Гражданская ботаника работает

Любовь Стрельникова

pic_2022_07_22.jpg

Иллюстрация Петра Перевезенцева

Наверное, вы слышали, что существует гражданская наука? Когда исследованиями занимаются не профессиональные ученые, а все желающие, независимо от профессии.

Ну да, скажете вы, они там назанимаются. Однако этот понятный скепсис уже неуместен. Конечно, неученые волонтеры не синтезируют новые элементы на ускорителях, не разрабатывают новые лекарства и не конструируют гиперболоид инженера Гарина. Но там, где нужен сбор данных о природе, — волонтерам нет равных.

Сегодня более 70% всех данных о биоразнообразии во всем мире собирают люди, не связанные с наукой. Они ведут наблюдения за перелетными птицами, насекомыми и растениями.

Гражданская наука растет. Объектами ее наблюдений уже стали вечная мерзлота, звезды, качество воды в природных водоемах и многое другое.

Вы тоже можете присоединиться к этому движению. Тем более что такую возможность предоставляет Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Совсем недавно биологи МГУ создали предварительные карты «Атласа флоры России», куда попали больше 8 тысяч видов растений. А вообще, флора России насчитывает 12,5 тысяч видов.

Карты выглядят так. Территория России накрыта сеткой из 2000 квадратов. Размер каждого квадрата —  100 на 100 километров. В квадратах стоят точки, обозначающие присутствие здесь определенного вида растения. Каждая такая точка подтверждена образцом, фотографией, публикацией или записью в бланке геоботанического описания.

На эту работу ушло несколько лет. Ученые суммировали сведения из тысяч различных источников — гербарных коллекций, данных литературы, открытых онлайн-источников. В основу карт легли свыше 6,5 млн наблюдений университетов и академических институтов, исследователей и научных групп из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Улан-Удэ, Иркутска, Тулы, Кемерово, Магадана.

В создание этого атласа свой заметный вклад внесли и волонтеры из разных городов и поселков нашей страны. В 2019 года биологи МГУ запустили интернет-проект «Флора России», в котором могут участвовать все желающие. Каждый может делать фотографии дикорастущих растений на смартфон, а затем загружать их в общую базу с помощью мобильных приложений или сайта.

За три года существования проекта к нему присоединились почти 20 тысяч наблюдателей, которые передали почти 2 млн своих фотонаблюдений. Эксперты-ботаники ежедневно просматривают тысячи новых фотографий растений, проверяя верность определений или добавляя комментарии к интересным находкам. А они есть!

Больше всего наблюдений сделано в Подмосковье, Москве и Брянской области. А вот по количеству выявленных видов растений лидируют Дагестан, Республика Крым и Краснодарский край.

Вот так выглядит гражданская ботаника в России. В этом проекте МГУ мне особенно нравится, что смартфон используется по прямому назначению. Как инструмент для исследования. И во благо. Смартфон — он ведь как топор: можно табуретку сделать, а можно старушку на тот свет отправить.