…Верование или убеждение, что наша мысль, чувство, воля, жизнь обусловлены чем-то отличным от нашего тела, хотя и связанным с ним… свойственно, по-видимому, всему человечеству и может быть констатировано на самых низких степенях культуры, у самых первобытных племен. Происхождение этого верования может быть сведено, в конце концов… к признанию своего «я», своей индивидуальности, более или менее тесно связанной с материальным телом, но не тождественной с ним, а только пользующейся им как жилищем, орудием, органом. …Но подобное же движущее начало представляют, кроме человека, животные, растения, даже многие предметы неорганической природы. Волнующееся море, сверкающая молния… точно так же, как и тикающие часы, играющая табакерка, движущийся пароход, — все это способно вызвать представление о двигающей или проявляющейся силе, а так как сила, по аналогии с человеческой, предполагает ее производителя… то во всех этих формах силы или проявления можно также предполагать… некоторое движущее начало или «душу». И действительно, многие дикари пользуются одним и тем же словом, обозначающим у них душу, для названия всего выказывающего известную силу или движение…
В приложении к человеческой душе убеждение в ее отдельности от тела и способности покидать последнее могло возникнуть и укрепиться на основании наблюдений над явлениями сна, обморока, смерти… Эту расстающуюся с телом субстанцию народная мысль представляет себе как дыхание, дуновение, легкое облачко, пар, тень, летающую бабочку или птичку; но особенно распространено сравнение с дыханием, следы которого сохранились и теперь в языках культурных народов (anima, греч. anemos, санск. atman — дух, дыхание, душа, spiritus, yugh, pneuma и т.д.) По вопросу, где именно имеет душа свое местопребывание в теле, мнения народов разнятся между собою. Полинезийцы считали местопребыванием ее полость живота. Караибы, сиамцы помещали душу в сердце и жилах; папуасы и евреи — в крови… другие — в груди, голове, печени. При смерти душа выходит из тела (через рот), но дальнейшая ее судьба различными народами также понимается различно… Душа в философском смысле — см. Психология.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1893.
…Понятие, выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии и психологии — понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Понятие души восходит к анимистическим представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда — и растения), покидающей его во время сна или в случае смерти… Аристотель является родоначальником научного подхода к изучению души как формы живого тела (с точки зрения аристотелевского расчленения формы и материи), рассматривая ее в контексте учения о целесообразности и развитии органической природы. Душа понимается Аристотелем как энтелехия (осуществление) тела, его активное целесообразное начало. Аристотель выделяет три вида души: питательную (растительную душу), чувствующую (животную душу — со способностями чувственного восприятия, желания и движения) и разумную душу (специфически человеческую)… В новоевропейской философии термин «душа» в собственном смысле стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека… В экспериментальной психологии, получившей развитие с середины XIX века, понятие души вытесняется в значительной мере понятием психики. Потребность в целостном подходе к человеку и его психической жизни актуализировала на рубеже XIX–XX вв. интерес к проблеме души как внутренней жизни человека, придающей активность и целенаправленность его поведению и деятельности.
Большая Cоветская энциклопедия, третье издание, том 8, 1972