Великие велики

Борис Индриков

Заняться этим расследованием нас, группу российских историков и художников, заставило сообщение о сенсационной находке во Франции, на территории замка Шато Гайар. Это был древний велосипед, созданный в период правления английского короля и по совместительству герцога Нормандского Ричарда I Львиное Сердце, который и построил этот замок, - то есть в 1189-1199 годы. Весной - летом 2008 года находка наделала немало шума, поэтому нам захотелось получше разобраться в архивных документах, чтобы поискать другие подтверждения древнего происхождения двухколесного средства передвижения. Результаты превзошли самые смелые наши ожидания.


Рыцаресипед из Шато Гайара


После того как британские археологи, проводившие раскопки, извлеки остатки древнего велосипеда и очистили их от наслоений грунта, инженеры смогли воссоздать схему этого средства передвижения. Как оказалось, его рама максимально облегчена и имеет перегородчатую структуру, наподобие крыла самолета: стальные прутья, идущие вдоль рамы, прикреплены к поперечным подковообразным пластинам. Снаружи рама обшита элементами рыцарских доспехов, в частности использованы наручи и наплечники, скрепленные между собой круглыми заклепками. Вынос руля и сам руль сделаны из рукояток мечей. Части лезвий мечей (видимо, пришедших в негодность на полях битв) были использованы как жесткие профили для усиления прочности конструкции. Седло крепилось с помощью восьми кованых металлических дуг, которые служили амортизаторами во время езды. В отделке седла использовали кожу и ткань, остатки которых найдены при раскопках. На раме в качестве емкости для воды закреплен рог с металлической крышкой.

s20090950 veliki1.jpg


Особого внимания достойны колеса этого чудо-велосипеда. Чтобы уменьшить тряску во время движения, на металлические обода наматывали конский волос, затем оборачивали их лентами из грубой кожи и лишь после этого в колесо монтировали массивные стальные спицы с гравированным узором. Снаружи на ободе – металлические пластины, которые могли сдвигаться относительно друг друга в процессе качения. Колеса надежно защищали «кожухи-крылья», сделанные из частей кирас и латных перчаток. Поражает и то, что есть цепная передача. Конечно, она известна людям давно, еще Герон использовал подобные механизмы для передвижения декораций в афинском театре. Однако удивительно, как смогли средневековые мастера изготовить такие мелкие металлические детали в ХII веке.

А двенадцатый ли это век? Мнения ученых разделились. Исходная датировка проведена по найденным в захоронении монетам, однако они могли туда попасть случайно. Французские специалисты по рыцарскому вооружению считают, что, по крайней мере, часть кирасы, наручи и латные рукавицы изготовлены в Милане во второй половине XV века. Это подтверждает и наличие на некоторых частях доспехов клейма мастера миланской школы из династии Миссалья, и данные рентгеноструктурного анализа фрагментов кирасы, который выявил структуру, характерную для миланских доспехов этого периода.


Велосипед-солнце


Как показало изучение литературы, средневековые велосипеды находили и раньше, просто о них мало кто знает. Еще в 1962 году весь мир облетела весть об уникальной находке французских археологов на территории Версаля.


s20090950 veliki3.jpg
Велосипед в раскопе

Тогда, во время раскопок, разрешенных правительством Франции, в одном из колодцев обнаружили боковую галерею, которая вела в обширное подземелье дворца. Там среди прочих предметов нашли велосипед, который вскоре получил название «Король-солнце» в честь короля Людовика XIV. В то время неожиданная находка вызвала немало споров среди археологов и историков, многие посчитали ее фальшивкой. Дискуссии привели к тому, что при историко-археологическом факультете Кардиффского университета был создан международный исследовательский центр, посвященный этой проблеме, который объединил ученых-единомышленников из нескольких ведущих университетов мира. На протяжении многих лет они собирали информацию в архивах, общались с коллекционерами, участвовали в археологических и этнографических экспедициях, изучали исторические документы, произведения литературы, искусства - и достигли успеха. Первой удачей было обнаружение частной коллекции соучредителя аукционного дома «Sotbyes» Андреа Кастиллеса, в прошлом шоссейного велогонщика, участника «Джиро д'Италия» 1951 года и «Тур де Франс» 1955 года.


