Котики и глобальное потепление

Сизикова Е.
(«ХиЖ», 2017, №10)

pic_2017_10_63.jpg

Художник Корделл

«Опять ящик консервов, второй за месяц, небольшая вроде собачка, а сколько лопает», — любя ворчим мы на питомца. Сколько они лопают, подсчитал Грегори Окин из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе. Правда, пока только для американских собак и кошек (PLoS ONE, 2017, 12(8): e0181301. doi: 10.1371/journal.pone.0181301).

В США проживает более 163 млн собак и кошек. Энергетический эквивалент содержимого их мисок составляет около 19% от человеческого потребления (203 ± 15 петаджоулей против 1051 ± 9 петаджоулей в год), 33% — в пересчете на продукты животного происхождения. И фекалий они производят всего втрое меньше, чем люди (5,1 млн тонн против 17,2 в год). Если учитывать все затраты на производство корма — земле- и водопользование, ископаемое топливо, сжигаемое сельхозтехникой, фосфатное загрязнение, истребление других биологических видов, — их вклад в наше воздействие на окружающую среду составляет 25—30%. Неприятно признавать это, но планета Земля стонет под тяжестью собак и котов. Их потребительская активность — причина высвобождения (в пересчете на СО2) 64 ± 16 млн т парниковых газов.

США — рекордсмен по содержанию домашних любимцев, однако эта традиция вместе с соответствующими отраслями пищевой промышленности распространяется и на менее зажиточные страны, в том числе на Китай. Чем это грозит цивилизации, пояснять не надо.

Автор статьи призывает людей обратить внимание на других потенциальных питомцев — птиц, рептилий и рыбок, а если уж заводить собаку, то маленькую. Стоит задуматься о том, кому выгодна оголтелая пропаганда котиков в соцсетях: уж не пришельцам ли из жарких миров с восстановительной атмосферой, строящим планы захвата Земли? А котам лучше бы использовать альтернативные источники белка, скажем, вместо хрустящих кусочков говядины и ягнятины — подушечки из мяса мыши и крысы, либо перейти на сою. И вообще жрать поменьше. Как свидетельствуют ветеринары, многих домашних животных систематически перекармливают.

Хотя когда введут обязательный учет и контроль углеродного следа каждого гражданина Земли — тому, кто не страдает шопоголизмом, не меняет гаджеты каждый сезон и ездит на работу на велосипеде, наверняка разрешат завести собаку. Не в них главная проблема.

08.01.2018 10:00:00

...собственные колебания Земли в диапазоне частот от 0,3 до 4 мГц впервые зарегистрированы в вариациях магнитного поля, измеряемого на ее поверхности («Доклады Академии наук», 2017, 476, 4, 452—455)...

26.12.2017 10:00:00

Есть много шуток о том, кто кого разглядывает в зоопарке, посетители зверей или наоборот. Так или иначе, согласно шведским ученым из университета Лунда, в отделе приматов в зоопарке Фурувик удовольствие явно получают обе стороны, люди передразнивают обезьян, а обезьяны — людей.

26.12.2017 10:00:00

«Что происходит с насекомыми? — пишут в редакцию читатели. — Нам кажется или меньше бабочек вьется над клумбами, чем десять лет назад?» Не кажется, увы. В последнее десятилетие сократились и численность, и разнообразие насекомых.

04.12.2017