Котики и глобальное потепление

Сизикова Е.
(«ХиЖ», 2017, №10)

pic_2017_10_63.jpg

Художник Корделл

«Опять ящик консервов, второй за месяц, небольшая вроде собачка, а сколько лопает», — любя ворчим мы на питомца. Сколько они лопают, подсчитал Грегори Окин из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе. Правда, пока только для американских собак и кошек (PLoS ONE, 2017, 12(8): e0181301. doi: 10.1371/journal.pone.0181301).

В США проживает более 163 млн собак и кошек. Энергетический эквивалент содержимого их мисок составляет около 19% от человеческого потребления (203 ± 15 петаджоулей против 1051 ± 9 петаджоулей в год), 33% — в пересчете на продукты животного происхождения. И фекалий они производят всего втрое меньше, чем люди (5,1 млн тонн против 17,2 в год). Если учитывать все затраты на производство корма — земле- и водопользование, ископаемое топливо, сжигаемое сельхозтехникой, фосфатное загрязнение, истребление других биологических видов, — их вклад в наше воздействие на окружающую среду составляет 25—30%. Неприятно признавать это, но планета Земля стонет под тяжестью собак и котов. Их потребительская активность — причина высвобождения (в пересчете на СО2) 64 ± 16 млн т парниковых газов.

США — рекордсмен по содержанию домашних любимцев, однако эта традиция вместе с соответствующими отраслями пищевой промышленности распространяется и на менее зажиточные страны, в том числе на Китай. Чем это грозит цивилизации, пояснять не надо.

Автор статьи призывает людей обратить внимание на других потенциальных питомцев — птиц, рептилий и рыбок, а если уж заводить собаку, то маленькую. Стоит задуматься о том, кому выгодна оголтелая пропаганда котиков в соцсетях: уж не пришельцам ли из жарких миров с восстановительной атмосферой, строящим планы захвата Земли? А котам лучше бы использовать альтернативные источники белка, скажем, вместо хрустящих кусочков говядины и ягнятины — подушечки из мяса мыши и крысы, либо перейти на сою. И вообще жрать поменьше. Как свидетельствуют ветеринары, многих домашних животных систематически перекармливают.

Хотя когда введут обязательный учет и контроль углеродного следа каждого гражданина Земли — тому, кто не страдает шопоголизмом, не меняет гаджеты каждый сезон и ездит на работу на велосипеде, наверняка разрешат завести собаку. Не в них главная проблема.

18.04.2018 10:00:00

Авторы исследования, опубликованного в «Nature Human Behavior», ведовство изучать не собирались, их темой были сотрудничество и взаимопомощь в сельских общинах. Однако в процессе работы выяснилось, что в деревнях на юго-западе Китая, в провинции Сычуань, примерно 13,7% населения живет с прозвищем «чжу» или «чжубо» — злые колдуны.

02.04.2018 10:00:00

...китайские ученые успешно клонировали приматов — макак-крабоедов Macaca fascicularis переносом ядра соматической клетки; 79 эмбрионов имплантировали 21 самке, в итоге родились два детеныша, Чжун-Чжун и Хуа-Хуа...

29.03.2018 10:00:00

Все говорят об ультразвуковом общении дельфинов: ну как же — загадочные красивые существа, приматы моря, интересно, что у них за язык такой. Менее известно публике ультразвуковое пение мышей.

28.03.2018 10:00:00

Даже далекие от экологии люди в курсе, что с лесами на Земле творится неладное и нужно сажать деревья, пока не стало поздно. Китай взялся за дело энергично: с 2013 года в 26 китайских провинциях восстановлено 27,8 млн гектаров леса. Авторы статьи в свежем номере «Nature Sustainability» сообщают, что успехи уже видны на спутниковых снимках.

05.03.2018 10:00:00