s20090950 veliki2.jpg

Велосипед Короля-Солнца


Один из принадлежащих ему шедевров - работа знаменитого итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510). Начиная с 1492 года в течение восьми лет Боттичелли создает грандиозный цикл иллюстраций к «Божественной комедии» Данте. Рисунки выполнены металлическим штифтом на больших листах пергамента. Почти все они обведены пером. Каждой песне посвящен один рисунок. Несколько рисунков к «Раю» не закончены, а к ХХХI песни «Чистилища» мастер выполнил два варианта рисунка. Один из них и находится в коллекции Андреа Кастиллеса. На этой иллюстрации, описывающей апокалиптическое видение, по бокам священного кортежа, ведомого семью ангелами, расположены евангельские животные: орел, крылатый телец, крылатый лев и ангелоподобный человек с книгой. В повозку с сидящей Беатриче запряжен грифон. «Двуколая, меж четырех зверей Победная повозка возвышалась, И впряженный Грифон шел перед ней» (Данте «Божественная комедия», «Чистилище», п. XXXI). Сюжет вполне классический, однако рядом с приветствующим процессию человеком в нижней части иллюстрации легко разглядеть велосипед.


s20090950 veliki4.jpg

Иллюстрация Сандро Боттичелли к ХХХI песне «Чистилища»


Другая неизвестная работа Боттичелли, видимо созданная в то же время, что и знаменитый портрет св. Августина (1495), поскольку задние планы у них похожи, не говоря уж о составе красок и грунта, изображает явно женский велосипед. В своеобразии его декора просматривается связь с более ранним шедевром мастера - «Рождением Венеры». Искусствоведы выяснили, что при жизни Боттичелли этот «портрет велосипеда» не нашел признания у зрителей. Однако остаются вопросы: как пришел Боттичелли к замыслу такой необычной работы? Почему велосипед явно женский? И при чем тут «Божественная комедия»? Велосипед Беатриче? Вскоре после смерти художника картина была вовсе забыта, долгое время хранилась в Государственном музее в Берлине, а исчезла во время Второй мировой войны.

Третья картина из той же коллекции принадлежит кисти Яна ван Эйка (1390-1441), мастера портрета раннего Средневековья. Каждый знает его шедевр - «Портрет четы Арнольфини». А вот совершенно фантастическая по замыслу ив то же время нереально-реальная, блистательно исполненная велофантазия художника никому не известна. Видимо, ван Эйк изобрел не только масляные краски, но и замечательный велосипед – эдакий байк для знатного вельможи, «высоко сижу, далеко гляжу», у которого предусмотрена даже лесенка, чтобы забираться.


s20090950 veliki6.jpg

На таком велосипеде разъезжали вельможи времен Яна ван Эйка


s20090950 veliki5.jpgs20090950 veliki5_1.jpg
Ганс Гольбейн Младший исполнил портреты Генриха VIII и его велосипеда в схожей манере

Как показали дальнейшие поиски, Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), выдающийся портретист и придворный художник Генриха VIII, тоже был не чужд велосипедной теме. Характерно, что на оборотной стороне работы Боттичелли, на дубовой доске с велосипедом ван Эйка и некоторых других средневековых изображениях такого рода обнаружены схожие эмблемы - щит с коронованным львом, опирающимся на два колеса, и над ним восходящее солнце и полумесяц. Что бы это значило? Рыцарский орден велосипедистов? Это предположение подтвердилось при последующем расследовании.


Велоорден Солнца и Луны


Изучение старинных хроник показало, что первое упоминание о таинственном «Ордене Солнца и Луны» встречается в рукописи «Faits des romains» («Деяния римлян») - переработанной в 1230-1240-е годы французской компиляцией из произведений Саллюстия, Лукиана и Светония. На миниатюре из старинной рукописи впереди войска, выступающего из крепости, виден воин верхом на двухколесной повозке, удивительно напоминающей велосипед. Примечателен его щит: на красном фоне восстающий лев, который опирается на два колеса. Более поздние варианты этого герба встречаются, например, в Общем гербовнике XIV столетия («белленвильская рукопись»), где герб короля Англии сопровождают гербы его вассалов. На фрагменте из гербовника XV века опять то же изображение. В полном варианте над щитом изображено восходящее Солнце, поверх которого - Луна. Также на гербе присутствуют щитодержатели: противовосстающие серебряные крылатый лев и грифон, каждый из которых опирается на колесо. Внизу, на стилизованной ленте, латинскими буквами написан девиз ордена: «In velox libertas». Перевести это можно так: «свобода в быстроте», «в скорости освобождение» или «быстрее к свободе». Перевод неоднозначен, как и символика: Луна и Солнце, которые вечно катятся по небосводу, сменяя день ночью, видимо, символизировали для членов ордена два колеса необычных средств передвижения, стремительно несущих их к свободе.


s20090950 veliki7.jpg

Иллюстрация из рукописи «Faits des romains»


