01.04.2020 10:00:00

Что уничтожает вирус внутри нас?

Что уничтожает вирус внутри нас?

Ответ – иммунная система. Она борется с любым вирусом, попавшим в организм. Вирус запрограммирован на размножение, но делать это он может только внутри живой клетки. Для коронавируса SARS-CoV-2, возбудителя пандемии COVID-19, мишенями служат клетки легких. Чтобы пролезть в клетку, вирус связывается с рецепторами на ее поверхности. Воротами для SARS-CoV-2 служит белок-рецептор ACE2, которого особенно много в клетках легких, именно к нему прикрепляются S-белки, образующие шипы в «короне» вируса. Хотя, по последним данным, этот рецептор не единственный.

В арсенале иммунной системы большое разнообразие клеток для борьбы с патогенами – вирусами и бактериями. Крупные клетки макрофаги, или фагоциты, пожирают их. Т-киллеры убивают инфицированную клетку, чтобы защитить весь организм. Т-хелперы помогают В-клеткам производить антитела.

В-клетки обеспечивают более изощренную линию защиты – они производят антитела (специальные белки), которые как ключ к замку подходят к тому или иному патогенному белку (антигену). У вируса SARS-CoV-2 антигенами служат как S-белки шипов, так и белки оболочки вируса (капсида) – и в тех, и в других встречаются участки, распознаваемые иммунными клетками (эпитопы). Антитела не дают вирусу проникнуть в клетку: они прикрепляются к белкам на поверхности вируса и тем самым блокируют их, чтобы взаимодействие с рецепторами клеток было невозможно.

Узнать, какая именно инфекция напала на организм, помогают дендритные клетки. Они устраивают для В-клеток «презентацию» антигенов – выставляют на своей поверхности участки белков (эпитопы), предназначенные для узнавания. В-клеткам остается только подобрать подходящее антитело. В-клетки потенциально способны производить гигантское разнообразие антител, и из этого разнообразия что-то обязательно подойдет к данному антигену. Но для подбора нужного антитела и его наработки требуется время.

Так происходит, если организм впервые сталкивается с патогеном. Вирус SARS-CoV-2 до конца 2019 года не проникал в организм человека, наша иммунная система с ним не знакома, поэтому сегодня, когда человек заражается, события развиваются по описанному выше сценарию. Для наработки защитных антител требуется время, у одного человека иммунные клетки справляются с этим лучше, у другого – хуже. Но одновременно в иммунной системе образуются и «клетки памяти». Это те же самые В-клетки, которые запоминают новый патоген. И если они сталкиваются с ним во второй раз, то гораздо быстрее и эффективнее производят антитела.

По этой причине переболевшие новым коронавирусом люди не болеют повторно – в их крови уже имеются необходимые антитела. И по этой же причине от болезни защищают вакцины, которые «знакомят» иммунитет с неизвестным ему ранее патогеном. Но вакцины против SARS-CoV-2 пока, к сожалению, нет, хотя над ее созданием работают команды специалистов в разных странах.

Ученым уже удалось сделать несколько успешных шагов в этом направлении. Во-первых, они нашли антитело (47D11) к S-белку на поверхности возбудителя атипичной пневмонии 2003 года (старый коронавирус SARS-Co), которое оказалось активно и против нового коронавируса. Оно блокирует вирус и не дает ему взаимодействовать с рецептором ACE2, открывающим вирусу путь в клетку. Активность 47D11 против нового коронавируса проверили на клеточной культуре.

Во-вторых, исследователи выделили аналогичные антитела и из крови людей, переболевших COVID-19. Ученые считают, что эти антитела можно использовать для создания лекарств и профилактических средств.

Анализ на наличие антител в крови используется и в тест-системах на COVID-19. Но – важный момент – антитела в крови инфицированного человека появляются не сразу (почему, мы уже объяснили выше). Зато такой тест покажет, кто из переболевших приобрел иммунитет. Масштабное тестирование население на антитела к новому коронавирусу планирует развернуть Великобритания.

26.03.2020 10:00:00

Куда девается вирус?

Мы уже писали, что коронавирус может удерживаться на разных поверхностях от трех часов до нескольких суток. Но что происходит с вирусом потом – после истечения этих часов-суток, если за это время ему не подвернулись клетки хозяина? Что с ним происходит и куда он девается?

