Энергетика

(«ХиЖ» 2013, №12)

prev_2013_12_02.jpg

После череды кризисов самого конца XX—начала XXI века некоторые экономисты начали высказывать крамольную мысль: рыночная экономика уперлась в недостаток ресурсов и прекращение роста потребления. Выходом же им видится весьма жесткое и масштабное вмешательство государства в самосогласованную систему рыночной свободы. Так следует из результатов дискуссии по проблемам эффективности использования материалов, которую помогло организовать британское Королевское общество. Вот краткий конспект этой дискуссии.

Топливо из опилок и цветущей воды
Котина Е., Сутоцкая Е.
(«ХиЖ» 2013, №1)

Биотопливо по сравнению с ископаемым топливом считается экологически чистым, и его сторонники видят в этом неоспоримое достоинство. Их взгляд не разделяют Кейт Смит и Тимоти Серчингер из Эдинбургского университета. Они подвергли критике методы оценки, основанные на так называемой модели анализа жизненного цикла (LSA), которые учитывают все факторы, связанные с производством и применением топлива. По их мнению, существующие методы напрасно игнорируют углекислый газ, который выделяют транспортные средства, работающие на этаноле и биодизеле, а также оксид азота.

(«ХиЖ» 2013, №1)

Определить запасы сланцевого газа очень трудно, поскольку под этим общим названием скрывается большое разнообразие геологических образований с различной способностью отдавать заключенные в них углеводороды. Поэтому оценки запасов таких углеводородов различаются в разы.

Закиров В.А.
(«ХиЖ» 2012, №4)

Закись азота, она же оксид диазота, оксид азота (I) или оксонитрид азота(I), известная также как веселящий газ, — неорганическое химическое соединение, молекула которого состоит из двух атомов азота и одного атома кислорода (N2O). Этот бесцветный газ со сладковатым запахом открыл и впервые получил в 1772 году английский священник, химик, философ и общественный деятель Джозеф Пристли. После того как Гемфри Дэви показал, что вдыхание этого газа вызывает беспричинную радость, почти 70 лет в Великобритании устраивали вечеринки с веселящим газом (баллончики для вечеринок можно купить и сейчас).

(«ХиЖ» 2012, №2)
В последнее десятилетие становится все очевиднее, что дешевая нефть почти выбрана, а разработка других месторождений требует не только больших вложений, но и новых технологических решений. Самый активный участник поиска альтернативных источников топлива — США. Они поставили задачу в ближайшее десятилетие резко снизить свою зависимость от импорта горючего, поэтому налаживают разработку подводных месторождений (кстати, это несомненно повышенный риск для окружающей среды — вспомним Мексиканский залив), добычу сланцевого газа, а также продолжают расширять производство биотоплива из кукурузы, рапса и других сельскохозяйственных культур (см. «Химию и жизнь», 2007, №1). Хорошие инвестиции в исследования и планомерная работа дают свои плоды — по производству биотоплива США, пожалуй, впереди планеты всей, а биоэтанол уже отвоевал 10% их топливного рынка. Средний человек потихоньку свыкается с мыслью, что машину он скоро будет заправлять биодизелем, а электричество получать от солнца, ветра и, может быть, даже из водорода.
Водород пурпурных бактерий
Трчунян Армен
(«ХиЖ» 2011, №9)
Не так давно сотрудники академического Научного центра микробиологии и депонирования микроорганизмов выделили особые штаммы пурпурных несерных бактерий из воды минеральных источников Армении. Исследователи из Ереванского государственного университета обнаружили, что на свету эти бактерии выделяют молекулярный водород. Причем он образуется не только как продукт фотосинтеза в анаэробной среде, но и с участием гидрогеназы, которая  обычно водород связывает. Не исключено, что здесь открываются новые возможности для производства водорода в качестве биотоплива.
(«ХиЖ» 2011, №5)
radiation.jpg

С сороковых годов ХХ века, когда человек овладел тайнами атомного ядра, в мире случилось несколько крупных ядерных катастроф. Первая — бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Затем — взрыв хранилища радиоактивных отходов в Кыштыме на химкомбинате «Маяк» (1957), авария на ядерном комплексе в английском Уиндскейле (1957), сброс радиоактивных отходов в реку Теча (1949—1953), авария на американской станции Три-Мейл-Айленд (1979), Чернобыль (1986), выброс радиоактивного облака в Томске-7 (1993) и вот теперь — Фукусима.

Черный дым над Фукусимой
(«ХиЖ» 2011, №5)
Авария на АЭС в Фукусиме произошла незадолго до 25-й годовщины Чернобыльской аварии. При землетрясении все аварийные системы сработали как надо: в реакторы вдвинулись графитовые стержни и реакция начала замедляться. К сожалению, остыть реакторы не успели. Цунами оказалось выше, чем рассчитывали при строительстве станции. Вода залила дизельные насосы, качавшие воду через реакторы, и реакторы стали перегреваться. В конце концов три из них взорвались. Для охлаждения реакторы стали заливать водой из океана (потом из Америки стали подвозить на баржах пресную - от нее меньше накипи, поэтому охлаждение идет быстрее). Емкостей для горячей воды не хватало, ее вылили в океан. В результате земля вокруг станции оказалась загрязнена относительно мало, поскольку в основном радиоактивный дым и пар опять же унесло ветром в океан. Больше всего беспокойства вызывает именно загрязнение воды и как это скажется на экосистеме — увидим лет через десять. Мы можем утешаться хотя бы тем, что к Сахалину и материковому Дальнему Востоку течения, несущие загрязненную воду, не подходят.
Куда девать глицерин
Акасов Р.
(«ХиЖ» 2011, №3)
При производстве популярного сегодня биодизеля образуется побочный продукт - глицерин. Глицерин - вещь нужная, но он получается грязным, поэтому дешевле производить его "с нуля". Между тем, выгода производства и самого биодизеля под сомнением, а если бы нашлось применение "лишнему" глицерину, это индустрия стала бы экономически целесообразной.
Мексиканский разлив
(«ХиЖ» 2010, №7)
С последствиями взрыва нефтяной платформы в апреле этого года у берегов Луизианы справиться пока не могут. Сейчас надежда на новые скважины, которые разгрузят аварийную трубу, после чего ее смогут, наконец, зацементировать. Часть вытекающей нефти пытаются собрать (заодно хоть частично окупить ремонтные работы), но, видимо, в Западном полушарии последствия аварии будут заметны еще долгие годы. Правда до Европы нефть вряд ли дойдет: все-таки бактерии и солнечный свет ее постепенно разлагают.

< 1 2 3 4 >

05.05.2020 17:00:00

Смартфон может незаметно передавать секретные сведения посторонним через неучтенную разработчиками прореху на границе между столом и смартфоном. Как же это может быть? Ответ в ходе серии экспериментов получили исследователи из Вашингтонского университета.

29.04.2020 17:00:00

Загадочное внезапное похолодание, случившееся на планете 13 тысяч лет назад, не устает привлекать внимание климатологов. Сейчас есть двое подозреваемых: ледниковое озеро Агассис и кометы, упавшие в Северной Америке. Теперь же, стараниями ученых из Геологической службы США, возник третий участник драмы – ледниковое озера Миссула, катастрофически опорожнившееся в Тихий океан.