Судьба батарейки

Анофелес С.
(«ХиЖ», 2019, №9)

pic_2019_09_62.jpeg
Художник Владимир Ренчин

Куда девать старые литиевые батарейки? Точнее, не батарейки, а батареищи? Этот вопрос возникает у многих горожан, которые видят стремительно растущий парк электрических средств передвижения – от самокатов до электромобилей. Аккумуляторы таких средств передвижения в разы больше, чем для питания всякой мелкой техники вроде телефонов, и гораздо опаснее, но рано или поздно они выйдут из строя. Куда их девать?

Швейцарская ассоциация импортеров автомобилей, проявляя то, что называется социальной ответственностью бизнеса, озаботилась этой задачей заранее, еще до того, как она выросла до масштабов проблемы. Она обратилась к специалистам швейцарской Федеральной лаборатории материаловедения EMPA с просьбой посмотреть, какие технологии имеются и во сколько обойдется утилизация. Специалисты задание выполнили и представили отчет (агентство «AlрhaGalileo», 12 августа 2019 года). Из него следует, что уже существуют технические справочники для рабочих, в которых сказано, как обращаться с той или иной батарейкой и как ее безопасно отсоединить от питаемого ею устройства. Есть и контейнеры для перевозки таких батареек – они ведь взрыво- и пожароопасны.

А для переработки придумано два процесса. В одном, чтобы не тратиться на меры безопасности, батарейки попросту сжигают. Медь, никель и кобальт образуют сплав, который утилизируют, а вот углерод, алюминий и, что осо6енно жалко, потенциально дефицитный литий теряются безвозвратно. Если идти другим путем, то сначала надо полностью разрядить батарейки и уже затем, в атмосфере азота, сдерживающего горение, размолоть их в мелкую пыль. Горючий жидкий электролит в ходе этого процесса отсасывают, а получившиеся твердые частицы заливают химикалиями и разделяют на компоненты. Так удается спасти более 90% всех материалов. Есть еще группа мечтателей, которая хочет собирать использованные батарейки, ремонтировать их и давать им новую жизнь, например, для хранения солнечной энергии; непонятно, насколько это безопасно – старые литиевые батарейки взрываются охотнее, чем новые.

В общем, как это принято в современном мире, инженеры свою часть работы по утилизации ценного мусора выполнили. А вот политики, которые должны дать технические регламенты, стимулирующие сбор и переработку батареек, явно от них отстают.

Разные разности

15.11.2019 15:30:00

8 ноября в МИА «Россия сегодня» состоялась торжественная церемония награждения лауреатов Всероссийского конкурса «ПРО Образование 2019». Журнал «Химия и жизнь» стал лауреатом в номинации «Лучшие публикации ПРО химическое образование».


>>
06.11.2019 18:00:00

…почти полный череп высшего примата, найденный в Эфиопии, идентифицирован как Australopithecus anamensis; возраст его составляет около 3,8 млн лет…

…создана электронная перчатка на протезную руку, которая обеспечивает реалистичный внешний вид, мягкость, тепло, а также восприятие давления, температуры и влажности…

…антипрививочники начинают терпимее относиться к вакцинации, когда вспышка инфекционной болезни происходит недалеко от места их проживания…


>>
29.10.2019 19:30:00

Группа ученых из Австралийского центра исследований древней ДНК выяснила, что чистых-то сапиенсов вовсе и нет: в разных местах планеты человеческие предки скрещивались с человекообразными представителями по меньшей мере четырех разных видов

>>
23.10.2019 18:00:00

Куда девать старые литиевые батарейки? Точнее, не батарейки, а батареищи? Этот вопрос возникает у многих горожан, которые видят стремительно растущий парк электрических средств передвижения.

>>
07.10.2019 17:00:00

...устройство весом 307 г, прикрепленное к колену пользователя, может генерировать 1,6 микроватта энергии за счет движения ноги при ходьбе...

...брюхоногий моллюск Chrysomallon squamiferum стал первым глубоководным животным, оказавшимся под угрозой исчезновения из-за добычи полезных ископаемых на морском дне...

...водные экстракты кузнечиков, сверчков и шелковичных червей в пять раз богаче антиоксидантами, чем апельсиновый сок...


>>