Куда девается вирус?

Мы уже писали, что коронавирус может удерживаться на разных поверхностях от трех часов до нескольких суток. Именно поэтому мы можем подхватить его, прикоснувшись к зараженной дверной ручке или перилам. Но что происходит с вирусом потом – после истечения этих часов-суток, если за это время ему не подвернулись клетки хозяина? Что с ним происходит и куда он девается?

Жизнеспособность коронавируса впервые экспериментально проверяли в исследовании 2011 года. Тогда ученые работали с возбудителем атипичной пневмонии 2002 года (вирусом SARS-CoV). Сначала вирус высушивали на пластиковой чашке Петри и содержали при разной температуре и влажности. Затем через разные промежутки времени высушенный вирус помещали в культуру клеток и смотрели, начнет ли он размножаться. Оказалось, что коронавирус сохраняется жизнеспособным на пластиковой поверхности до пяти дней при температуре 22–25°C и влажности 40–50% (исследователи подчеркивают, что это обычные условия кондиционируемого помещения). Вирус не любит жару и избыточную влагу: при 38°C и влажности более 95% он не продержался более суток, а при температуре 56°С потерял жизнеспособность за 15 минут.

В обзоре 2016 года сравнивали жизнеспособность разных вирусов на разных поверхностях, изученную в десятках исследований. Коронавирусы (SARS-CoV и MERS-CoV) оказались значительно более живучими, чем, скажем, вирус гриппа. На тех или иных поверхностях коронавирусы выживали от нескольких дней до нескольких недель, а вирус гриппа – от нескольких часов до двух дней. Длительность зависит от дозы – чем больше вируса, тем дольше он продержится. Важно, что вирусы, изученные в этой работе, сохраняли жизнеспособность на материалах медицинского назначения – на масках, халатах, латексных перчатках.

В свежем исследовании, которое мы уже упоминали, оценивали выживаемость нового коронавируса SARS-CoV-2 на различных поверхностях. Повторим, что SARS-CoV-2 оказался наиболее устойчив на нержавеющей стали и пластике: на стали он сохранялся спустя 48 часов, на пластике – спустя 72 часа. На картоне он выживал в течение 24 часов, а на медных поверхностях – всего лишь 4 часа.

Так куда же он девается? На любых поверхностях всегда содержатся бактерии, главные санитары природы. Бактериальные ферменты, протеазы, разрушают белки вируса или, попросту, съедают его. Интересно было бы посмотреть, как будет вести себя вирус на поверхностях в стерильных условиях, но такие исследования пока не проводили. Логично предположить, что на картоне с его рыхлой развитой поверхностью живет больше бактерий, чем на пластике и стали, поэтому на картоне они расправляются с вирусом быстрее.

Но почему вирус так недолговечен на меди? Медь обладает бактерицидными свойствами. В первую очередь они касаются бактерий, но и на вирусы тоже распространяются. Эти свойства давно и широко известны, однако информации о механизме действия меди очень мало. Хотя, например, в статье, авторы которой изучали влияние меди на метаболизм белков и липидов, говорится, что ионы меди способны взаимодействовать с биологическими мембранами и переводить молекулярный кислород в активные формы. Вероятно, ионы меди, которые всегда в каком-то количестве присутствуют на медной поверхности, повреждают оболочку вируса и за счет активного кислорода окисляют белки и липиды. Поневоле вспомнишь советские пятаки, которые делали из меди и медных сплавов. Очень гигиеничный был кэш!

24.03.2020 17:30:00

Инженеры­-химики из Корнеллского университета создали пластиковый охладитель, работающий по принципу системы терморегуляции человека

pic_2020_02_63.jpg

Художник В.Богорад

Любой механизм, совершающий работу, неизбежно нагревается, поскольку его КПД меньше 100%. Хорошо, если механизм металлический и маломощный – выделенное тепло само собой рассеется в окружающей среде. А если механизм плохо проводит тепло – сделан из органики – и энергии расходует много? Тогда нужно ставить вентилятор и тем мощнее, чем мощнее этот механизм.

Однако есть и другой способ – использовать фазовое превращение, например испарение воды. За счет расхода скрытой теплоты парообразования этот процесс забирает много энергии; именно так устроена система охлаждения человека: нагревшись, он потеет, и пот, испаряясь, уносит с собой лишнее тепло.

