«Химия и Жизнь», Июнь 2001

Миллион старых шин, или новый подход к старой проблеме
Ноу-хау
Миллион старых шин, или новый подход к старой проблеме
Вольфсон С.А.
В те далекие времена, когда автомобиль был скорее роскошью, чем средством передвижения, старые грузовые шины можно было закапывать. Однако когда счет пошел на миллионы, нужны принципиально новые решения. В России они уже есть.
Химия взрыва на нефтехранилище
Химия взрыва на нефтехранилище
Гоник А.А.
О причинах и способах предотвращения аварий на нефтехранилищах.
Толочь воду в ступе... досуха
Толочь воду в ступе... досуха
Хачоян А.В.
Об удивительном открытии японских исследователей, которые научились разлагать стабильные молекулы воды на составные части с помощью "палочки и веревочки" - мешалки и порошка катализатора. И все это - в обычном сосуде при комнатной температуре.
Фуллерены без углерода, или Платоническая химия
Фуллерены без углерода, или Платоническая химия
Хачоян А.В.
Эстетичность и высокие технические характеристики химических веществ зачастую идут рука об руку. Нобелевский лауреат Роальд Хоффман написало синтезе кубана: «стремление синтезировать эту молекулу было обусловлено не ее практической ценностью, а исключительной красотой».
Нанокосмос химика
Расчеты
Нанокосмос химика
Закгейм А.Ю.
По подсчетам автора, Земля меньше Вселенной примерно в той же степени, что и атом меньше Земли, а значит, нанокосмос, с которым работают химики, мир атомов и молекул,по-своему не менее величествен, чем мегакосмос — звездное небо.
Схема тела
Схема тела
Александрин В.В.
Резкий, агрессивный человек пишет рубленым почерком, как будто танцует танго со своей авторучкой. Человек добродушный, спокойный пишет плавно, округло, в ритме вальса.
О пушкинском "Анчаре": токсикология или поэзия?
Закрытая статья
О пушкинском "Анчаре": токсикология или поэзия?
Раменский Е.В.
Приближалась очередная годовщина дня гибели А.Пушкина. Студент биофака вдруг задумался: неужели в природе существует "древо яда" из пушкинского "Анчара"? А что это за "гробовая змея", ужалившая вещего Олега на могиле его любимого коня? И зачем Пушкину было возводить напраслину на хорошего композитора Антонио Сальери, будто бы отравившего великого Моцарта?
Где живет душа
Где живет душа
Жвирблис В.Е.
Если душа реально существует, то где же она находится?
В зеркале
Современная сказка
В зеркале
Брюсов В.
Выдержки из малоизвестного рассказа Валерия Брюсова - писателя и поэта, получившего естественно-научное образование в Московском университете, и автора часто цитируемого стихотворения «Мир электрона».
Молекулы средней массы - наш внутренний яд
Молекулы средней массы - наш внутренний яд
Прозоровский В.Б.
Эндотоксикоз - это отравление ядами, синтезированными внутри организма. Открытие его биохимической природы сопоставимо с открытием Ганса Селье, который впервые ввел понятие стресс-синдрома. Но сегодня эндотоксикоз "растащили" по разным клиникам, разным болезням и даже по разным больным, и в море частных случаев потонула общая проблема: обсуждению эндотоксикоза как такового посвящены лишь отдельные работы. Автор статьи поставил задачу обратить внимание на общее, не отрицая частного.
Лекарство из рассола
Лекарство из рассола
Литвинов М.
Бактерии-экстремалы, умудряющиеся неплохо жить в невыносимых условиях Каспийского и Мертвого морей, где концентрация соли достигает 34%, просто напичканы полезными веществами и потому служат прекрасной основой для лекарств и пищевых добавок.
Солить или засахаривать?
Из писем в редакцию
Солить или засахаривать?
Трчунян Армен
С незапамятных времен люди засаливают или засахаривают пищу. Мы хорошо знаем, что оба способа предотвращают рост большинства бактерий и защищают пищу от накопления бактериальных токсинов. Но мало кто задумывается, почему это происходит и что эффективнее в качестве консерванта.
Как оживить пятый фасад
Как оживить пятый фасад
Ушанов К.
От экватора до Полярного круга можно найти крыши, на которых растут пальмы или яблони, и лишь на территории России ничего похожего до недавних пор не было, хотя социализм и оставил нам в наследство огромные площади плоских крыш.
Растения -высотники
Растения -высотники
Мазуренко М.Т.
Какие растения лучше всего подходят для озеленения крыш?
Диковинки в мире молекул
Самое, самое...в химии
Диковинки в мире молекул
Самая большая и тяжелая из обычных молекул - мышечный белок титин, состоящий из последовательности 26926 аминокислот. Его длина превышает 1000нм, тогда как размеры обычных молекул измеряются долями нанометра. А на что способны химики-синтетики?
Точки Чернова
Точки Чернова
Великий русский металлург Д.К.Чернов увлекался воздухоплаванием. Именно он открыл принцип движения вертолета.
Возможность механического воздухоплавания без баллона