Что такое душа?

(«ХиЖ», 2003, №9)

Когда мы употребляем обороты «большой души человек», «зачерствел душой», мы точно знаем, о чем идет речь. А если знаем, то можем дать определение. Или, во всяком случае, попытаться.

С материей естественные науки в общих чертах разобрались, поскольку большинство объектов исследования материальны. Все, кто учился при Советской власти, безуслоно помнят ленинское определение: «Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях». А для тех, кто не любит творчество данного автора, есть простая цитата из толкового словаря: «1. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. 2. Вещество, из которого состоят физические тела природы».

Что касается идеального, второй неотъемлемой части мироздания, то здесь все сложнее и туманнее. Вот и душа в энциклопедиях и словарях по сей день представлена двумя «ипостасями». Статья на букву «Д» рассматривает душу как религиозно-мифологическое представление, характерное для развитых культур, некий поэтически выраженный результат самопознания. В то же время предмет науки психологии — психика: «свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности». Несмотря на общий греческий корень, психологи и психиатры с конца XIX века решительно настаивают на том, что психика и душа — вещи разные. Душа — нечто из словаря поэта или священника, а психика — поле работы ученого-материалиста. Душа так и норовит существовать отдельно от тела, психика же вне мозга немыслима. И прекрасно, сказали бы мы. Только вот определение — «свойство, являющееся особой формой» — как ни взгляни, несколько расплывчато.

Исследованием идеального мира занимаются религия и искусство. Однако «идеальное» (осторожности ради поставим здесь это слово в кавычки) все больше интересует и науку. Размышляя о том, насколько реальна расшифровка нервного кода, обеспечивающего мыслительный процесс, академик РАН Н.П. Бехтерева пишет: «Дальше будет идти некуда, дальше — идеальное! Материальное, лежащее в ее основе, могут изучать морфологи, физиологи, биофизики и т.д. А идеальное для таких материалистов — табу! Вот психологи, психиатры — пожалуйста... Но все-таки, что же такое для диалектического материалиста или просто наделенного кроме идеологии еще и здравым смыслом это идеальное? Ничто? Но «ничто» не может сдвигать горы, строить города, надо или не надо — поворачивать реки, передавать знания — да мало ли что еще делает человеческая мысль!.. Не только думаю, но верю и надеюсь, что задача изучения сущности так называемого идеального должна быть поставлена... Да так недолго и до души добраться, обязательно скажут оппоненты. Не обвиняйте меня, пожалуйста, в идеализме, философы. Идеалисты — это те, кто допускает, что горы сдвигает «ничто».

Как известно, взгляды Натальи Петровны Бехтеревой далеки от официальной позиции науки. Но непросто обвинить в некомпетентности человека, внесшего огромный вклад в развитие нейрофизиологии и нейронаук — тех самых материальных основ идеального. И в любом случае нельзя отказать в смелости женщине, взявшей на себя формулировку задачи, которой до сих пор чураются серьезные ученые и которую тем не менее придется решать. Впервые разграничив идеальное и материальное, философы вряд ли могли представить, что нога исследователя ступит на пограничную полосу, что люди станут фиксировать процессы в мозгу, сопровождающие математические вычисления, чтение стихов и религиозный экстаз. К чему приведут «пограничные инциденты» — окажется ли идеальное особой формой материи, так же, как абстрактная «единица наследственности» в конце концов оказалась участком молекулы ДНК? Состоится ли наконец встреча с «непознаваемым», которую те же философы так давно обещают ученым? Ясно одно: наука не отступится, пока не найдет ответа.

Сегодня мы предлагаем читателям принять участие в решении этой задачи.


«Химия и жизнь» объявляет конкурс на лучшее определение души. Оно должно быть коротким (диссертаций присылать не надо), емким и по возможности научным, а не поэтическим. А вот академическая серьезность не обязательна. Как известно, чувство юмора — один из инструментов познания мира. Просим не переписывать энциклопедические словари — это мы сделаем сами для экономии вашего времени. У каждого человека есть его собственный духовный опыт, он-то нам и интересен. К тому же наши читатели безусловно не обделены интеллектом, поэтому подобная задача, мы надеемся, покажется интересной. Ведь речь идет не об анкетировании или опросе, а о приглашении к коллективному творчеству. Присылайте свои сообщения до 31 марта 2004 года на почтовый или электронный адрес редакции с пометкой «Конкурс».

Разные разности
Исчезающий почерк
Графология — интереснейшая наука и практика, которая, похоже, скоро потеряет главный предмет своего исследования — почерк. Может, и Бог с ним с этим почерком? Может, он и не нужен в нынешних реалиях торжества цифры?
О чем забыли в круговороте воды
Как быстро вода движется в круговороте на Земле? Начав детально разбираться с этим вопросом, исследователи из США с удивлением обнаружили, что в картине круговорота воды учтены реки, озера и моря, ледники и почва, но блистательно отсутствуют рас...
Микроб 2025 года
Ассоциация общей и прикладной микробиологии назвала булавовидную бактерию Corynebacterium glutamicum микробом 2025 года. За что такая честь? За заслуги перед человечеством.
Пишут, что...
…создан первый в России прототип 50-кубитного квантового вычислителя на одиночных нейтральных атомах рубидия, который успешно протестировали в эксперименте… …у шимпанзе, чья ДНК на 98% совпадает с человеческой, нашли связанные с устойчиво...