«А не воспользоваться ли этой подсказкой природы для охлаждения мягкотелых роботов с мускулами из пластика? – подумал Род Шеферд, доцент Корнеллского университета. – Ведь у таких роботов, в отличие от металлических, будет плохая теплоотдача, да и неясно, найдется ли место для вентилятора». Задумано – сделано («Science Robotics», январь, 2020). Инженеры­-химики из группы Шеферда создали двуслойный пластиковый охладитель. Он состоит из двух слоев гидрогеля, реагирующих на температуру. При нагреве до 30оС нижний гидрогель выдавливает из себя капельки влаги. Они оказываются в верхнем слое, в котором проделаны микроскопические поры; при нагреве они раскрываются, и вода поступает на поверхность, где испаряется, охлаждая устройство. При падении температуры поры закрываются и испарение прекращается. Эксперименты показали, что пластиковая система охлаждает в три раза быстрее, чем человеческая кожа.

Одна неприятность – нужно время от времени пополнять запас воды. Если система Шеферда приживется, будущие мягкотелые роботы станут не только потеть, но и пить. Причем неочевидно, что воду – испарение спирта дает гораздо более высокую эффективность охлаждения. Похоже, у роботов все будет так, как у людей…

21.03.2020 10:00:00

Водка работает!

Водка работает!

Продолжаем отслеживать, что говорит наука о способах уничтожения коронавируса, прежде всего – на руках. В прошлый раз мы рассказали о результатах исследований, в которых изучали, как действуют дезинфицирующие средства на возбудителя атипичной пневмонии 2002 года (SARS-CoV) и на возбудителя ближневосточного респираторного синдрома 2015 года (MERS-CoV) – то есть на ближайших родственников нового коронавируса (SARS-CoV-2), который сегодня держит в страхе всю планету и обрушивает мировую экономику.

Но вот свежая информация. Специалисты из Германии и Швейцарии проверили, как действуют дезинфицирующие средства именно на новый коронавирус. Результаты опубликованы на сайте препринтов BioRxiv (https://www.biorxiv.org/content/10.1101/2020.03.10.986711v1.full.pdf).
Исследователи тестировали два антисептика, рекомендованных ВОЗ для обработки рук: средство I на основе 85%-ного этанола (плюс глицерин и пероксид водорода), средство II на основе 75%-ного изопропанола (с теми же добавками). Помимо этих готовых продуктов ученые проверили, как действуют на вирус спирты – этанол и 2-пропанол. В эксперименте суспензию вирусных частиц смешивали с питательным раствором (сывороточный альбумин) и дезинфицирующими растворами в разных концентрациях, результат оценивали через 30 секунд.

Готовые антисептики для рук (средства I и II) за это время обезвреживали все вирусы, причем средства работали, даже если их разбавляли вдвое (I) и втрое (II). А тестирование чистых спиртов показало, что для уничтожения вируса за полминуты достаточно 30%-ного раствора этанола либо 30%-ного раствора изопропанола. Напомню, что спирт вызывает денатурацию белков – нарушается их четвертичная, третичная и вторичная структура. В результате оболочка вируса теряет способность связываться с рецепторами клеток человека.

Итак, главный вывод – водка работает! Поэтому, если нет под рукой патентованных средств, протирайте руки, смартфоны и прочие поверхности обычной водкой. Уж с ней-то проблем быть не должно. Речь идет только о внешнем применении, а не о внутреннем.

20.03.2020 10:00:00

Как дезинфицирующие средства убивают коронавирус?

Каждый из нас может внести свою посильную лепту в борьбу с вирусом, используя доступные подручные средства, чтобы мыть и протирать руки и всякие поверхности.

Как дезинфицирующие средства убивают коронавирус?

Есть много способов убить бактерии и другие микроорганизмы, то есть живые клетки: в организме человека – с помощью антибиотиков, во внешней среде – с помощью органических растворителей и окислителей, кислот и щелочей, жесткого ультрафиолета, высокой температуры и др. Но вирус гриппа – не живая клетка, это, в сущности, просто кусочки РНК в белковой оболочке. Весьма устойчивая конструкция, но и она все же уязвима.

