В ходе ХХ съезда КПК западные аналитики подводят итоги развития руководимой ею страны. В области науки, как показало исследование, проведенное Даниэлем Хуком и Саймоном Портером (Daniel W Hook, Simon J Porter) из компании «Digital Science» (пресс-релиз от 18 октября 2022 года), эти успехи весьма заметны. Чтобы их выявить, было использовано пять метрик.
Первая — доля ВВП, которая идет на науку. По этому показателю КНР на втором месте после США: 2,4 против 3,5%, а ЕС с его 2,32% она обогнала еще в 2020 году. Однако сам ВВП КНР уже в 2016 году превысил ВВП США, поэтому в абсолютных числах разрыв сокращается и паритет будет достигнут в 2032 году. В РФ затраты на науку составляет 2,85% бюджета или 0,45% ВВП.
Вторая — доля открытых статей, опубликованных за счет автора. Этот показатель свидетельствует не только о желании прославиться, но и о финансовой свободе ученого, наличии средств непосредственно у научной группы. Альтернативой служит оплата за статьи из фондов института, университета или средств меценатов. По этому показателю китайцы в 2009 году обогнали англичан, в 2017 — американцев и в 2022 году обошли исследователей из ЕС.
Третья — общее количество публикаций, так сказать, мера производительности труда национальной науки. По этому показателю КНР в 2022 году превзошла и ЕС, и США: 573, 531 и 476 тысяч соответственно.
Четвертая — мера эффективности научного труда, то есть количество ссылок на публикации. Здесь непревзойденными лидерами остаются американские ученые с 30% глобального индекса цитирования. Однако китайцы резко ускорились. Если в 2000-м их индекс находился около 0, то в 2022-м, достигнув 13,5%, они опередили ЕС с его 11,7%. На душу населения, впрочем, лидером все же выйдет Великобритания: британские ученые собирают 6,6% ссылок в мировой науке при населении 67 млн человек, а у США 30% приходится на 334 млн человек.
Пятая метрика дает представление о влиятельности, поскольку это вероятность, что в случайно взятой статье будет исследователь из определенной страны. Вот здесь китайцы пока сильно проигрывают: у ЕС — 0,62, США — 0,48, у Великобритании — 0,38, а у КНР — 0,29. Причина в том, что КНР просто не успела построить плотную сеть международного научного сотрудничества, но это дело наживное: в 2000 году значение параметра было почти в 4 раза меньше, 0,07, тогда как у стран-лидеров примерно на том же уровне, что и сейчас.
В общем, при сохранении нынешних тенденций в совсем недалеком будущем китайское лидерство в научном мире станет фактом, с которым придется считаться. Как там в анекдоте: а реалисты учат китайский?
|
Иллюстрация: Жанг Жонг Дао |