16.06.2022 13:00:00

В коллекции Эрмитажа есть набор из восьми золотых и серебряных трубок возрастом около пяти тысяч лет, найденных на Северном Кавказе больше ста лет назад. Археолог Н.И. Веселовский, который сделал эту находку, предположил, что это скипетры. Но почему они полые? Вопрос оставался без ответа. И вот недавно появилась новая и очень убедительная версия назначения этих трубок.

pic_2022_04_30-1.jpg

Иллюстрация Александра Кука

В богатейших собраниях Эрмитажа хранится огромное количество предметов прикладного искусства разных эпох. Как правило, это предметы быта. Среди них есть набор из восьми золотых и серебряных трубок возрастом около пяти тысяч лет. Их нашли в Майкопском кургане на Северном Кавказе больше ста лет назад. Все они длиной чуть больше метра, диаметром 10 мм и весом 200 граммов. С учетом толщины стенок внутренний диаметр составляет примерно 5 мм. На одном конце трубка сужается.

Археолог Н.И. Веселовский, который раскопал этот огромный курган, где покоились трубки, предположил, что это скипетры. Но почему они полые? Вопрос оставался без ответа. И вот недавно появилась новая и очень убедительная версия назначения этих трубок.

Известный археолог В.А. Трифонов из академического Института истории материальной культуры в Санкт-Петербурге вместе со своими коллегами тщательно изучили эти предметы и пришли к выводу, что это трубки для питья, самые старые из сохранившихся в мире. Своего рода соломинки для коктейля, только очень большие.

Пять тысяч лет назад теплая компания собиралась вокруг большого чана с пивом, погружала туда свои длинные, метровые трубки и потягивала напиток. Очень удобно, между прочим, и экономично. Кружки не нужны, они ведь бьются.

Это предположение подтверждают результаты микроботанических исследований. Ученые изучили остатки на внутренней стороне одной трубки, вблизи ее заостренного кончика. И оказалось, что они содержат гранулы ячменного крахмала, частицы злаков и пыльцу липы. Напоминают ингредиенты ароматизированного пива.

Очень похоже на правду, если учесть, что на 4000-летней шумерской резьбе изображены люди, использующие длинные соломинки для питья из общественных сосудов. Так что майкопцы, населявшие юг России и Юго-восточную Европу, вероятно, имели культурные связи с шумерами, жившими вблизи Персидского залива.

Помню, как еще в советское время, в студенчестве, нас возили на практику на химический завод в Чехословакию. Приходим на обед в заводскую столовую. Берем подносы, встаем на раздачу, выбираем суп, второе блюдо, компот и отправляемся за приборами. А их нет — ни ложек, ни вилок, ни ножей. Салфетки — пожалуйста. А где ложки? Руководители практики побежали к начальству — что за дела? Оказалось, что на заводе все сотрудники приходили в столовую со своими личными ложками и вилками. Во-первых, решается важнейший вопрос гигиены. А во-вторых, эти приборы не надо было постоянно покупать, потому что они не пропадали.

Но вернемся к трубкам. Согласитесь — красивая идея. Можно сказать — бессмертная. Приходишь на вечеринку со своей персональной трубочкой для коктейля. Это может быть обыкновенная натуральная соломинка, взятая у природы, одноразовая. А может быть произведение искусства из металла, с резьбой, с инкрустацией кристаллами Сваровски. В общем, это был бы крутой выход в свет. Я уж не говорю о степени его экологичности и зелености. Бомба! Как скажет молодежь.

15.06.2022 17:00:00

Соль, а точнее, входящие в ее состав ионы натрия, нужны любому живому существу. У хищников и всеядных, к коим относится человек, проблем с солью нет — они едят мясо, в котором благодаря крови соли много. А нужна ли соль насекомым? Этим вопросом задались экологи из Мичиганского университета и получили на него ответ в интересном эксперименте.

pic_2022_04_29.jpg

Иллюстрация Александра Кука

Наверняка вы знаете, что соль, а точнее, входящие в ее состав ионы натрия, нужны любому живому существу. Иначе нарушится водно-солевой баланс в организме, и он перестанет нормально работать.

У хищников и всеядных, к коим относится человек, проблем с солью нет — они едят мясо, в котором благодаря крови соли много. Куда сложнее травоядным. Вот почему по весне добрые люди устанавливают в лесах специальные солонцы, на которых размещают соляные блоки-лизунцы — куски каменной соли, чтобы их лизали травоядные лоси. Они с радостью лижут и, уверена, мысленно благодарят людей.

