Человек

Жуков Д.А.
(«ХиЖ» 2014, №8)

Капризы — то есть стремление добиться чего-то запрещенного, или невозможного, или бессмысленного — принято считать формой детского поведения, причем такой, которую надо подавлять и ни в коем случае не поощрять. Между тем капризы имеют большой биологический смысл.  >>
Шкурко А.В.
(«ХиЖ» 2014, №7)

Социальная нейронаука, о которой мы уже писали (см. «Химию и жизнь», 2013, № 11), пытается найти связь между протеканием нервных процессов и поведением отдельных людей или животных в конкретных ситуациях. Это проблемы, в значительной степени пришедшие из социальной психологии. Однако за ними маячат вопросы, интересующие и другие общественные науки, которые изучают не отдельных людей или малые группы, а функционирование всего общества.

(«ХиЖ» 2014, №7)
Хорошо известно, что одни растения способны угнетать или стимулировать рост других. Однако кто бы мог предположить, что культурное растение само стимулирует своего врага?  >>
(«ХиЖ» 2014, №7)
Жесткий отбор, который действует на наших полях, обработанных средствами защиты культурных растений, уже приводит к пугающим последствиям. Не будем говорить о выкладках противников ГМО и сторонников «органической пищи». Результаты «гонки вооружений» между фермерами и дикой флорой обсуждали специалисты на симпозиуме по борьбе с сорняками, который прошел в рамках ежегодного собрания Американского химического общества в сентябре 2013 года.
Жуков Д.А.
(«ХиЖ» 2014, №6)
Биологические преимущества разделения на два пола не ограничиваются рекомбинацией генетического материала в процессе мейоза. О биологическом смысле существования особей мужских и женских «Химия и жизнь» писала не раз. В этой статье говорится об еще одной важной функции разделения людей на мужчин и женщин.
Глаголев М.В.
(«ХиЖ» 2014, №6)

В 2012—2013 годы журнал «Вестник Московского государственного областного университета» опубликовал несколько статей одной и той же авторской группы, которая предложила оригинальную гипотезу о самовозгорании болотных газов как причине пожаров.  За разъяснениями мы обратились к главному редактору журнала «Динамика окружающей среды и глобальные изменения климата», кандидату биологических наук М.В.Глаголеву и получили исчерпывающий ответ, который и предлагаем вниманию читателей.

(«ХиЖ» 2014, №5)

Результатом закона «О промышленной политике» (который, кстати, многие специалисты ждут уже более 20 лет) должно стать кардинальное обновление обрабатывающей промышленности с использованием новой техники, в частности повышение уровня механизации. Иными словами — повсеместное внедрение роботов.

Зинов В.Г., Эрлих Г.
(«ХиЖ» 2014, №4)

Спросите любого: какие страны технологически наиболее развиты? И незамедлительно получите ответ на уровне ощущений: США, Япония, Германия, Южная Корея, Великобритания... Но есть ли количественные оценки, которые могут эти ощущения подкрепить?

Панюшкин В.В.
(«ХиЖ» 2014, №4)
Производство крошечных чипов, дающих жизнь ноутбуку, — одно из самых сложных и изощренных. Оно состоит более чем из трех сотен операций, и один производственный цикл может длиться до нескольких недель. Как выглядит этот процесс в упрощенном виде?  >>
Панюшкин В.В.
(«ХиЖ» 2014, №4)

Общественность, обеспокоенная нарастающими выбросами углекислого газа в атмосферу, как правило, фокусирует свою тревогу на деятельности компаний, которые добывают и перерабатывают сырье, занимаются энергетикой и крупнотоннажным материальным производством. При этом мало кто задумывается об экологичности ноутбуков, смартфонов, планшетов и других гаджетов, полагая, вероятно, что если эти маленькие устройства и могут чем-то загрязнить окружающую среду, то лишь избыточной информацией. Так ли это?

11.01.2021 16:00:00

…предложена методика построения электрофизической модели верхнего слоя грунта Луны на основе данных о его минералогическом составе и диэлектрических свойствах…

…масса всего, что сделано человеком, превысила суммарный вес всех живых существ на планете…

…в сельских районах жарких стран можно стерилизовать инструменты в автоклавах с помощью солнечного тепла…

29.12.2020 14:00:00

Пандемия КОВИД-19 уже к июлю 2020 года обошлась мировой экономике в 6—16 триллионов долларов. А к четвертому кварталу 2021 года потери только США превысят 16 триллионов. Всех этих потерь можно было избежать, проведя комплекс понятных специалистам мероприятий.

23.12.2020 16:00:00

В мире политики установилась новая норма: победитель выходит с перевесом в считаные доли процентов голосов. Какой механизм может лежать в основе такого электорального равенства? Многие социологи ломали головы, но вот за дело взялись профессиональные физики, и всё стало на место.

07.12.2020 17:00:00

…впервые получены доказательства изменения вида черной дыры с течением времени…

…криоэлектронная микроскопия теперь позволяет получить структуру белка с атомарным разрешением…

…самки китовых акул растут медленнее, чем самцы, но в конце концов вырастают крупнее; особи длиной более 12 метров — преимущественно самки…

04.12.2020 17:00:00

В числе аргументов противников пьянства появился новый. Его предоставили исследователи из Миссурийского университета.