«Химия и Жизнь», Январь 2000

В номере:

Нижегородская силиконовая долина
Комаров С.М.
  Мастерские науки
Как выжить в рыночных условиях, опираясь на собственные силы, знают в Институте химии высокочистых веществ РАН, что в Нижнем Новгороде. Сейчас в институте разрабатывают методики получения высокочистых веществ и создают материалы, которые пользуются спросом на Западе.
Лазеры и световоды
  С миру по нитке
Живые полимеры
Валуев Л.И., Валуев И.Л.
Создание химических соединений, материалов и конструкций для замены живых органов и тканей (от протеза берцовой кости до искусственной почки) - проблема не новая. Многие десятилетия ученые синтезируют вещества, которые обладают необходимыми физическими и химическими свойствами и при этом способны работать в такой чувствительной и одновременно агрессивной среде, как живой организм. Сегодня уже возможно имитировать не только конкретные химические и механические свойства живой материи, но и ее способность обмениваться с окружающей средой информацией, энергией или веществом.
Сверхмалые дозы в лаборатории
Бурлакова Е.Б.
"...Мы изучали действие антиоксидантов из класса фенолов на изолированный нейрон виноградной улитки. Концентрации 10-4...10-3 М оказались токсичными для клетки, и необходимо было уменьшить дозу. Однако лаборантка по ошибке приготовила сто- и тысячекратные разведения. Эффект не только не исчез, но и усилился! Поначалу наши результаты вызывали недоверие и насмешку. Теперь, через пятнадцать лет, о сверхмалых дозах говорят как о реальном явлении, которое нуждается в серьезном исследовании."
Мембрана-сенсор - это не нонсенс
Каховский Л.
Различные вещества могут влиять на биосистемы в концентрациях, которые соответствуют нескольким молекулам на клетку. Это говорит о том, что клетки способны воспринимать и усиливать подобные точечные воздействия. Давно обсуждается гипотеза, что активную роль в этом играют биомембраны.
Падре реанимационе
Александрин В.В.
Подробный рассказ об основателе российской реаниматологии В.А.Неговском и о дальнейших перспективах развития этой области здравоохранения.
Сергеев В.
Еще один взгляд на проблему клинической смерти.  >>
Может ли самец стать матерью?
Шеховцов А.
  Последние известия
Исследователи из института биологии развития и ВНИИ пресноводного рыбного хозяйства получили личинку белуги из икринки севрюги, ядро которой получено от слияния двух сперматозоидов. Авторы работы недавно получили премию издательства "Наука" по итогам 1998 года.
Рак под микроскопом: катастрофа или надежда?
Несветов А.М.
Рак сам по себе может остановиться в своем развитии как на начальной, так и на любой другой стадии, и оставаться некоторое время неактивным. Патологоанатомы разных стран наблюдали подобные законсервированные формы рака при вскрытиях...
Злая норма рака
Фейгельман С.С.
С раком, как фактором отбора, человечество рано или поздно справиться. То, что было полезным для выживания когда-то в доисторические времена, теперь обернулось другой стороной медали. Поэтому со злой нормой надо бороться и ее побеждать.
Саблезубые сосиски
Афонькин С.Ю.
Над поверхностью убитой солнцем и затвердевшей в камень саванны Восточной Африки временами взлетают фонтанчики растертой в пыль земли. Ее выбрасывают из своих многокилометровых тоннелей голые землекопы или, как их называют англичане "голые кротовые крысы".
Язык химиков
Левицкий М.М.
  Классика науки
Наука не может развиваться без специального профессионального языка. В химии - это язык химических формул. Основы современного химического письма заложил Я.Берцелиус, который в качестве символов химических элементов использовал первую букву их латинских названий.
Откровения Эдгара По
Сонин А.С.
До сих пор в научной и научно-популярной литературе обсуждают различные сценарии возникновения и эволюции Вселенной - бесконечное расширение, раздувание, пульсация. Мелькают имена Эйнштейна, Фридмана, Леметра, де Ситтера, Хокинга... Но мало кто знает, что у истоков нестационарной космогонии стоял великий американский поэт и писатель Эдгар Аллан По.
Как обмелел Арал
Чернышев В.П.
В 1963 году мы закончили камышовую эпопею и сдали планшеты заказчику. А через два года пришла рекламация: там, где на наших планах был указан семиметровый камыш, росли лишь камышинки высотой в полметра...
Сказание о Змее Горыныче - двигателе прогресса
Мехнин А.
Нынешний год, согласно восточному календарю, - год дракона. Поэтому, будет вполне уместным поговорить о нашем собственном российском драконе - Змее Горыныче, чтобы подыскать ему достойное место в политической и духовной жизни страны.
Планета собак