А нужна ли соль насекомым? Этим вопросом задались экологи из Мичиганского университета и получили на него ответ в интересном эксперименте. Они выбрали пять видов луговых цветущих растений, в том числе тысячелистник и пурпурный конус, и вырастили их в горшках в теплице.

Каждый день, если он был теплым и солнечным, с июля по август прошлого года студентка Университета Вермонта, которая входила в исследовательскую группу, посещала теплицу. Каждый раз с помощью крошечного ручного насоса она высасывала нектар из половины цветов и заменяла его сладким раствором, в котором содержался 1% обычной соли.  Другая половина растений с обычным нектаром служила контролем.

Затем растения в горшках выставляли на небольшую площадку на лугу и наблюдали за ними три часа. Довольно напряженное было наблюдение, потому что исследователи фиксировали всех опылителей, прилетевших к цветам.

И вот вам результат. Те цветы, что содержали сладко-соленый нектар, привлекли почти в два раза больше опылителей. Кроме того, их выбрали в два раза больше видов опылителей — пчел, бабочек, муравьев и других. Одним словом, сладко-соленые цветы пользовались куда большим спросом среди насекомых.

Конечно, такое исследование — это не удовлетворение любопытства за государственный счет. Опылители имеют решающее значение для трети мировых культур. Но их, опылителей, становится все меньше по множеству причин. Поэтому рано или поздно придется что-то придумывать, а для этого очень важно понимать, как взаимодействуют опылители и растения между собой.

На самом деле, люди, выросшие на селе, на фермах и в деревнях, прекрасно это знают, потому что видели не раз, как бабочки и мотыльки высасывают из почвы вокруг грязевых луж обогащенную солью воду. Как некоторые насекомые пьют пот и слезы домашнего скота, чтобы извлечь из них соль. Охотятся за кровью они и на открытых рынках, где разделывают мясо, и роятся вокруг барбекю.

Профессор гистологии Кен Саладин рассказал о вполне научном эксперименте, который он выполнил вместе со своим внуком-школьником. Они поставили четыре неглубокие чашки вокруг муравейника. В одной чашке был сахар, в другой — соль, в третьей — хлеб, в четвертой — кусочек мяса. Им интересно было узнать, что предпочтут муравьи. Их гипотеза была — сахар.  И она провалилась. Когда дед с внуком вернулись через несколько часов, муравьи облепили всю соль, а три другие чашки полностью игнорировали. Действительно, соль для муравьев — более редкая находка, чем белки и углеводы.

Думаю, такой простой, но очень наглядный эксперимент можно легко повторить со своими детьми или внуками на даче. Будущих исследователей надо выращивать с пеленок.

15.06.2022 13:00:00

Пластиковый пакетик проявляет не меньшую стойкость, чем сказочный оловянный солдатик. Как ни пытаются политики и экономисты изжить это зло, пакетик снова и снова оказывается сначала в доме, а потом – на улице.

pic_2022_04_63.jpg

Художник Luis Murschetz

В сказке про стойкого оловянного солдатика главный герой исчезал, пропадал, даже был съеден рыбой, но как ни в чем не бывало возникал вновь, пока не оказался в огне камина. Пластиковый пакетик, не смотря на свою эфемерность (куда полиэтилену даже до олова) проявляет не меньшую стойкость, чем сказочный солдатик. Как ни пытаются политики и экономисты изжить это зло, ставшее вселенским, пакетик снова и снова оказывается сначала в доме, а потом – на улице и хорошо, если на свалке, а не висит, запутавшись в ветвях городских деревьев, не плавает в заводи какой-нибудь речки.

Вот, казалось бы, верное дело: обратиться к невидимой руке рынка, которая все разрулит, а именно – ввести высокую плату за пакетик в магазине. Люди проголосуют рублем, долларом, иеной, юанем, да хоть тугриком и не станут брать в магазине новый кусочек пластика, а принесут с собой старый. И это работает. Действительно, не каждый готов платить за пакетик для упаковки товаров.

Однако он-таки нашел выход, точнее, черный вход в дом человека. Ведь использовать пакетики удобно не только для упаковки купленых товаров, но и для упаковки мусора. Сейчас трудно себе представить, как лет тридцать назад кидали мусор прямо в мусорное ведро. Теперь в каждом ведре, в каждой урне лежит маленький или большой пакетик. Интересно, что даже мусор, отсортированный для переработки, который ничем не пахнет, который не пачкается, все равно оказывается упакован в пластик.