Вирус, вызывающий коронавирусную инфекцию COVID-19, как и другие, относящиеся к семейству коронавирусов (SARS-CoV, MERS-CoV), – тоже РНК-содержащий вирус. Его основной путь передачи – воздушно капельный, но, как теперь установлено, он довольно долго сохраняется на поверхности, так что может передаваться и контактным путем. В исследовании, опубликованном в журнале The New England Journal of Medicine, показано, что коронавирус выживает в аэрозолях (то есть в воздухе) в течение трех часов, на меди – до четырех часов, на картоне – до 24 часов, а на пластике и нержавеющей стали – до двух-трех дней.

Живучесть 2019-nCoV во внешней среде определяется его белковой оболочкой. Как и другие вирусы, 2019-nCoV покрыт капсидом. Окружающая его «корона» образована гликопротеинами, при помощи которых вирус связывается с рецепторами на поверхности клетки. Кроме белкового капсида, коронавирус имеет суперкапсид – дополнительную оболочку из двойного слоя липидов.

Сегодня, когда человечество пытается сдержать распространение нового коронавируса, ВОЗ рекомендует для дезинфекции рук использовать спиртосодержащие (не менее 70% спирта) антисептики. Их эффективность воздействия на вирус 2019-nCoV в научных исследованиях еще не проверяли, но, поскольку строение коронавирусов принципиально не отличается, можно ориентироваться на исследования, проведенные ранее на вирусе атипичной пневмонии SARS-CoV. Так, итальянские специалисты показали, что белковую оболочку (капсид) вируса SARS-CoV повреждают 70%-ный этанол, 0,01%-ный раствор гипохлорита натрия и 1%-ный хлоргексидин. В другом исследовании, которое также было проведено с вирусом SARS-CoV, тестировали популярные антисептики для рук на основе 45%-ного изопропанола, 30%-ного н-пропанола и 0,2%-ного этилсульфата мезетрония; а также содержащие 80%, 85% и 95% этанола. Все они уничтожали белковую оболочку вируса за 30 секунд.

Спирт вызывает денатурацию белков – нарушается их четвертичная, третичная и вторичная структура. Это приводит к тому, что белок перестает выполнять свою функцию. Исследователи также тестировали гипохлорит натрия («хлорку»), которой обычно дезинфицируют бытовые предметы и помещения. В растворе он гидролизуется с образованием синглетного кислорода, который активно окисляет вирусные белки.

А может ли обычное мыло, которым мы моем руки, убивать вирус? Утвердительный ответ с соответствующим пояснением дает Палли Тордарсон, профессор химии Университета Нового Южного Уэльса в Сиднее, в своей статье в The Guardian. Мыло действует на двойной липидный слой внешней оболочки вируса – суперкапсида. В состав мыла входят соли жирных кислот, обладающие амфифильными свойствами: своим гидрофильным концом они прикрепляются к молекулам воды, а гидрофобным концом – к липидам оболочки вируса и таким образом разбивают липидный бислой.

Что касается дезинфекции помещений, то в рекомендациях ВОЗ и Роспотребнадзора предписывается использовать для этого хлорактивные (на основе того же гипохлорита натрия) или кислородактивные (перекись водорода в концентрации не менее 3%) дезинфицирующие средства. Химический механизм действия и тех, и других связан с окислением биополимеров вируса.

Так что каждый из нас может внести свою посильную лепту в борьбу с вирусом, используя доступные подручные средства (мыло, раствор гексидина и 70%-ного спирта), чтобы мыть и протирать руки и всякие поверхности.

18.03.2020 17:30:00

Не секрет, что социальные сети дают огромный простор для социологов. Проанализировав возникающие в них дискуссии, можно составить представление о некоторых ценностях человеческого общества. Увы, эта идеальная картинка сильно подпорчена: в социальных сетях присутствует негуманоидный вклад.

pic_2020_02_62.jpg

Художник Г.Басыров

Не секрет, что социальные сети дают огромный простор для социологов. В них бесчисленное количество сообществ обсуждает бесконечное число тем, и, проанализировав возникающие в ходе дискуссии тексты, можно составить представление о ценностях значительного пласта человеческого общества.

