«Химия и Жизнь», Январь 2010

В номере:

Где химия?
Размышления
Л. Стрельникова
Этот вопрос часто задают сотрудникам журнала. Действительно, в журнале вроде бы больше статей, например, по биологии. Главный редактор журнала отвечает на вопрос читателей. Химия — везде, где есть вещество, как бы оно ни называлось. Ведь химия описывает вещества и его превращения. И не важно, о каких веществах идет речь — о ферментах, ДНК и РНК, белках, фуллеренах и углеродных нанотрубках, углекислом газе и поваренной соли, керамике и пластиках, витаминах или стиральных порошках. С этой точки зрения наш журнал по-прежнему соответствует своему названию «Химия и жизнь», даже если мы не употребляем слово «химия» в каждой пятой строчке.
Искусство тонких преобразований
Год химии
Л. Стрельникова
Словосочетание «химическая промышленность» привычно для слуха, но мало кто представляет себе, что это, собственно, такое. Мы постараемся объяснить это в серии статей о химических предприятиях, на которых побывают наши корреспонденты.
Нанотехнологии: назад в будущее
С миру по нитке
А.В. Шалдин
«Нанотехнологии» — модное слово. Говорят, что это — наше будущее. Верно. Но это еще и наше прошлое. Нанотехнологии используют уже несколько тысяч лет, просто раньше их так не называли. Краска для волос, которую применяли в Древнем Египте, цветные стекла витражей в средневековой Европе — это все были нанотехнологии.
Черная дыра в коллайдере
Мифы нашего времени
Полуоткрытая статья
Сможет ли в адронном коллайдере, где будут сталкиваться частицы, разогнанные до огромных скоростей, возникнуть черная дыра? Кто-то из ученых оборонил фразу, пресса подхватила... Вот в такие моменты широкая публика с изумлением узнает, что для ученых всегда было очевидно: вообще-то мы не знаем, как устроен мир. Мы не знаем, сколькими измерениями правильнее его описывать (привычных четырех уже недостаточно). И, кстати, черные дыры — это пока теория. Неопровержимых доказательств их существования нет. Остается надеяться, что, если космические лучи (где частицы тоже разогнаны до субсветовых скоростей) до сих пор не уничтожили нашу планету, то и сейчас ничего страшного не будет. Ну а вдруг все-таки рванет? Так рождаются мифы нашего времени.
Вакцины против рака
С.Л. Киселев
Иммунная система постоянно следит за возникновением мутантных клеток, в том числе раковых, и уничтожает их — если, конечно, может распознать. Когда раковым клеткам удается притвориться «своими», возникает опухоль. Однако иммунной системе можно помочь справиться с этой трудностью. Так что вакцина против рака — не такая уж фантастика. Более того, уже есть обнадеживающие экспериментальные данные.
Наука против старения: кто кого?
Количество теорий старения не уменьшается. Их можно разделить на два класса: существование специальной программы, запускающей саморазрушение, и простое накопление случайных дефектов, которое рано или поздно разрушает организм. Но это полярные точки зрения. Скорее всего, истина посередине. Старение запрограммировано, но «не нарочно» — просто это побочный эффект реализации программы развития многоклеточного организма. Можно ли устранить этот досадный побочный эффект? Все больше биологов склонны отвечать утвердительно.
Искусство задавать вопросы
Помпоний Квадрат
Животным прямо вопросов не задашь. Вернее, задать-то можно, но вряд ли они ответят. А любопытно ведь: как убивает жертву комодский варан? Почему слизни предпочитают сумерки: просто не любят яркого света, или им приходится прятаться? Как удается крабам с «заложенными» бактериальной инфекцией жабрами сохранять активность? Приходится прибегать к обходным маневрам, обману и жестокостям (в эксперименте, где выясняли, что вреднее — водка, виски или коньяк — несколько крыс умерли от запоя, а у остальных было жесточайшее похмелье). А всегда ли уместно лезть к животным с вопросами?
Молоко для летучей мыши
Е. Яковлева
Известно, что держать дома летучих мышей очень трудно. Но здесь описан удачный опыт такого рода.
Экономичная выкройка, или Фуллерен к Новому году
Проблемы и методы праздника
М.Ю. Корнилов
Склеенная из бумаги модель фуллерена — отличное украшение. Приводится выкройка и подробные инструкции.
Ананас
Ананас был открыт Колумбом заодно с Америкой (в Бразилии и сейчас дикие ананасы растут как сорняки). Это не только лакомство, но и лекарственное растение — оно улучшает пищеварение, снижает давление, препятствует тромбообразованию. Выделенный из него бромелаин (известный как «сжигатель жира») помогает заживлять гнойные раны и избавиться от зубного налета. В статье, как обычно, даны советы, как выбрать ананас и что с ним делать, а также рецепты.
Шарманщик и буратинка
Марина Ясинская
В шарманке не было ничего необычного. Старый, истрепанный, но любовно хранимый инструмент, играющий с полдюжины мелодий; на крышке кружились одни и те же фигурки с поблекшей раскраской. Словом, ничего особенного. А вот буратинка... Он, казалось, жил собственной жизнью, никак не зависящей от тоненьких нитей.
Не боги горшки обжигают
Материалы нашего мира
М. Демина
Посуду из глины делали в древнейших цивилизациях и продолжают делать сейчас. Люди верили, что посуда, согретая теплом человеческих рук, несет в себе таинственное божественное начало, и поэтому в глиняный крынке молоко долго не прокисает, а квас остается прохладным в жару.