А откуда берется мусорный пакетик? Да все оттуда же, из магазина; его либо используют повторно, либо покупают рулон специальных пакетиков. И это логично: если люди перестают брать платный пакетик для упаковки товара, то они покупают мусорный пакетик. Именно такой вывод следует из работы Хуан Юкая из Университета Джорджии (Environmental and Resource Economics 2022, 81, 711–741). В частности, анализ торговых сетей Калифорнии, где приняли законы о борьбе с пакетиками, показывает, что продажи 20-литровых пакетиков выросли наполовину, а 40-литровых – почти в два раза. При этом продажи больших пакетов, объемом 60 литров и более, не изменились. То есть люди стали покупать маленькие пакеты для мусорного ведра, а ранее обходились вторичным использованием товарных пакетов. В общем, круговорот пакетиков в доме в полной мере соответствует афоризму М.В. Ломоносова: «Все изменения, которые в натуре имеют место, такого суть свойства, что ежели в одном месте чего убудет, то в другом — присовокупится». Видимо, есть большая работа для философов: только они смогут осознать всю глубинную натурфилософию или демонологию, зависит от точки зрения, неубиваемого пластикового пакетика.

14.06.2022 17:00:00

pic_2022_04_28-2.jpg

Иллюстрация Александра Кука

Давайте поговорим о неожиданном. Во всяком случае, именно таким выглядит утверждение, что жевательная резинка сокращает число преждевременных родов. Странно, правда? Жвачка и преждевременные роды — какая тут может быть связь? И тем не менее это не теоретическое построение, а результат масштабного исследования, которое выполнили специалисты Медицинской школы Университета Северной Каролины.

Исследование проходило в Республике Малави, есть такое государство в Южной Африке. Почему именно там? Да потому, что в Малави очень много преждевременных родов. Они случаются в каждом пятом случае. Это один из самых высоких показателей в мире.

Вообще, преждевременные роды — вещь не безобидная. Дети, родившиеся раньше срока, приходят в мир с рисками для здоровья, и они с большей вероятностью умрут в первый год жизни, чем дети, родившиеся вовремя.

В эксперименте участвовали 10 000 женщин в восьми медицинских центрах в Малави — до того как они забеременели или находились на ранних сроках беременности. Примерно половина женщин получили жвачку и должны были жевать ее до родов — каждый день.

И действительно, эта нехитрая процедура, если можно так ее назвать, сократила число преждевременных родов. В группе, где женщины жевали жвачку, преждевременных родов было на четверть меньше, чем в группе, которой жвачку не давали. Прекрасный результат.

Но какая связь жвачки и преждевременных родов? Оказывается, в предыдущих исследованиях здесь же, в Малави, ученые выяснили, что здоровье полости рта и преждевременные роды действительно связаны.

Во рту обитает огромное количество микробов. По разнообразию и количеству они уступают только кишечнику. При заболеваниях пародонта, а это комплекс тканей, окружающих и удерживающих зубы, изменяется состава микробного сообщества во рту — нормальные бактерии уступают место тем, которые вызывают воспаление и повреждают ткани десен. Оттуда бактерии могут попасть в кровоток и добраться до плаценты.

Каков механизм действия — ученые пока еще не знают. Но сам факт установлен надежно. Эту связь ученые исследуют уже два десятилетия.

Пока исследователи будут докапываться, какие именно бактерии во рту могут спровоцировать преждевременные роды, почему бы беременным не жевать жвачку. Только — внимание! — не с сахаром, а с ксилитом. Именно с такой ксилитовой жвачкой экспериментировали медики.

То, что ксилит препятствует образованию зубного налета, в котором обитают бактерии, доказано уже давно. Так что ксилитовая жвачка полезна всем, в том числе мужчинам, которым никакие роды не грозят в принципе — ни преждевременные, ни плановые.

10.06.2022 15:00:00

Развитие селфи как способа делать собственные фотографии привело к интересным последствиям — возрос поток молодых людей к пластическим хирургам, желающих сделать ринопластику при полном отсутствии показаний к этому.

pic_2022_04_28-1.jpg
Иллюстрация Александра Кука

Наверняка вы балуетесь селфи. Для многих это развлечение стало делом важным и ежедневным. А иначе что же выкладывать в соцсети?