Увы, эта идеальная картинка сильно подпорчена: в социальных сетях присутствует негуманоидный вклад. Речь идет не о прославленных рептилоидах с Нибиру, которые хотят все нам тут обустроить или же, наоборот, через цифровой канал подчинить человечество: живущие в Сети негуманоиды – это цифровые роботы, в просторечии – боты («Nature», 6 февраля 2020 года). Их задача проста – разгонять в социальной сети какую-то информацию. Для этого боты размещают сообщения соответствующей тематики, причем от имени большого числа липовых пользователей: так создают видимость одобрения этой точки зрения большим числом участников дискуссии. При наличии феномена вероятностной правды, определяемой большинством голосов, победа оказывается за мнением, изложенным ботом.

Как следствие, социологические роботы, собирающие для исследователя информацию в Сети, будут изучать мнения как людей, так и ботов, что исказит результат. Причем речь идет не только о так называемом вмешательстве российских ботов в американские выборы посредством распространения небылиц, очерняющих представителей Демократической партии. В дискуссиях на неполитические темы боты рассказывают другие небылицы. Например, они указывают, что курение электронных сигарет помогает бросить курить, подчеркивают полезные свойства конопли или выступают против прививок. Это только раскрытые социологами случаи воздействия ботов на общественное мнение и на результаты, которые приносят социологические роботы.

Интересно, что сами социологи приложили руку к развитию сетевой негуманоидной нежити. Например, в 2013 году Сьюн Леманн из Технологического университета Дании во время своих занятий с учениками сделал бота для поднятия популярности канадского певца Джастина Бибера. Простенький бот добился успеха – быстро завербовал новых приверженцев в фан-клуб певца; но его было легко распознать: он выдавал одно и то же сообщение. Современные боты генерируют собственные тексты, причем на отвлеченные темы; маскируясь под людей, они стали соблюдать режим дня и ночи. Теперь социологи задумываются: а сколь морально использовать ботов для профессиональных целей? Тот же Леманн создал ботов для изучения дрейфа типов поведения между группами соцсетей, а потом задумался – нужно ли их применять? В общем, как видно, проблема взаимоотношения людей и ботов, понимания их морали стоит весьма остро; постараемся рассказать о ней в одном из ближайших номеров журнала.

02.03.2020 17:00:00

...выполненная по данным компьютерной томографии 3D-печать голосового тракта мумии египетского жреца, жившего 3000 лет назад, позволила услышать звуки его голоса...

...выделенный на МКС штамм Bacillus subtilis 20 обладает способностью к быстрому росту, накоплению большой биомассы и повышенной устойчивостью к закислению среды по сравнению с «земным» штаммом B. subtilis 168, он также сверхустойчив к действию факторов, повреждающих белки и ДНК («Молекулярная биология», 2020, 54, 1, 137–145)...

...присоединяя к углеродной пленке атомы фтора, можно получить монослойную алмазную пленку — F-диаман («Nature Nanotechnology», 2020, 15, 59–66; doi: 10.1038/s41565-019-0582-z)...

...результаты изучения зерен алмаза из россыпей северо-востока Сибирской платформы говорят о возможном их происхождении из докембрийских источников («Доклады Академии наук», 2019, 489, 6, 611–615)...

...звездообразные конструкции из молекул ДНК могут играть роль биосенсоров или ингибиторов вирусов, специфически связываясь, например, с поверхностью вируса денге («Nature Chemistry», 2020, 12, 26–35; doi: 10.1038/s41557-019-0369-8)...

...биологическая очистка удаляет из сточных вод менее 50% остаточных антидепрессантов, противомикробных и других препаратов, в то время как активированный уголь и озонирование — более 95% («Environmental Science: Water Research & Technology», 2020, 6, 1: 62; doi: 10.1039/C9EW00559E)...

...испытания генной терапии гемофилии А с участием 15 человек показали хорошие результаты как по снижению частоты кровотечений, так и по безопасности («New England Journal of Medicine», 2020, 382, 29–40; doi: 10.1056/NEJMoa1908490)...

...средняя нормальная температура тела у американцев с середины XIX века снизилась на полградуса, вероятно, из-за уменьшения воспалительных заболеваний, комфортных условий жизни и снижения скорости метаболизма (eLife, 2020. doi: 0.7554/eLife.49555, полный текст)...

