«Химия и Жизнь», Октябрь 2002

В номере:

Вижу — не вижу
Александрин В.В.
  Расследование
Способен ли человек видеть без помощи глаз? Казалось бы, ответ может быть только отрицательным. Но эксперимент с двойным слепым контролем не опроверг факт существования феномена. Подробный рассказ об исследовании так называемого альтернативного видения по методике В.М.Бронникова.
Осязаемый DOS
Об осязании, которое всегда с нами, и о методах обучения и тренировки слепоглухих.
Чувство, которое всегда с тобой
Что на сегодня мы знаем об осязании. Как оно устроено и как изменять свой порог ощущений.
Электроны обратной стороны
Максименко О.О., Мотылев С.
Даже в хорошо изученной электронной оптике можно получить нечто новое. Электрон - заряженная частица, поэтому его поведением легко управлять электромагнитным полем. Именно из поля сделан основной элемент электронной оптики - линза, которая фокусирует пучок быстрых электронов и направляет его в нужную точку, например на экран монитора. Впрочем, для полноценного управления нужны еще зеркала. Плоское зеркало для электронов известно очень давно - это пластинка с поданным на нее электрическим потенциалом. А вот сферического зеркала для электронов до недавнего времени не было. О сферическом зеркале, созданном петербургскими учеными из РНЦ «Прикладная химия».
Полет на антипротонах
Алексеев С.
Как долететь до Марса за месяц?
Жидкость, которая твердеет в магнитном поле
Сенатская И.И., Байбуртский Ф.С.
На столе лежит капля маслянистой жидкости. Вы подносите к ней магнит, и капля превращается в твердый столбик, протянувшийся от стола к магниту. На такие превращения способны только магнитные жидкости.
Коллоидная стереолитография
Как преуспеть в науке
Уотсон Д.
Чтобы достичь успеха в науке, требуется везение. Нобелевский лауреат Джеймс Уотсон на симпозиуме, посвященном сороковой годовщине открытия двойной спирали ДНК, сформулировал пять правил, соблюдение которых приведет ученого к успеху.
Ода карликовым самцам
Махров А.А.
  Проблемы и методы любви
Спросите кого-нибудь, как выглядит лосось, и почти наверняка услышите в ответ, что это большая сильная рыба. Но если мы будем чересчур усердно вылавливать крупных рыб, то наши потомки будут знать их как маленьких толстеньких полосатых рыбок.
Анатомия крови и чести
Черников А.М.
В 1628 году в Англии вышел труд, которому было суждено совершить переворот во взглядах на кровеносную систему человека. Он назывался «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных».
Игла-самокрутка
Тимофеева О.
Может ли человек сделать иглу диаметром в нанометры, а длиной - в сантиметры? Да, если он воспользуется технологией, которую придумали новосибирские ученые.
Умная мышца марафонца
Шенкман Б.С.
Неработающая мышца атрофируется, работающая – нет. Так что тренируйтесь, и ваши мышцы будут красивы. Таков эмпирический опыт, который все принимают на веру. Все, но не ученые. Их интересуют куда более тонкие вещи — какие изменения и по каким механизмам происходят в мышцах во время тренировок.
Лос-Аламос снизу
Фейнман Р.
«В один прекрасный день я работал у себя в комнате в Принстоне, когда вошел Боб Уилсон и сказал, что он подписал контракт на секретную работу и не должен трепаться об этом, но мне расскажет, поскольку уверен, что когда я узнаю о его работе, то захочу присоединиться к нему». Ричард Фейнман
Великая чума
Точильникова Н.
  Литературные страницы
Гиганты науки
  Жертва науки
О роли кукурузы в генетике.

05.05.2020 17:00:00

Смартфон может незаметно передавать секретные сведения посторонним через неучтенную разработчиками прореху на границе между столом и смартфоном. Как же это может быть? Ответ в ходе серии экспериментов получили исследователи из Вашингтонского университета.

29.04.2020 17:00:00

Загадочное внезапное похолодание, случившееся на планете 13 тысяч лет назад, не устает привлекать внимание климатологов. Сейчас есть двое подозреваемых: ледниковое озеро Агассис и кометы, упавшие в Северной Америке. Теперь же, стараниями ученых из Геологической службы США, возник третий участник драмы – ледниковое озера Миссула, катастрофически опорожнившееся в Тихий океан.