Но я всегда подозревала, что селфи — не безобидное развлечение. И оказалось, что так и оно и есть. Недавно научный «Журнал пластической и реконструктивной хирургии» Американского общества пластических хирургов опубликовал интересное исследование ученых из Техасского юго-западного университета.

Они выяснили, что развитие селфи как способа делать собственные фотографии привело к интересным последствиям — возрос поток молодых людей к пластическим хирургам, желающих сделать ринопластику при полном отсутствии показаний к этому.

Приходит молодой человек к хирургу и говорит: «Что-то у меня нос какой-то большой, широкий и длинный, и подбородок какой-то не такой. В общем — я урод, и это надо исправить». — «Да с чего вы взяли? — изумляется хирург?» — «Да, вот же, посмотрите!» — говорит пациент и протягивает врачу смартфон со своим селфи на экране.

Ясно, что если фотографировать с близкого расстояния, то черты лица будут искажены. Однако исследователи решили доказать это в эксперименте. Ученые работали с 30 добровольцами (23 женщины и 7 мужчин). Для каждого сделали три фотографии: две с помощью мобильного телефона — с расстояния 30 см и 46 см. А третью — с полутора метров с помощью цифровой однообъективной камеры, которую обычно используют в клиниках пластической хирургии. Понятно, что во всех случаях добровольца снимали в одном и том же положении и при одном и том же освещении.

Как и следовало ожидать, селфи дали значительные искажения. Нос в среднем казался на 6% длиннее, и чем с более близкого расстояния снимали на смартфон, тем длиннее он получался. На селфи, сделанных с расстояния 30 см, на 12% уменьшилась длина подбородка, из-за чего увеличилось отношение длины носа к подбородку аж на 17%. Селфи также расширили основание носа по отношению к ширине лица. А на фото, снятом обычной камерой с расстояния 1,5 метра, все было так, как в жизни. Реальной, а не виртуальной.

Вот и получается, что селфи побуждает молодых людей решать проблемы, которые не существуют, кроме как в цифровом мире социальных сетей. У молодых людей, кто постоянно смотрит на свое искаженное лицо, падает настроение, повышается неудовлетворенность собой и снижается самооценка. А тут и до нервных срывов два шага.

Вообще, если посмотреть на ситуацию шире, то многие изменения в нашем обществе, включая селфи и социальные сети, породили множество проблем. В первую очередь — с психическим здоровьем молодых людей. Это депрессии, тревоги, зависимость и расстройства пищевого поведения. А стресс, да еще хронический, как известно, снижает иммунитет.

Любая технология — это палка о двух концах, поэтому для каждой есть границы применимости. И если эта палка начинает бить по психическому здоровью человека, то самое время задуматься — а так ли уж нам нужна эта технология?

07.06.2022 16:00:00

После более 20 лет исследований, группа ученых из Еврейского университета Иерусалима пришла к выводу, что к созданию государств привело возделывание хлеба и других зерновых.

pic_2022_04_62.jpg

Художник Миодраг Великович

Согласно историческому материализму, государство возникает там, где появляется прибавочный продукт. Благодаря ему каждый человек уже не должен непосредственно участвовать в добывании еды, он может заняться какой-то другой деятельностью, например ремеслом. Так возникает разделение труда, растет его производительность, появляются товарообмен, частная собственность, классы, а с ними и государство как аппарат насилия правящего класса по отношению ко всем остальным с целью экспроприации прибавочного продукта. Однако какой это продукт, классики не уточнили.

Сторонники же исторического идеализма указывают на следующее интересное обстоятельство: государства возникают отнюдь не на самых продуктивных землях, где, казалось бы, прибавочного продукта на единицу усилий выходит больше, а на землях весьма суровых, где не получается продукт срывать с дерева, и нужно извлекать его из земли в тяжелой борьбе с погодой и климатом. И, стало быть, дело не в продукте, а в воле людей. У кого воли нет, те народы, мол, государства не создают, поскольку неспособны.

Промежуточную точку в этом споре поставили исследователи во главе с Иорамом Майшаром из Еврейского университета Иерусалима (Journal of Political Economy, 2022, 130, 4). Более двадцати лет они потратили на проверку фактов, и вот наконец труд увенчан публикацией в престижном журнале. Их вывод таков: к созданию государств привело возделывание хлеба и других зерновых. Более того, хлеб должен быть единственным продуктом, стоящим трудозатрат. Как только появляются какие-либо корнеплоды, фрукты, скотоводство – все, пиши пропало, никого государства не будет, один сплошной первобытно-общинный строй. Что мы и наблюдаем во многих землях Африки, Азии и обеих Америк.