...в геномах амишей — представителей консервативного направления протестантизма, заключающих браки в основном между собой, — значительно снижена частота мутаций de novo, то есть таких, которые не передаются от родителей, а возникают в новом поколении («Proceedings of the National Academy of Sciences USA», 2020; doi: 10.1073/pnas.1902766117, полный текст)...

...выполненная по данным компьютерной томографии 3D-печать голосового тракта мумии египетского жреца Несьямуна, жившего 3000 лет назад, позволила услышать звуки его голоса («Scientific Reports», 2020, 10, 45000; doi: 10.1038/s41598-019-56316-y, полный текст)...

...обряд кремации в андроновской культуре был должен уменьшить массу тела взрослого человека, сделав ее такой же, как у ребенка, — дети не кремировались и, вероятно, служили эталоном для достижения страны мертвых и последующего возрождения; на это может указывать «поза эмбриона» погребенных («Российская археология», 2019, 4, 54–65)...

...получена черновая версия генома гигантского кальмара Architeuthis dux; возможно, геномные данные подскажут, за счет чего они достигают огромных размеров («GigaScience», 2020, 9, 1, giz152; doi: 10.1093/gigascience/giz152, полный текст)...

...предложен новый метод визуализации микроскульптуры поверхности листьев и плодов — сканирующая электронная микроскопия замороженных нативных нефиксированных содержащих влагу образцов с металлизацией поверхности при небольших отрицательных температурах («Ботанический журнал», 2019, 104, 11–12, 1777–1791)...

...мухи семейства Tachinidae при поиске жертвы часто ориентируются на ее коммуникационные сигналы; звуки, издаваемые зараженными особями, в частности клопами, могут существенно менять амплитудно-временную структуру («Сенсорные системы», 2020, 34, 1, 15–18)...

...разработан летающий механизм с биогибридными крыльями по образцу голубиных — PigeonBot; крыло имеет 42 степени свободы, несет 40 натуральных перьев и имеет четыре сервоуправляемых сустава; механизм предназначен для изучения машущего полета («Science Robotics», 2020, 5, 38, eaay1246; doi: 10.1126/scirobotics.aay1246)...

...принятие или отвержение яйца глухой кукушки пеночкой-зарничкой зависит, главным образом, от соотношения диаметров их яиц; средний размер яиц хозяина важен, так как распознавание происходит на основе тактильного контакта самки с неровной поверхностью кладки («Зоологический журнал», 2019, 98, 12, 1392–1407)...

...выявлена связь трехсуточного биоритма смены первостепенных маховых перьев у некоторых видов воробьиных с динамикой внешних атмосферных и гелиогеофизических процессов, на которые влияют экстремальные значения изменения скорости вращения Земли («Биофизика», 2020, 65, 1, 152–164)...

25.02.2020 16:30:00

Китайские ученые и студенты стали возвращаться на родину. Масштаб явления оценили исследователи из университета Огайо.

pic_2020_01_63.jpg

Художник Т.Сергеенко

Не так уж давно, во время культурной революции, в КНР уничтожили много ученых. Когда руководители страны спохватились, оказалось, что у них есть старые профессора, юные аспиранты, а ученых среднего, самого продуктивного возраста, нет. В 90-е годы в академической среде считалось модным отмечать, что и в нашей стране в результате демократических реформ сложилась аналогичная ситуация: ученых никто не убивал, но из-за отсутствия денег они сами меняли сферу деятельности или страну проживания.

Восстанавливать с 80-х годов научный потенциал страны китайцы стали самым простым способом: посылать своих студентов и аспирантов за границу, прежде всего в США, где они включались в местные научные коллективы. Порой возникала забавная ситуация, когда в американской лаборатории работали сплошь китайцы, причем под руководством профессора из РФ.

Но вот в 2006 году был принят долговременный план развития китайской науки. Объем финансирования стал стремительно расти и в 2017 году достиг 259 млрд долларов, что лишь в два раза ниже, чем в США, — 510 млрд. (По данным ТАСС, в РФ в 2018 году на науку из всех источников пошло около 1 трлн рублей, то есть 16 млрд долларов.) Китайские ученые сейчас находятся на втором месте по числу публикаций, выдав в 2017 году 19% мирового научного продукта, тогда как в 2005-м— всего 9%.