Колесо со спицами появилось около 2000 года до н.э., и за ним закрепился солярный символизм. Колесо символ солнечной энергии, а Солнце - это колесо, вращающееся в небесах: Солнце - центр, спицы колеса лучи. У велосипеда одно колесо догоняет другое, как Луна вечно догоняет на небе Солнце. Луну, изображенную поверх Солнца, мы встречаем и на современном гербе города Милана, а крылатый Лев, связанный с именем святого Марка-евангелиста, - символ Венеции. Скорее всего, символика Милана и Венеции в гербе рыцарей «Ордена Солнца и Луны» не случайна и говорит о том, что свои уникальные по тем временам средства передвижения они, возможно, изготавливали в Северной Италии, в тех же ремесленных мастерских, где располагалось самое крупное в средневековой Европе производство рыцарских доспехов.


s20090950 veliki8.jpgs20090950 veliki8_1.jpg

Гербовник XV века. Справа полный герб Ордена Солнца и Луны


Сегодня можно с достаточной степенью достоверности утверждать, что в ХII-ХV веках в Европе возникла тайная организация, именовавшая себя «Рыцарским Орденом Солнца и Луны». Рыцари этого ордена передвигались с помощью двухколесных экипажей, «железных коней», по сути оказавшись первыми воинами-велосипедистами Средневековья. Они вполне могли участвовать в боевых действиях наряду с обычными рыцарями. Быстрота, маневренность и неуязвимость «железных всадников» представляли серьезную опасность для противника. А необычный, апокалиптический вид воинов несущихся с диким лязгом по полю без помощи привычных глазу лошадей, способствовал внезапности атаки и обращал противника в паническое бегство. Рыцари ордена могли совершать длительные походы с минимальными запасами еды и снаряжения, так как им не нужно было обслуживать и кормить лошадей.

История знает примеры участия воинов-велосипедистов в боевых действиях. В 1885 году в Британии даже была создана воинская часть Brighton Rifles («Винтовки Брайтона»), которая на высоких велосипедах с большими передними колесами (так называемые пауки) впервые противостояла кавалерии. Опыт был признан удачным, и в Aнгло-бурской войне 1899-1902 годов британская армия часто и успешно применяла велосипеды. Велосипедные части были созданы во Франции, Германии, Италии, Бельгии, Швейцарии, Китае, Японии и России. И в Первой, и во Второй мировых войнах армейские велосипедисты хорошо себя зарекомендовали.

Много тайн хранит Земля, но еще больше неизведанного в самом человеке. Рыцари «Ордена Солнца и Луны»... Кто были эти люди, бросившие в оскаленную пасть мрачного, жестокого Cредневековья свой девиз «In velox libertas»? Впервые за многие тысячелетия человек ехал, двигая себя сам, и загнанная лошадь не хрипела под ним. Мчался он через леса и поля, своими усилиями вращая Солнце и Луну, приводя в движение всю Вселенную, и чувствовал себя равным Богу.

Человек на рыцаресипеде не стяжал, он служил и отдавал себя. Велосипед самое рыцарское средство передвижения, поскольку велосипедист отдает свои силы, а не забирает силы других; находится в гармонии с природой, а не порабощает ее. А если глубже, то отношение к велосипеду предопределяет выбор человека в главных вопросах существования: иметь или быть? брать или отдавать? найти свой путь к себе или идти по пути, который выбрали за тебя другие? Каждый решает сам. Как гласит старинный рыцарский девиз: «Fais se que dois - advienne que pourra», в переводе с французского «Делай, что должен, и будь что будет».



Публикуется в сокращении. Полный текст см. на сайте автора

Разные разности
Память обезьян похожа на человеческую
Наука постоянно добывает все новые и новые факты, подтверждающие сходство людей и обезьян и намекающие на то, что, как минимум, общий предок у человека и обезьяны был. И речь идет не о внешнем сходстве, а о более тонких вещах — о работе мозга.
Камни боли
Недавно в МГУ разработали оптическую методику, позволяющую определить состав камней в живой почке пациента. Это важно для литотрипсии — процедуры, при которой камни дробятся с помощью лазерного инфракрасного излучения непосредственно в почках.
Женщина изобретающая
Пишут, что за последние 200 лет только 1,5% изобретений сделали женщины. Не удивительно. До конца XIX века во многих странах женщины вообще не имели права подавать заявки на патенты, поэтому частенько оформляли их на мужей. Сегодня сит...
Мужчина читающий
Откуда в голове изобретателя, ученого вдруг возникает идея, порой безумная — какое-нибудь невероятное устройство или процесс, которым нет аналогов в природе? Именно книги формируют воображение юных читателей, подбрасывают идеи, из которых выраст...