А причина в том, что зерно можно долго хранить, причем весьма просто: поставил лари в амбар и держи там пшеницу, ячмень, рис хоть год, хоть сто лет – ничего с ним не случится. Ну разве что надо хорошо высушить зерно и от мышей защитить. Лежит зерно в амбаре и есть не просит в отличие от скотины, не норовит весной прорасти, как картошка или лук, не гниет, как виноград или яблоки. Так зерно оказывается естественной живой валютой, которой можно расплачиваться за товары, и, главное, собирать его в казну в виде налогов и потом им же оплачивать услуги государевых людей. Недаром до сих пор в ходу шекель, который изначально означал просто горсть из 180 зерен ячменя.

Так из работы профессора Майшара и его коллег следует, что главное в становлении государства не в производительности труда и не в воле людей, живущих на какой-то земле, но в их способности сберегать и приумножать ими же созданное.

25.05.2022 16:00:00

…в ситуациях, которые зависят от сотрудничества, состоятельные люди часто предпочитают преподносить себя более скромно (Journal  of Personality and Social Psychology, 31 января)…

…красивый закат над Атлантикой у побережья Флориды или оранжевое свечение в небе Техаса в сумерках могут быть вызваны пылью, приносимой из пустыни Сахара в Африке (Atmospheric  Environment, 15 марта)…

…разрыв в успеваемости между британскими детьми из бедных семей и их более привилегированными сверстниками остается неизменным на протяжении ста лет и составляет 1,75 балла в выпускных классах (npj Science of Learning, 20 апреля - полный текст)…

…кирпичи на Марсе можно делать, разливая по формам суспензию марсианского грунта с гуаровой камедью, мочевиной, хлоридом никеля и бактериями Sporosarcina pasteurii, которые превращают мочевину в кальцит и цементируют смесь (PLoS ONE, 14 апреля - полный текст)…

…сигареты со вкусом ментола могут вызывать большее привыкание, чем сигареты без ментола, и курение их труднее бросить (Journal of the National Cancer Institute, 21 апреля)…

…промышленный процесс Габера—Боша, позволяющий связывать атмосферный азот и синтезировать аммиак, использует 1% от мирового потребления энергии и дает 1,4% от глобальных выбросов CO2 (Cell Reports Physical Science, 20 апреля - полный текст)…

…мелкие виды скорпионов с маленькими клешнями обладают в десятки раз более сильными ядами, нежели крупные виды с большими клешнями (Toxins, 17 марта - полный текст)…

…впервые в лабораторных условиях при давлении 45 ГПа получен нитрид гексазина – высокоэнергетическое вещество, сохраняющее стабильность при давлении 20 ГПа (Nature Chemistry, 21 апреля)…

…после шести недель, проведенных в приюте, уровень гормона стресса кортизола в шерсти собак увеличился на треть (Scientific Reports, 21 апреля - полный текст)…

…экологически чистая полимеризация этилена в воде с помощью активных и стабильных гидрофильных катализаторов позволяет получать покрытия из высокомолекулярного полиэтилена без растворителей (Angewandte Chemie, 6 апреля - полный текст)…

…люди, которые выделяют больше нейрохимического окситоцина, добрее к другим и, как правило, более довольны своей жизнью (Frontiersin Behavioral Neuroscience, 21 апреля - полный текст)…

…31-летняя женщина, медицинский работник, заразилась Омикроном всего через 20 дней после Дельты, и это самый короткий из известных промежуток времени между инфекциями (ECCMID, Лиссабон, 23–26 апреля - полный текст в PDF)…

…интенсивные физические упражнения во время диеты могут уменьшить тягу к жирной пище (Obesity, 6 апреля - полный текст)…

pic_2022_03_63.jpg

Художник Павел Матушка

Всем известно, что китайцы – ребята старательные, но какие-то не сильно творческие. Как найдут что интересное – так скопируют, а сами придумать – как-то не очень. Исторически всплеск китайского творчества приходится на времена династии Мин, когда каждый сановник мечтал удивить сослуживцев и самого императора какой-нибудь технической диковинкой, но это была давно, в XVI веке. Этот образ прочно занял место в общественном сознании так называемого цивилизованного мира, поэтому от современных китайских ученых до недавнего времени никто никаких научных прорывов не ожидал. Да и научная статистика подсказывала: лидерами науки служат коллективы из США и ЕС. Так, еще совсем недавно, в 2000 году, в топ 1% по индексу цитирования (то есть в статьи, которые набрали ссылок больше, чем 99% всех остальных) попали 1,77% американских статей и всего 0,37% китайских.

