Гариф Шарипович Басыров родился в 1944г., учился в Московской средней художественной школе, в 1968 г. окончил ВГИК (художественный факультет). Но в кино работать не стал, увлекшись графикой — станковой, книжной, журнальной. Член Союза художников и Союза журналистов СССР.
|
Из серии «Нарцисс» Офорт, акватинта. 1986г. |
С 1969г. участвовал более чем в полутораста выставках. Его работы можно встретить в собраниях любителей искусства в СССР, Болгарии, Польше, Югославии, Японии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Турции. С 1981 г. Басыров работает также в жанре карикатуры.
С нашим журналом художника связывает давняя дружба. Напомним лишь некоторые его иллюстрации к статьям и рассказам разных лет: «Деревянный меч» (1978, №7), «Кошмар Дженкина» (1978, №12), «Презумпция невиновности вирусов» (1979, №5), «Хитин» (1979, №11), «В который раз про любовь» (1981, №4), «И теория, и миф» (1985, №5), «Чайный гриб» (1986, №9), «Через прошлое в будушее» (1986, №11), рисунки к заметкам на третьей стороне обложки в 1982 и 1987 годах.
В 1984 г. Басыров стал лауреатом конкурса «Химии и жизни». В последние годы без его рисунков не обходится практически ни один номер нашего журнала.
Зрение художников явно отличается от зрения остальной части человечества. Наш взгляд, например, если его не тренировать постепенно «замыливается» и теряет способность воспринимать окружающее с должной степенью остроты и свежести, не говоря уж о том, чтобы провидеть нечто поэтическое. К сожалению, есть немало людей, которые вообще существуют как бы отдельно от мира, не замечая земных богатств.
|
Из серии «Обитаемые пейзажи» Картон, цв. кар., 1987г. |
Мне представляется, что однажды Гарифу Басырову стало обидно за мир и за человека, и он в своих рисунках начал постепенно, лист за листом, показывать всю потрясающую абсурдность такого разобщения. Причем художник принялся обживать не только привычное, реальное пространство, данное нам в ощущениях, но отважно вторгся в такой мир, где обыденному сознанию делать нечего. В сфере его внимания оказались начала живой природы, рождение и смерть Вселенной, тайны тайн устройства материи. Графические склонности Басырова получились близки тем, кто занимается собственно наукой. Модель мира для усомнившегося художника оказалась той же самой, что и для ученого. Насколько Басыров на сегодняшний день преуспел как художник в своем гуманном деле, я сужу не только по числу его японско-болгарско-итальянско-турецко-бельгийско-польских и других премий на международных конкурсах карикатуры и даже не по растущей всесоюзной популярности его станковых произведений. Сужу прежде всего по собственной реакции на его работы и по лицам друзей. За собой и друзьями легче наблюдать. Особенно в «звездные часы» полуподвального пребывания в мастерской художника в самом центре Москвы, на Сивцевом Вражке. Здесь от искусства Басырова отступать некуда. Обыденность может продолжать шаркать ногами и гудеть где-то в другой галактике, здесь же — хочешь не хочешь — приходится быть иным человеком, неожиданно обнаруживая в себе способность к полетам во сне и наяву. И, как ни странно, ничто не мешает в этом свободном движении за грань реальности.
|
Из серии «Горожане за городом» Бум., цв. кар., 1986г. |
Один из главных моментов свидания с художником заключается не только в созерцании того, что Басыров ритмично извлекает из многочисленных папок разного формата, но и в словесном сопровождении, точнее, в коротких репликах, относящихся то к тому, что он показывает, то к персоне смотрящего. Причем его ирония распределяется достаточно равномерно — на себя, на нас, а если учитывать изображенное на бумаге, то и на весь земной шар.
Но юмор и прозрачная пейзажная лирика в его творчестве не есть нечто постоянное и обязательное. Неожиданно обрываясь, они сменяются иными завораживающими и настораживающими видениями.
Басыров мой ровесник, с той лишь разницей, что я родился в 1944 году в Москве, а он в поселке №26; его еще называли «Алжир», что по начальным буквам означает «акмолинский лагерь жен изменников Родины». Сегодня нет нужды объяснять, кого в годы сталинского произвола считали изменниками и какова была судьба их жен. Упоминаю здесь об этом потому, что подобные обстоятельства нашей жизни самым органическим образом вошли в формулу искусства Басырова. Если бы не вошли, это было бы другое искусство.
|
Из серии «Обитаемые пейзажи» (миниатюры) Бум., цв. кар., 1987г. |
Московские искусствоведы иногда нет-нет да и посетуют, что Басыров никак не выйдет из своих двух-трех послевоенных десятилетий, что он никак не расстанется с однотипными персонажами, одетыми в странные плащи и шляпы, в мешковатые пиджаки и брюки. Да и басыровские «обитаемые пейзажи», по их мнению, все больше напоминают какую-то дурную бесконечность... Что можно ответить ученым людям на все их недоумения? Что кое-какая архитектурная дурная бесконечность действительно имеет место, особенно на окраинах больших городов? Что ни дату рождения, ни воздух эпохи произвольно изменить нельзя? «Попробуйте меня от века оторвать! — сказал О. Мандельштам,— ручаюсь вам, себе свернете шею!» У многих послевоенных прозаиков и поэтов, художников и артистов в детстве и отрочестве были городские дворы и блатные песни, военные марши и бесконечные очереди. Поэтому нет нужды удивляться колоритности и обостренной социальности персонажей того же Басырова. Что же касается его склонности к серийности, то это своего рода удобная условность, не больше. Серии рисунков «Обитаемые пейзажи», «Долгое лето», «Спорт» или «Люди в углу» практически неисчерпаемы, как память, как любые иные странности басыровских землян, любящих заглядывать в космос. Поставит их художник в какие-нибудь труднейшие окраинные условия, замкнет в тесную блочную кубатуру, а они, глядишь, у него же на листе мечтают, нежатся, пиво пьют, и все-то им божья роса...
Странные непобедимые персонажи.
Странный неутомимый художник.
В конце небольшое саморазоблачение: я очень часто так и не могу понять, где у Басырова кончается станковая графика и где начинается прославившая его карикатура. Может быть, он, следуя отечественной традиции, смеется сквозь невидимые миру слезы или, наоборот, грустит смеясь?
|
Из серии «Обитаемые пейзажи» (миниатюры) Бум., цв. кар., 1988г. |
|
1. Два листа из серии «Космос» Офорт, акватинта, 1983г.
2. Ранняя весна. Из малой серии «Обитаемые пейзажи» Тушь, перо, 1980г.
3. Из серии «Спящие» Литография, 1987г. |
|
Иллюстрация к рассказу Г.К.Честертона «Деревянный меч» (1978, №7 с.88) |
|
Иллюстрация к повести Ю.В.Чайковского «Кошмар Дженкина» (1978, №12 с.108) |
|
Иллюстрация к статье К.Г.Уманского «Презумпция невиновности вирусов» (1979, №5 с.76) |
|
Иллюстрация к статье А.П.Марьина «Хитин» (1979, №11 с.41) |
|
Иллюстрация к сказке М.Кривича и О.Ольгина «В который раз про любовь» (1981, №4 с.88) |
|
Иллюстрация к статье Ю.А.Жданова «И теория, и миф» (1985, №5 с.76) |
|
Иллюстрация к статье Л.Н.Русяевой «Чайный гриб» (1986, №9 с.49) |
|
Иллюстрация к статье В.И.Артамонова «Через прошлое в будушее» (1986, №11 с.41) |