А еще китайцы стали возвращаться на родину. Масштаб явления оценили исследователи из университета Огайо во главе с Каролиной Вагнер («Science and Public Policy», 5 декабря 2019 года), которые проследили за миграциями ученых и студентов. Так, если в 2000 году в КНР вернулось лишь 9 тысяч из 38 тысяч уехавших учиться, то в 2017 — 480 из уехавших 608 тысяч, то есть число возвращенцев выросло с 23 до 79%, а то и 84%, если учесть, что часть студентов еще продолжает обучение. Получается, что американская наука может остаться без китайских специалистов, что вызывает у Вагнер и ее коллег серьезные опасения: «Надеемся, ведущие ученые не покинут США, однако процесс возвращения идет, и в Китае есть программы, делающие это привлекательным. США сохраняют лидерство в науке и технологии потому, что к нам приезжают великолепные ученые из других стран. Если они перестанут приезжать, научной системе США будет нанесен сильный удар».

18.02.2020 17:30:00

Руководство НАСА запустило оригинальную программу государственно-народного софинансирования научных проектов.

pic_2020_01_62.jpg
Художник Владимир Ренчин

Есть наука, которая удовлетворяет любопытство ученого, а есть наука, направленная на удовлетворение перспективных потребностей общества. Обе важны, однако во втором случае возникает вопрос, как определить эти будущие потребности? Пригласить экспертов? Но где гарантия, что их потребности соответствуют общественным? А что, если обратиться к самому обществу?

Видимо, рассуждая таким образом, руководство НАСА запустило оригинальную программу государственно-народного софинансирования научных проектов.

Вот, например, проект «ATLAS» — «Передовая транспортировка на основании ведущих аэросистем», если перевести эту аббревиатуру с английского. Задача проекта — создать дрон, способный нести 90–130 кг, то есть одного человека с грузом. За дело взялась группа из семи дипломников с инженерного факультета университета Северной Дакоты. Согласно их идее, человек должен сесть на летательный аппарат, задать маршрут и нажать кнопку «Поехали!». После чего летающий робот, использующий силу электрических батарей, самостоятельно доставит пассажира до выбранного места.

После окончания проектирования предполагается собрать из имеющихся на рынке деталей маленький прототип под названием «Колибри» и, если он полетит так, как надо, перейти к сборке настоящего летательного аппарата — «Альбатроса».

Казалось бы, рядовая дипломная работа студентов инженерного факультета. Однако проектом заинтересовалось НАСА и выделило финансирование в размере 80 тысяч долларов. Только студенты получат сразу лишь половину. На вторую половину они могут рассчитывать, если проявят ум и сообразительность: убедят общество, что их проект нужен. А именно, соберут на сайте https://spsr.me/YzJv народное финансирование в размере хотя бы двух тысяч долларов. Если же общество проголосует кошельком против проекта, «Альбатросом» никто заниматься не станет и будущим поколениям достанутся лишь чертежи да уменьшенный прототип — «Колибри». Что, впрочем, тоже будет полезным результатом.

03.02.2020 17:30:00

...как показали новые наблюдения на Очень Большом Телескопе, сверхмассивные черные дыры в центре некоторых самых ранних галактик во Вселенной могли достичь своих огромных размеров, поглощая холодный газ...

...статистика представлений рукописей в крупнейшие медицинские журналы доказывает, что исследователи имеют привычку работать по ночам и в праздничные дни...

...важным направлением в разработке искусственного интеллекта становится создание XAI, от explainable AI, — объяснимого искусственного интеллекта, чье поведение и решения понятны для человека («Science Robotics», 2019, 4, 37, eaay7120; doi: 10.1126/scirobotics.aay7120)...

...как показали новые наблюдения на Очень Большом Телескопе в Атакаме, сверхмассивные черные дыры в центре некоторых самых ранних галактик во Вселенной могли достичь своих огромных размеров, поглощая холодный газ, которого в их окружении было достаточно («Astrophysical Journal», 2019, 887, 2, 196; doi: 10.3847/1538-4357/ab5847)...

...солнечный зонд NASA Parker Solar Probe получил изображение белого пылевого следа астероида Фаэтона, который является родителем Геминид, одного из самых мощных метеорных потоков (AGU 100 Fall Meeting, 9–13 December 2019, «Science», 2019; doi:10.1126/science.aba5659)...

