Здоровые мыши, живущие рядом со своими больными сородичами, начинают пахнуть, как они, оставаясь при этом здоровыми. Пока еще непонятно, зачем здоровым мышиным организмам имитировать запах больных; предполагается, что это связано с активизацией иммунной системы здоровых грызунов для борьбы с потенциальной угрозой.
Около 60 млн лет назад, а может, и несколько позже, сухопутные млекопитающие приступили к освоению водной стихии. Морские млекопитающие — классический пример конвергенции, которую изучают зоологи, физиологи и биохимики. В конвергентной эволюции участвовали сотни генов, которые у разных видов могут и различаться. Определением этих генетических последовательностей и произошедших в них изменений заняты сейчас даже не генетики, а специалисты в области системной и компьютерной биологии, которая потихоньку теснит традиционную.
Птицам явно не хватает конечностей. Ноги у них для ходьбы, крылья — для полета, все остальное приходится делать клювом: держать палочки, строить гнезда, терзать добычу, раскалывать семена, ловить рыбу и многое, многое другое. Взглянув на форму и размер птичьего клюва, несложно догадаться, чем кормится его обладатель. Хрестоматийным примером связи формы и функции стали галапагосские, или дарвиновы, вьюрки.
Некоторые виды, в том числе и Homo sapiens, благополучно пережили эпоху плейстоцена, других мы уже не увидим, увы. Однако они не исчезли бесследно, последовательности их ДНК сохранились в геномах современных видов. Это оказалось возможным благодаря межвидовым скрещиваниям. Так, бурые медведи Ursus arctos сберегли гены пещерных медведей U. spelaeus.
Одно из древнейших культурных растений — конопля. Семена ее съедобны, масло полезно и хорошо хранится. Из конопли можно делать бумагу, что помогло бы сохранить леса. К сожалению, конопля скомпрометировала себя как психотропное средство и во многих странах оказалась вне закона. Что ж, есть у нас и другие волокна, и масличные растения, и даже наркотики. Но как лекарственное растение коноплю во многих случаях заменить нечем.
Чего не встретишь в птичьих гнездах! У скворцов, например, и не только у них, мы, скорее всего, обнаружим ароматные травы. Их собирают преимущественно самцы, но, видимо, не только для того, чтобы порадовать самку, хотя у скворцов хорошее обоняние. Ароматические травы каким-то образом влияют на потомство: птенцы получаются более крупными и здоровыми.
Итак, гишу. Несмотря на давность своего литературного рождения, он остается одним из знаковых монстров. Правда, современные авторы и иллюстраторы, кажется, обычно выбирают «не того» зверя: часто — крупного креодонта вроде мегистотерия. Мегистотерия как такового Ефремов еще не знал, этот супермонстр был открыт уже после его смерти, но крупные креодонты в пору Ивана Антоновича были отлично известны, более того — числились ближними родичами эндрюсарха (сейчас уже нет). Впрочем, вопрос о прототипе гишу вообще до крайности спорный…
Бегемот в воде подобен айсбергу: над поверхностью торчит голова с маленькими ушками и круглыми глазками, все остальное скрыто от взора наблюдателей, в том числе фекалии, щедро изливаемые в воду. С одной стороны, оно и хорошо — не такое уж это приятное зрелище. С другой — бегемоты переносят с берега в воду такое количество органических веществ, что этот процесс требует тщательного изучения.
Зачем современной медицине пчелы? Времена яда, меда, прополиса и маточного молочка прошли. Конечно, медицина современная тоже может искать в этих и других продуктах жизнедеятельности медоносных пчел новые полезные соединения, но в нашей статье речь пойдет о другом. А именно о том, как исследования поведения, биохимии, генетики и физиологии пчел помогут лучше понять человеческий организм, его способности и потребности.
Фраза «Знание — сила» в разных вариантах встречается в письменных источниках начиная с VII века. Эта основополагающая мудрость известна не только людям. Даже наши очень дальние родственники лемуры осознают, что дружить полезно не только с сильными, но и со знающими. С точкой зрения лемуров нас познакомили специалисты Принстонского университета.
Головоногие — удивительные создания. Они такие умные, такие загадочные, так потрясающе движутся, так искусно прячутся. Как же их не исследовать! Увы, физиологи и нейробиологи не умеют обходиться без проколов и разрезов, а мучить моллюсков не хочется. Применить анестезию — что может быть проще! Однако перед сторонниками гуманного обращения с животными встали две проблемы: возможна ли в принципе анестезия головоногих и нужна ли она? Не исключено, что они не чувствуют боли.
Долгое время предполагалось, что у птиц обоняние развито плохо, поскольку обонятельные доли мозга у них очень малы, в отличие от зрительных. Вывод о незначительной роли обоняния в жизни большинства птиц в свое время сделали также на основании того, что обонятельные рецепторные клетки у их занимают не такую большую площадь в носовой полости, как у млекопитающих. Однако исследования последнего десятилетия подтвердили, что с обонянием у птиц не так уж плохо.
Годжи — собирательное название двух близких видов, дерезы обыкновенной Lycium barbarum и дерезы китайской L. chinense. Это колючие кустарники семейства пасленовых, обыкновенная дереза вырастает до трех с половиной метров, китайская пониже. У них лиловые цветки-колокольчики и алые ягоды до 2 см в длину и до 1 см в диаметре. Они мясистые, на вкус горько-сладкие. Считается, что плоды обыкновенной дерезы полезнее, о ней мы дальше и будем говорить.