«Химия и Жизнь», Июль 2009

В номере:

Реакция начала жизни
Клещенко Е.
  Научный комментатор
Вопрос, который волнует не только любителей фантастики, но и ученых: когда мы найдем жизнь на экзопланете, похожей на Землю, будут ли биообъекты построены из тех же белков и нуклеиновых кислот - или из совершенно других молекул? Но главное, что нам предстоит выяснить, связано и  с историей происхождения жизни на Земле. Случайными или неизбежными были химические реакции, которые привели к появлению биомолекул?
ЭКО: от сенсации до клинической практики

Прорыв в области лечения бесплодия можно считать одним из самых значительных достижений двадцатого века. Когда на свет появился первый ребенок "из пробирки", это было не просто сенсацией: много лет даже врачи-гинекологи отказывались верить в "пробирочное" зачатие и пугали пациентов чудовищными последствиями. Сегодня вспомогательные репродуктивные технологии дают возможность иметь ребенка многим  парам, которые еще недавно были обречены на бездетность.
Нанобактерии и кальцификация плаценты
Шварцбурд П.М., Вайнштейн М.Б.
Кальцификация плаценты - одна из самых загадочных патологий беременности. В конце 90-х годов ученые обнаружили нанобактерии, которые формируют кальцинаты, в почечных камнях, в зубном налете и в кальцифицированных артериях. Не участвуют ли они в ранних стадиях кальцификации плаценты? Эту гипотезу мы проверяем в настоящем исследовании.
Y-хромосома:остаток или итог?
Австралийский профессор Дженнифер Грейвс, исследовавшая изменения мужской половой хромосомы млекопитающих, заявила о том, что Y-хромосома дегенерирует, и в далеком будущем это может привести к ее полному исчезновению. Однако существуют и другие прогнозы, предлагающие более оптимистичные варианты развития событий.
Химия и кризис
Заболотский С,А.
Кризис отечественной химической промышленности, начавшийся летом 2008 года, был вызван отсталостью производства и недостаточно развитыми внутренними рынками. Если большая часть продукции - дешевое сырье для зарубежных предприятий, то объем его продаж зависит от положения на внешнем рынке. Из диагноза следует и средство лечения: необходимо создать условия для возникновения в нашей стране проищзводств замкнутого цикла, а долю конечной продукции в общем объеме довести до 30-40 %. Тогда отрасль приобретет устойчивость к будущим экономическим потрясениям.
Необычные свойства обычных полимеров
Марков А.
Новые технологии обработки полиэтилена позволяют значительно улучшить его свойства. Термовытяжка полимерных пленок позволяет во много раз увеличить их прочность при малой толщине и малом весе. Почему так называемые ориентированные полимеры прочнее обыкновенных, и как ведут себя полимерные расплавы, рассказывается в этой статье.
Сверхполиэтилен
Сверхвысокомолекулярный полиэтилен отличается от обычного не только длиной молекул, но и свойствами. Это хороший конструкционный материал, способный заменить сталь, бронзу, а также более дорогие пластики - полиамид или фторопласт. Если удастся наладить производство нанокомпозитов на его основе, это обеспечит немалый экономический эффект.
Марганец
Лябин М.П., Строкатова С.Ф.
Марганец - достаточно распространенный элемент, но его добыча сопряжена со значительными сложностями, потому что немалая часть марганцевых месторождений находится на морском дне. По объемам глобального потребления марганец занимает четвертое место среди металлов, это безусловно необходимый элемент в жизни человека, поэтому сегодня актуальны и разработка новых месторождений, и тщательное изучение свойств этого металла и его соединений.
Радиоактивность внутри нас
Источник так называемого внутреннего радиоактивного облучения - радионуклиды в нашем собственном теле, избавиться от которых так же невозможно, как от кальция или фосфора. Радиоактивные изотопы углерода и калия присутствуют в человеческом организме с самого рождения, и их радиоактивный распад в определенной степени воздействует на живые клетки.
Невидимость
Митио Каку
На протяжении по крайней мере ста лет физики дружно отрицали возможность создания плащей-невидимок и и однозначно заявляли, что невидимость не согласуется с известными нам свойствами вещества. Однако сегодня невозможное может стать возможным: достижения в области "метаматериалов" заставляют в значительной степени пересмотреть учебники оптики.
Верь глазам своим!
Селезнева Н.В.
Одним из источников новых технических идей служит наука бионика, применяющая знания о биологических процессах и явлениях для решения инженерных задач. За миллионы лет сложилась гигантская сокровищница, где каждый вид живых организмов - образец инженерного творчества природы. В этой сокровищнице есть немало полезного и для разработчиков систем навигации.
Дино сапиенс
Панченко Григорий
Разумный динозавр. Возможен ли такой вариант эволюции, или это лишь фантастика?
Ода ахатине
Ахатина - одно из самых простых в содержании домашних животных, но, тем не менее, наблюдение за ней радует глаз и успокаивает нервы не хуже, чем содержание рыбок в аквариуме.
Укроп
  Непростые ответы на простые вопросы
Родина укропа - Средиземноморье, Персия и Восточная Индия, где он до сих пор растет в диком виде. Однако благодаря своей холодостойкости он быстро продвинулся на север, и не позже десятого века появился на территории России.
Первая заповедь дуэлянта
Цепенюк Евгений
- Превосходный пример.Блестящий, я бы сказал, образец. Эталон! Того, как не следует завершать дуэль.Ну-ка, - обратился Наставник к осторожному ученику, - напомни старшим товарищам, какова  третья заповедь дуэлянта?
- Не дай себя убить по-настоящему! - отчеканил тот.
Жидкие кристаллы
  Материалы нашего мира
Жидкие кристаллы - удивительные вещества, которые одновременно ведут себя и как жидкость, и как кристалл. Чаще всего они используются в многочисленных устройствах для отображения информации.

07.08.2020 16:00:00

Планета Проксима b не случайно привлекает пристальное внимание астрономов. Ведь сразу после ее открытия выяснилось, что это почти Земля: массу оценили в 1,3 земных, причем расположена планета в обитаемой зоне, где возможна жидкая вода. Теперь же к расследованию присоединился точнейший спектрограф ESPRESSO.

07.07.2020 18:00:00