Казалось бы, у лидера нет повода для беспокойства. Ан нет, ведь, как и положено в статистике, все дело в том, как считать. За правильные расчеты засело международное трио в составе Каролины Вагнер (Caroline S. Wagner) из Огайо, Линь Чжан из Ухани и Лут Лейдесдорф из Амстердама (Scientometrics, 2 марта 2022 года).

Понятно, что для наукометрических штудий используют индекс цитирования. Однако возникает вопрос: как сравнить, скажем, вирусологию и социологию, если и число статей, и число ссылок в них сильно различны для этих областей знания? Правильно, надо уравнять вклады каждой области с помощью весовых коэффициентов. Именно так и рассчитывали до сих пор национальные вклады в науку. Вагнер же с коллегами решили ничего не взвешивать, а просто сложить вклады по всем областям знаний. И в результате оказалось, что с 2000 года ситуация сильно изменилась. Так, в 2015 году КНР обошла ЕС, а в 2019 – США: в том году в топ 1% индекса цитирования вошло 1,67% китайских статей и 1,62% американских.

«Многие эксперты говорят, что Китай все еще отстает по качеству и западным странам не о чем беспокоиться. Мы не думаем, что это так. За невероятно короткое время Китай продвинулся далеко вперед и проводит исследования на переднем крае науки в некоторых областях, – говорит Каролина Вагнер. – В Соединенных Штатах мы полагаемся на науку и технологии; быть мировым лидером критически важно для нашего экономического успеха. Изменение этой позиции требует тщательного изучения».

pic_2022_03_62.jpg

Художник Мирослав Бартак

Находки органических соединений в космической бездне – не новость; об этом известно уже не одно десятилетие. Однако вот вопрос: сколь сложны могут быть те молекулы, которые оказываются в веществе формирующихся звезд и планет?

В разреженных облаках пыли, что простираются между звездами, астрохимики зафиксировали немало органических молекул. С пылевыми дисками у формирующихся звезд, где рождаются планеты, их успехи пока невелики: удалось найти лишь две простейшие органически молекулы – метанол и формальдегид, СН3ОН и Н2СО. Из интересной для размышлений о происхождении жизни неорганики – серный ангидрид SO2.

Что же стало с теми веществами, которые были видны в межзвездных облаках газа и пыли, где разнообразие органики гораздо выше? Они сгорели при образовании звезды из таких облаков или где-то спрятались? Похоже – второе. Согласно построениям теоретиков, космическая органика образуется на твердом субстрате. А именно – на холодной поверхности пылинок. Здесь осаждаются молекулы сырья, прежде всего угарного газа. Они формируют пленку сухого льда. В ней-то под действием облучения и идет синтез более сложных молекул. Однако человек сможет их увидеть лишь при условии, что вещество льда испарилось. Выходит, резервуары органики должны быть в каждом протопланетном диске, достаточно холодном для образования льда из угарного газа. А вот найти такие диски удается нечасто.

С этой задачей справился спектрометр ALMA Южной европейской обсерватории, изучавший протопланетный диск у звезды Oph IRS 48. На счастье астрохимиков, условия в нем сложились так, что лед на пылинках начал таять. И в возникающих газовых облаках удалось, наряду с метанолом, зафиксировать сразу две крупные органические молекулы – диметилового эфира СН3ОСН3 и метилформиата CH3OCHO, вторую, впрочем, не точно (Astronоmy & Astrophysics, 2022, 659, A29). Работу возглавляла Алиса Бот (Alice S. Booth) из Лейденской обсерватории.

Теперь исследователи займутся поиском в этом диске других органических веществ, ранее замеченных в межзвездных облаках. Нам же эта находка еще раз подтверждает мысль: кирпичики органической жизни, именно такой, какой мы ее знаем, вполне закономерно, а отнюдь не случайно разбросаны по всей Вселенной. Принципиальный вопрос – способны ли они столь же закономерно самособираться для построения жизни или для этого нужны специфические условия единственной планеты во Вселенной: планеты Земля?

…корейская исследовательская группа разработала мягкую, механически деформируемую и растягиваемую литиевую батарею, которую можно печатать на одежде (ACS Nano, 2022, 21 января - полный текст)…