2O широко используется в строительстве, медицине и химии, а назван он в честь немецкого геолога и химика из Боннского университета Карла Густава Бишофа (1792—1870), который открыл этот минерал в штасфуртских соленосных отложениях.

Распространенный минерал доломит — двойной карбонат кальция и магния CaMg(CO3)2 — используется для раскисления почв, как огнеупорный материал и как сырье для промышленности. Он назван по имени французского минералога и геолога Деода де Доломье (1750—1801), который описал его в 1791 году. Название ему дал годом позже швейцарский химик и биолог Никола Теодор де Соссюр. Доломитами (или Доломитовыми Альпами) называется и часть северных итальянских Альп, где была сделана эта находка.

Минерал карналлит, двойной хлорид калия и магния KMgCl3⋅6H2O, впервые описан в 1856 году и назван по имени немецкого горного инженера и геолога Рудольфа фон Карналля (1804—1874).

В 1832 году на горе Везувий впервые был найден важнейший калийный минерал сильвин (KCl). Он назван по латинизированному имени голландского врача и химика Франциско Боэ (он же Sylvius, 1614—1672). А сильвинит — это смесь сильвина и галита (хлорида натрия). Ничего общего с сильвинитом не имеет очень интересный минерал сильванит — теллурид серебра и золота (Au,Ag)2Te4. Название сильванита — географическое: впервые его нашел в 1782 году в золотоносных рудах Трансильвании горный инспектор Франц Иозеф Мюллер, впоследствии барон фон Рейхенштейн (1740-1825). Рейхенштейн и открыл в этом минерале новый элемент теллур. Установить состав минерала было настолько трудно, что его назвали «аурум проблематикум» — «сомнительным золотом». Только в 1798 году немецкий химик Мартин Генрих Клапрот (1743—1817), открывший до этого уран, цирконий и титан, доказал, что в сильваните присутствует новый элемент — теллур.

Важная алюминиевая руда бёмит — оксид-гидроксид алюминия γ-AlO(OH) — названа в честь немецкого геолога и палеонтолога Иоганнеса Бёма (1857—1938), который установил присутствие этой фазы в боксите методом рентгенографии. А боксит обнаружил Пьер Бертье в 1822 году возле деревни Ле-Бо-де-Прованс на юге Франции (пишется Les Baux-de-Provence). Боксит не имеет постоянного состава, содержит гидроксиды алюминия, оксиды и гидроксиды железа и глинистые минералы.

В следующий раз мы поговорим о минералах, названных в честь ученых.

Фото А.А.Евсеева