«Химия и Жизнь», Август 2000

В номере:

ГенЭтика: что заботит Европу, а что - Россию
Янковский Н.К.
  Размышления
Разрабатывая этические и правовые аспекты использования генетической информации, нужно обсуждать эти вопросы с учеными-генетиками, социологами, юристами, священнослужителями, работниками социальной сферы, представителями СМИ и, что очень важно, рядовыми гражданами, которым должна быть доступна достоверная информация о возможностях науки.
Вакцина от рака
Белоконева О.С.
В экспериментах на мышах вакцина на основе гена TAG-7 показала неплохие результаты. Особенно успешными были эксперименты по профилактике меланомы: после вакцинирования раковая опухоль не прививалась вовсе! Новая вакцина дала хороший эффект и при лечении злокачественной опухоли молочной железы: около 25% мышей удавалось вылечить полностью.
Как размножается ДНК
Полищук А.М.
Краеугольная проблема биологии: как организм регулирует удвоение (репликацию) ДНК. Действительно, поскольку она контролирует развитие организма, то ее избыток или недостаток может серьезно нарушить развитие и привести к физической или репродуктивной гибели. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы при каждом клеточном делении количество ДНК удваивалось предельно точно.
Последние мамонты Русской равнины
Мащенко Е.Н.
Крупнейшая в мире коллекция севских мамонтов, включающая почти 4000 костей, пять скелетов детенышей разного возраста и два скелета взрослых мамонтов, уникальна и неоценима при исследовании возрастных и популяционных особенностей мамонтов конца плейстоценового периода. Таким собранием не обладает ни один палеонтологический музей мира.
Лазерная стереолитография
Возможности лазерной установки огромные - за год на ней можно выращивать тысячу черепов, примерно столько, сколько требуется нашим медикам.
Энтомолог в музее
Нацкий К.В.
  Странички из дневника
Больше всего хлопот нашему музею доставила моль - она испортила сотни ковров, шерстяные вещи и обувь в отделе ткани и костюма. Фонды там измеряют тоннами, к тому же все это плотно утрамбовано в шкафах, сундуках и на полках. Помню, как обидно было видеть дырочки, проделанные личинками моли на цветной редчайшей мерлинской шали Лидии Руслановой.
Незаметные полчища
Авдонин В.
Если вы отдыхаете где-нибудь в Крыму или на Кавказе и осторожно ступаете по мягкому водорослевому ковру, выбирая лучшее место для купания, не забывайте, что под ногами у вас копошатся полчища хищных голодных клещей. Только не стоит пугаться: для человека эти клещи совершенно не опасны - мы для них слишком большая добыча.
Быль про русский окопник
Садовский А.С.
Для нас окопник - всего лишь лекарственный, отчасти съедобный многолетник с подозрением на ядовитость. Однако, химический состав окопника столь уникален, что это растение заслуживает более пристального внимания. История его сосуществования с человеком сложилась под влиянием случайных, субъективных и отчасти политических факторов.
"Я - дилетант-рецидивист!"
Булычев Кир
  Проблемы и методы любви
Любимая, прошу прощенья,
Что вызываю отвращенье.
Надену нимб, сниму рога -
И нету образа врага!
Но если даже в этом случае
Увижу - сердце не открыто,
Чем потерять тебя,
Уж лучше я
Сниму копыта.
В дыму отечества
Фащук Д.Я.
Зарисовки из жизни доктора географических наук.
Как отличить науку от псевдонауки, или Черты научного мышления
Левицкий М.М.
  Размышления
Спорить с людьми, убежденными на уровне веры, бесполезно. Убеждать можно лишь тех, чье мировоззрение только формируется, поэтому, борясь с лженаукой, надо обучать молодое поколение. Вероятно, студентам и аспирантам естественнонаучных специальностей следует изучать не только общую философию, но и проходить усиленный курс философии естествознания, построенный на истории науки, закономерностях ее развития, и критическом анализе тех удивительных открытий, которыми постоянно снабжают нас СМИ.

27.06.2022 16:00:00

…самцы паука-ткача после спаривания катапультируют со скоростью 65 см/сек., чтобы самка не успела его съесть…

…чемпионы по фиксации углерода — не растения, а почвенные бактерии, которые делают это в 20 раз быстрее…

…под полом собора Парижской Богоматери ученые обнаружили десять саркофагов, которые были похоронены между XIV и XVIII веками…

21.06.2022 14:00:00

Команда французских ученых выяснила, что обычные муравьи, живущие в лесу, могут различать по запаху здоровые и раковые клетки человека.

17.06.2022 14:00:00

Исследователи из Университета Бристоля придумали сенсорное устройство, с помощью которого можно снимать тревогу. Попросту, это — подушка, которая дышит. Ты ее обнимаешь и успокаиваешься.

16.06.2022 13:00:00

В коллекции Эрмитажа есть набор из восьми золотых и серебряных трубок возрастом около пяти тысяч лет, найденных на Северном Кавказе больше ста лет назад. Археолог Н.И. Веселовский, который сделал эту находку, предположил, что это скипетры. Но почему они полые? Вопрос оставался без ответа. И вот недавно появилась новая и очень убедительная версия назначения этих трубок.

15.06.2022 17:00:00

Соль, а точнее, входящие в ее состав ионы натрия, нужны любому живому существу. У хищников и всеядных, к коим относится человек, проблем с солью нет — они едят мясо, в котором благодаря крови соли много. А нужна ли соль насекомым? Этим вопросом задались экологи из Мичиганского университета и получили на него ответ в интересном эксперименте.