Размышления
Наступил антропоцен?
С.М. Комаров
Голоцен закончился, теперь мы живем в новом геологическом периоде — антропоцене, когда сила человек стала сравнимой с силами стихий. Теперь у человечества есть два пути — либо постараться вернуться в голоцен, либо взять полное управление планетой на себя.
Расследование
Реклама и ребенок: взрослые проблемы
А.А. Левицкая
Маркетинг, ориентированный на детей, — не новое явление, однако сегодня оно имеет более широкий размах, чем когда-либо. По подсчетам аналитиков, общий объем российского рынка детских товаров и услуг колеблется от четырех до семи миллиардов долларов. По мнению многих исследователей, современные дети вообще самая лакомая аудитория для маркетологов. Как реклама воздействует на психику детей? Какова специфика рекламы товаров, нацеленной на детей? Достаточно ли мер государственного регулирования рекламы, или необходимо саморегулирование в отрасли? Можно ли защитить детей от рекламы? Эти и другие вопросы продолжают оставаться на повестке дня. Некоторые возможные ответы — в этой статье.
Проблемы и методы науки
Измерение роста
Е.З. Година
Существующая традиция связывать положение человека в обществе с теми или иными особенностями строения тела, зародилась тысячи лет назад: еще в шумерских текстах 3500 года до н. э. говорится о том, что у людей с более высоким социальным статусом выше рост и крепче здоровье. Но наиболее точная информация появляется с началом массовых антропометрических исследований. Вообще антропология предоставляет уникальные возможности для изучения физических качеств человека в культурном контексте — иначе говоря, с ее помощью можно понять как искусственная среда, в которой живет человек, воздействует на его тело.
Научный комментатор
Города и гены
Н.Л. Резник
Город — это скопление множества людей на небольшой площади. Один чихнул — десять заразились. Поэтому в древности городское население, практически лишенное медицинской помощи, должно было, теоретически, постоянно болеть и вымирать. Однако этого не произошло. Более того, города процветали, и урбанизация планеты неуклонно набирала обороты. Объяснение этому парадоксу предложил английский генетик Марк Томас.
Проблемы и методы науки
Наука со вкусом
С.С. Колесников
По аналогии с тем, как наш мозг распознает цвет, обрабатывая сигналы от всего лишь трех типов фоторецепторов (сине-, зелено- и красночувствительных колбочек), есть основания считать, что вкусовое ощущение также формируется в результате комбинации ограниченного числа базовых вкусовых «цветов». Причем каждый из них ассоциируется с определенным классом физиологически важных веществ.
Проблемы и методы науки
Анатомия вкуса
В.В. Благутина
Вкусно поесть — самая простая радость в жизни. Но как же трудно объяснить с точки зрения науки, что при этом происходит! Впрочем, физиология вкуса еще в самом начале пути. Так, например, рецепторы сладкого и горького были открыты только лет десять назад.