...дифференциальное вращение солнечной короны может отражать вращение глубоких подфотосферных слоев («Космические исследования», 2019, 57, 6, 423–429)...

...возможные дополнительные источники тепла в приземной атмосфере Камчатки при формировании зимней грозовой активности — мощные солнечные вспышки и инфракрасное излучение Земли, предшествующее мощным землетрясениям («Геомагнетизм и аэрономия», 2019, 59, 6, 742–749)...

...при эпилепсии в крови накапливаются продукты перекисного окисления липидов, снижается активность антиоксидантной системы организма, причем выраженность этих процессов находится в прямой зависимости от тяжести заболевания («Нейрохимия», 2019, 36, 4, 339–345)...

...при раскопках в Новгороде найдены обломки необычного византийского сосуда с полой ручкой, аналоги которого известны только на византийских территориях; возможно, его привез из поездки в Византию в 1160-х годах священник и иконописец Олисей Гречин («Российская археология», 2019, 4, 158–166)...

...датировано самое позднее известное поселение прямого предка человека Homo erectus на острове Ява — 108 000–117 000 лет назад («Nature», 2019; doi: 10.1038/s41586-019-1863-2)...

...кибератлеты — участники соревнований по компьютерным играм — испытывают такой же стресс, как профессиональные спортсмены («International Journal of Gaming and Computer-Mediated Simulations», 2019, 11, 2, 2; doi: 0.4018/IJGCMS.2019040102, полный текст в PDF)...

...комбинация высокой плодовитости и долгой жизни является искушением для индивидов и в то же время опасностью для стабильности популяций («Биохимия», 2019, 84, 12, 1801–1814)...

...впервые подтверждена гипотеза, согласно которой в донных отложениях под водорослевыми матами накапливаются тяжелые металлы и высвобождаются их подвижные формы, что усиливает загрязнение прибрежной зоны («Доклады Академии наук», 2019, 489, 3, 321–324)...

...метаболиты бурой водоросли Saccharina cichorioides в значительной мере контролируют процессы пищеварения и размножения морского ежа Strongylocentrotus intermedius («Биология моря», 2019, 45, 6, 392–403)...

...собаки оценивают количество объектов с помощью того же участка коры головного мозга, который используют для счета люди («Biology Letters», 2019; 15, 12: 20190666; doi 10.1098/rsbl.2019.0666, полный текст)...

...птенцы птиц-паразитов способны мимикрировать пищевое поведение птенцов птиц-хозяев и копировать их голоса; как они впоследствии при поиске партнера распознают сородичей и как формируется их вокальный репертуар, доподлинно неизвестно («Зоологический журнал», 2019, 98, 12, 1342–1348)...

...статистика представлений рукописей в крупнейшие медицинские журналы в 2012–2019 гг. доказывает, что исследователи имеют привычку работать по ночам и в праздничные дни («British MedicalJournal», 2019, 367; doi: 10.1136/bmj.l6460, полный текст)...

13.10.2020 18:00:00

Первую половину 2020 года астрофизики потратили на поиск объяснения феномена затемнения Бетельгейзе. Успеха, похоже, достигли исследователи из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.

05.10.2020 16:00:00

…мегалиты, из которых построен Стоунхедж, происходят из леса Вест-Вудс в графстве Уилтшир, расположенного в 25 км к северу от этого археологического памятника…

…свойства позитрония — экзотического атома, состоящего из электрона, связанного с позитроном, — значительно отличаются от теоретических предсказаний, и это может быть признаком появления новых частиц или явлений, выходящих за рамки Стандартной модели…

…возможно, еще один человек на Земле полностью излечился от ВИЧ-инфекции, причем без пересадки костного мозга…

29.09.2020 18:00:00

Исследователи из Питтсбургского университета в 2019 году провели анализ видеозаписей пострадавших от т.н. «синдрома Гаваны» и пришли к выводу, что это был объективный результат какого-то воздействия.

22.09.2020 18:00:00

Исследователи из Университета Бригама Янга проанализировали более восьми сотен научных статей по проблемам спорта из научных журналов и выяснили, что обычные СМИ реагируют на выход статьи с четырехлетним опозданием! А максимум упоминания приходится и вовсе на восьмой год после публикации.

01.09.2020 14:00:00