«Химия и Жизнь», Октябрь 2011

В номере:

Комаров С.М.
  Проблемы и методы науки
Именно с алмаза, точнее, с попыток получить его искусственно, начинается история использования высокого давления для создания новых материалов. Алмаз сделали, но материал тверже алмаза сделать так и не удалось, горячей сверхпроводимости не достигли, и металлический водород не получили. Когда же появились мощные компьютеры, ситуация начала меняться.  >>

Кристаллические решетки — это способ разбить пространство на множество одинаковых элементов. Одинаковы они в том смысле, что при смещении на параметр решетки в этом элементе оказывается ровно такое же число объектов и расположены они точно так же. Как правило, в роли объектов выступают атомы кристаллического вещества, но это не обязательно — упорядочивать в пространстве можно любые объекты.  >>
Оганов А.Р.
prev_2011_10_05.jpg

Совсем недавно физики могли только мечтать о том, чтобы заложить в компьютер химический состав какого-нибудь соединения и получить распечатку с наиболее энергетически выгодным расположением атомов в его кристаллической решетке, а также со значениями свойств этого вещества, такими, как твердость, модуль упругости или ширина запрещенной зоны. Даже возросшая за прошедшую четверть века мощность вычислительной техники не приблизила нас существенно к решению этой задачи: одной мощности оказалось недостаточно, потребовались принципиально новые теоретические подходы. Например, предсказание структуры средней сложности на лучших сегодняшних суперкомпьютерах методом перебора займет порядка 1020 лет. Очевидно, что без концептуального рывка эта задача нерешаема.

Битва продолжается
Сутоцкая Е.
При ранней диагностике и адекватном своевременном лечении рака молочной железы женщина продолжает вести нормальную жизнь в течение десятилетий. Усилия специалистов направлены на совершенствование методов диагностики и лечения.
Остеопороз: хрупкость уже не в моде
Белая Ж.Е., Белая Ю.И.
Современная медицина сделала огромный шаг в борьбе с остеопорозом - одним из проявлений старения организма, и успешное решение пришло из неорганической химии. А вообще для всех без исключения должно стать правилом сбалансированное питание и умеренная физическая нагрузка.
Парабены: ставка на безопасность
Орлова С.А., Додонов М.В.
Где незнание или неполное знание, там и страх. Чиновники, политики и журналисты зачастую используют фобии обывателей в собственных интересах. Теперь очередь дошла до парабенов. Эти вещества уже почти сто лет используют в консервировании пищи, и вредны они не более, чем огурцы, которыми питались все люди, родившиеся во Франции до 1839 года и не дожившие до 1969 года...
История мусора
Катрин де Сильги
Жителям средневекового города уже было нелегко передвигаться по улицам, тонущим в нечистотах и отбросах. В 2005 году население Земли насчитывало 6,5 миллиарда человек, что в пять раз больше, чем в 1900-м. Большая часть людей собрана в мегаполисах, и с каждым годом они выбрасывают все больше и больше отходов. Как боролись с мусором во все времена? Как сегодня переработать и уничтожить мусор? Как снова пустить в ход все ценное? Обо всем этом рассказывает вы своей книге французский специалист по сельскохозяйственным биокультурам Катрин де Сильги.
Сапига Алексей
- Я же говорю, люди на той стороне Луны начинают чудить. Я это на себе чувствовал. Одиночество и тоска преследуют постоянно. Как будто что-то обрывается... Легко можно потерять над собой контроль.  >>
Навигационные приборы насекомых
Селезнева Н.В.
Насекомые - одни из древнейших животных на земле. Они пережили разнообразные катаклизмы, но их органы чувств успешно выдержали испытания. Ареалы обитания летающих насекомых - одни из самых обширных среди животных, скорости полета - рекордные (относительная скорость ТУ-104 в два-три раза меньше). А значит, летающие насекомые должны обладать высокоразвитыми органами пространственной ориентации и навигации.
Крыса нюхает кота
  Проблемы и методы науки
Некоторые научные исследования можно уподобить хронической инфекции. Протекают они вяло, практически бессимптомно, но раз в несколько лет сверкнут результатом, поразят публику и снова затихнут. Так неспешно пережевывают биологи интереснейшую тему - влияние внутриклеточного паразита Toxoplasma gondii на поведение своего хозяина.
Социальность пренатального периода
Оказывается, двойняшки в животе матери отнюдь не равнодушны друг к другу, подобно соседним горошинам в стручке, а целенаправленно налаживают контакты.
Фундамент мира
Комаров С.М.
Физика описывает мир с помощью формул. И в большинстве из них есть некий коэффициент - константа, которая, принимая числовое значение, превращает этот мир из абстрактного в конкретный. А что будет, если удастся все константы связать одной формулой? Розенталь считает, что если бы это удалось, если бы такая формула не была бы чистой формальностью, плодом математических ухищрений, а доказывала бы глубокую связь между константами, тогда принцип целесообразности был бы опровергнут. Это значило бы, что наш мир возник не вследствие игры случая, который и обеспечил существование основных состояний, а закономерно.
Основная формула
Воинов С.А.
  Калькулятор
Автор приводит формулу, которая решает программную задачу нобелевского лауреата Вернера Гейзенберга "Известны фундаментальные константы... Требуется доказать, что эти константы связаны функционально и должны быть приведены к одному параметру".
Измерим все
  Проблемы и методы науки
Что общего между физикой, техникой, социологией и психологией? Это - метрология: потому что и физика, и техника, и социология, и психология занимаются измерениями. Относительная роль измерений в социологии и психологии, как это ни кажется странным инженеру и физику, больше, чем в их собственных владениях.
Хуторецкий М.В.
  Образование
В Америке недвижимость в местах с хорошими школами может быть и в два раза дороже такого же по остальным параметрам жилья. Лично мне так и не удалось понять, что же первично - повышенная цена недвижимости или высокий уровень школы, но они, несомненно, связаны. Заметим, что хорошие школы случаются и в бедных местах, а плохие - в богатых. Выбирая, где жить, разумные люди, имеющие детей, смотрят на рейтинг местной школы.
О пользе специй
Яшин Я.И., Яшин А.Я.
Оказывается, пряная и острая пища к тому же еще и очень полезная.
Что это за растение, от чего зависит его вкус и как измерить его жгучесть? Об этом и многом другом в нашей традиционной рубрике.  >>
Халь Илья, Халь Евгения
Сейсмопереводчиков назвали этим странным словом потому, что в отличие от других они не просто материализуют мысли.Они сдвигают реальность, буквально снимая с нее пласты, подобно тому, как землетрясение сдвигает кору земли...  >>
  Материалы нашего мира
Речь пойдет о живописной эмали, рожденной в огне. В 1698 году Петр I привез из Англии несколько эмалевых портретных миниатюр, так поразивших его удивительной яркостью и чистотой красок, что он немедленно повелел мастерам Оружейной палаты освоить новый вид искусства - "огненную живопись".  >>

07.08.2020 16:00:00

Планета Проксима b не случайно привлекает пристальное внимание астрономов. Ведь сразу после ее открытия выяснилось, что это почти Земля: массу оценили в 1,3 земных, причем расположена планета в обитаемой зоне, где возможна жидкая вода. Теперь же к расследованию присоединился точнейший спектрограф ESPRESSO.

07.07.2020 18:00:00