Листья ревеня ядовиты?

Викторова Л.
(«ХиЖ», 2015, №7)

Ревень.jpgДействительно, мы едим только стебли ревеня, очень вкусные, на мой взгляд. Попробуйте пироги с ревенем, компоты и кисель из ревеня и сами убедитесь. А вот листья мы не едим, потому что в них содержится щавелевая кислота, причем в приличных количествах — 0,5 г на 100 г листьев, — и ее соли, оксалаты кальция и калия.

10_щавелевая кислота copy.jpg

Впрочем, эта кислота есть также в шпинате и капусте, но там ее мало, поэтому никаких неприятных последствий не происходит.

Предполагаемая смертельная доза щавелевой кислоты 15—30 граммов. Это означает, что надо съесть несколько килограммов листьев ревеня, чтобы отравиться насмерть. Однако и гораздо меньшие количества могут вызвать тошноту и рвоту. К тому же щавелевая кислота в организме образует нерастворимые соли — оксалаты, из-за которых, в частности, в почках образуются камни.

Дискуссия о том, что же делает листья ревеня ядовитыми, продолжается. Возможно, главный виновник пока еще не опознан. Исследователи высказывают предположение, что в роли отравителя могут выступать гликозиды антрахинона, но какие именно, пока неизвестно.

Вообще, у нас пока нет полного описания всех компонентов химического коктейля, содержащегося в листья и стеблях ревеня. Но тем не менее кое-что мы знаем. Например, что слабительным эффектом ревень обязан веществу реинантрону (rheinanthrone), которое образуется в результате гидролиза производных антрахинонов, когда мы перевариваем ревень:

11_реинантрон copy.jpg

Это вещество относится к группе так называемых сеннозидов, их много в листьях сенны, отсюда и название.

В стеблях ревеня щавелевой кислоты мало, но много безопасной яблочной кислоты, она и обеспечивает приятную кислинку начинке пирогов и компотам:

12_яблочная кислота copy.jpg

А своим изумительным розовато-красным цветом стебли ревеня обязаны природному пигменту цианидин-3-глюкозиду:

Правда, антрахиноны тоже вносят свой вклад в палитру: эмодин — оранжевый, хризофанол — желтый, фисцион — красно-оранжевый, реин — красный.

Блюда из ревеня не только красивые и вкусные, но и полезные. Антрахиноны, содержащиеся в ревене, исследовали на биологическую активность и обнаружили, в частности, у эмодина противоопухолевые свойства. А вот листья ревеня есть не стоит.

05.05.2020 17:00:00

Смартфон может незаметно передавать секретные сведения посторонним через неучтенную разработчиками прореху на границе между столом и смартфоном. Как же это может быть? Ответ в ходе серии экспериментов получили исследователи из Вашингтонского университета.

29.04.2020 17:00:00

Загадочное внезапное похолодание, случившееся на планете 13 тысяч лет назад, не устает привлекать внимание климатологов. Сейчас есть двое подозреваемых: ледниковое озеро Агассис и кометы, упавшие в Северной Америке. Теперь же, стараниями ученых из Геологической службы США, возник третий участник драмы – ледниковое озера Миссула, катастрофически опорожнившееся в Тихий океан.