«Химия и Жизнь», Январь 2003

В номере:

В погоне за металлическим водородом
Благутина В.В.
  Элемент №...
Еще в 30-х годах ХХ века ученые предсказали, что если водород сжать до больших давлений, он из газа-диэлектрика превратится в проводящий металл. Эту проблему внесли в список наиболее важных задач физики твердого тела. Прошло почти семьдесят лет, но никто так и не может сказать "я получил металлический водород"...
Элемент номер « –1 »
Благутина В.В.
  Элемент №...
Антиводород. В наше время это уже не звучит, как слово из фантастического романа: осенью в ЦЕРНе ученые получили 170 000 атомов антиводорода.
Шаровая молния — концентрат света
Торчигин В.П., Торчигин А.В.
Никто не заставляет считать, что человек, столкнувшись с шаровой молнией, всегда наблюдает одно и то же. Возможно, существует целое семейство явлений, вызванных к жизни огромными силами разбушевавшейся стихии. Именно поэтому гипотезы шаровых молний появляются постоянно, и у каждой есть свое сильное место. Вот еще одна, оптическая, гипотеза.
Что думают биологи о виде
Махров А.А.
Жизнь систематиков сложна. Многие из них, вероятно, с тоской вспоминают средневековье. Как просто было тогда! Не соответствует особь «архетипу» - значит, «бастард» или урод, о котором можно тут же забыть. А теперь непонятных существ, как в поговорке, «не знают, куда усадить, как величать». К тому виду их отнести или, может, к другому? Или же это вообще промежуточная форма, из которой совершенно новый вид возникает? Одна радость - раз виды постоянно меняются, а способов их идентификации становится все больше, систематики никогда не останутся без работы!
Проблемы экспансии лженауки
Александров Е.Б.
Правомерно ли подвергать сомнению свободу поиска? Можно ли лишать исследователя права на ошибку? Как отличить предмет научного исследования от лженауки?
Вера и Знание
Злоказов В.Б.
Отклики на статью В.В.Налимова «Жизнь и смерть», опубликованную во втором номере «Химии и жизни» за прошлый год, редакция получает до сих пор. Два наиболее ярких мы решили опубликовать.
Так ли все плохо?
Ушаков Р.В.
Люди, бактерии, фаги: тонкости совместной жизни
Крылов В.Н.
Фаги могут помочь в борьбе с бактериями, а могут и вызвать новые болезни. Так кто же они для человека: враги или друзья?
Дрожжи атакуют
Голубев В.И., Голубева Е.В.
В течение тысячелетий человек использует в хозяйстве дрожжи, и уже несколько столетий эти одноклеточные грибы служат удобными объектами для разнообразных исследований.
Вопросы крови: история с географией
Травин А.А
  Человек: вчера, сегодня, завтра
Группы крови: что это такое, как они возникли, у кого, если иметь в виду эволюцию, и зачем? Ведь если в природе что-то случается и, главное, закрепляется, значит, как сказал поэт, это кому-то нужно.
Пантеон российских мозгов
Спивак М.
Исследование гениальных мозгов в начале ХХ века представляло собой целое научное направление. Но почти никто не знает, в чем действительная ценность работ, проводившихся в московском Институте мозга.
Загадка над головой
  Как это устроено
Что может быть обыденнее люминесцентной лампы? Но так ли с ней все просто, как мы думаем, прочитав школьный учебник физики?
Чего хотят химики
  Полезные ссылки
В фирме ChemBridge предлагают химикам то, чего они хотят.
Уравнение на стыке наук
Хачоян А.В.
Рецензия на книгу В.Штиллера «Уравнение Аррениуса и неравновесная кинетика», вышедшую в издательстве Мир в 2000 году.
Осколки
Кликин М.
Кариатида
  Жертва науки
Кто вспомнится вам, когда вы услышите выражение «резать лягушек»? Тургеневский Базаров или все же врач и анатом Луиджи Гальвани?

20.07.2021

Кристофер Хансон, старший лектор Университета Мальмё, давно изучает различные «стыдливые» фобии шведов. С недавних пор среди них оказалось и поедание кипрского сыра халуми.

06.07.2021 17:00:00

…исследователи выяснили, как будет меняться скорость астероида Апофис после 2029 года, что позволит использовать гравитационный маневр и избежать столкновения астероида с Землей в 2051 году…

…специально натренированные собаки учуивают коронавирус в образцах мочи с вероятностью 95%…

…неинвазивный метод стимуляции мозга с помощью сфокусированного ультразвука позволяет включать и выключать определенные типы нейронов и может быть использован при лечении нейродегенеративных заболеваний…

29.06.2021 17:00:00

Болезни желудка и кишечника превратились в этакий бич для человечества. На помощь могут прийти братья наши мельчайшие – бактерии. Нет, речь не идет о правильном питании с использованием пробиотиков.

23.06.2021 17:00:00

Оказывается, консолидацию разрозненных экстремистов в организованную группу можно отследить по динамике нарастания определенного содержания в Сети: ее удалось описать единым уравнением, используемым в физике при изучении морских волн.

16.06.2021 16:00:00