Технологии, мода, обычаи, религиозные представления,музыкальные произведения, язык — все это развивается и эволюционирует. Какие-то идеи отмирают, а какие-то, напротив, становятся популярными. Если живые организмы можно считать «хозяевами» для генов, то человеческое сознание — «хозяин», в котором существуют и эволюционируют мемы.
Краткий обзор нынешних проблем университетов мы уже опубликовали в прошлом номере «Химии и жизни». А сегодня предлагаем читателям познакомиться с идеями авторов по поводу того, что же делать, как спастись от лавины, которая, по утверждению авторов, идет и неминуемо разрушит университеты, скроенные по старому образцу. Выдержки из доклада приводим в сокращенном пересказе Л.Стрельниковой.
Когда-то в журнале «Химия и жизнь» (1979, № 11) была опубликована заметка с интригующим названием «Молекулы-симплексы, или Загадка алкагеста». Симплекс — математический термин для обозначения фигуры, у которой расстояния между любыми парами вершин одинаковы. Отрезок прямой — 1-симплекс, правильный треугольник — 2-симплекс, тетраэдр — 3-симплекс и т. д. Алкагест же — гипотетический алхимический растворитель, который способен растворять все; в заметке утверждалось, что это гипотетическое вещество могло существовать в пространстве более трех измерений и иметь структуру симплекса. А что по этому поводу думает современная наука?
Жизнь на Земле существует в различных переменных полях. Это поле силы тяжести — его изменения связаны прежде всего с движением Луны; это электрическое и магнитное поля Земли, меняющиеся с низкой частотой, и конечно же высокочастотное электромагнитное поле в виде волн света, без которых жизнь вообще невозможна. Его действие на живые существа изучено очень хорошо, чего нельзя сказать о первых трех: последствия их колебаний исследованы столь мало, что говорить о каких-то эффектах за пределами ошибки эксперимента трудно. Однако можно поставить опыты, которые покажут, что и постоянные, и меняющиеся с малой частотой поля влияют на жизнь растений.
Книга Эрнста Петера Фишера, известного немецкого историка науки, автора нескольких научно-популярных книг и лауреата множества премий, развенчивает самые живучие и самые нелепые мифы в истории науки. При этом Фишер увлекательно рассказывает об истинных проблемах и грандиозных достижениях современного естествознания.
Весной 2013 года Институт общественно-политических исследований в Великобритании (IPPR) опубликовал доклад, или эссе, под названием «Лавина идет. Высшее образование и грядущая революция». Его подготовили трое авторов — Майкл Барбер (Michael Barber), Кейтлин Доннели (Katelyn Donnelly) и Саад Ризви (Saad Rizvi).О чем это эссе? О том, что система высшего образования, как и школьного, должна меняться, и чем быстрее, тем лучше, иначе лавина перемен, происходящих в мире, может ее попросту снести и уничтожить.
Какая работа и за какую зарплату нужна сейчас или будет востребована в США в обозримом будущем и чему, стало быть, стоит учиться, чтобы не оказаться высококвалифицированным безработным? Об этом рассказывает В.М.Хуторецкий в очередной статье, посвященной образованию в США.
Сам заголовок звучит на первый взгляд слишком тенденциозно. Читателям как будто предлагают изначально согласиться с тем, что ЕГЭ по химии — это плохо. Но так ли плоха идея единого экзамена? Можно задать даже более конкретный вопрос: приносит ли ЕГЭ в его нынешнем виде хоть какую-то пользу учителям, школьникам или кому-то еще?
Активность наших женщин на ниве новых экономических отношений в значительной степени способствовала выживанию в те нелегкие годы, тогда как не худшие представители сильной половины пребывали в депрессии вместо активных поисков своего места в новой ситуации.
Во всех странах наука живет и развивается только при условии, что есть заказ на науку, есть потребитель ее результатов и достижений. Наука ведь ничем не отличается от любого другого вида человеческой деятельности, просто научная деятельность развивается на почти монопольном рынке, где есть всего два заказчика — либо государство, либо корпорации (промышленность). Причем государство нынче куда более скромный и слабый заказчик, нежели частный бизнес...
Связь погодных аномалий с ростом энергопотребления очевидна, ведь графики их роста почти совпадают, но каков механизм? Что, если первопричина бед — препятствующая испарению воды пленка на поверхности океана, образование которой связано с нефтью? Очевидно, что количество нефти в морской воде столь же неумолимо растет по мере роста добычи ископаемого топлива, как и выделение углекислого газа при его сжигании. Более того, вполне возможно, что это количество в последние двадцать лет растет с ускорением — так, как идет тренд глобальной температуры. Ведь именно в это время началась активная добыча нефти на шельфах.
Мы все преподаем в МИЭМе студентам, а некоторые, кроме того, и в других вузах: гуманитарных, технических, кое-кто даже в настоящем университете. Но рассказы коллег — это не то, что опробовано на своей шкуре. Так что это взгляд в основном на сегодняшний московский уровень старшей школы и вуза, причем вуза из приличных, а по компьютерным специальностям — одного из лучших. Но большая часть написанного относится ко всем вузам, городам и школьникам.