Хатимодзи — альтернативная жизнь?

Курамшин А.И.
(«ХиЖ», 2019, №4)

pic_2019_04_10-2.JPG

Четыре главных (слева) азотистых оснований ДНК и четыре «дополнительных», которые совместно образуют восьмибуквенную ДНК (С — цитозин, G —гуанин, Т — тимин и А — аденин); азотистые основания соединяются водородными связями (они показаны пунктиром)

Исследователи создали генетический код, в котором используется восемь азотистых оснований вместо обычных четырех. Расширенный генетический алфавит показывает, что та биохимия, которую мы сегодня наблюдаем на Земле, — не единственно возможная («Science», 2019, 363, 884; doi: 10.1126/science.aat0971).

Вслед за Фридрихом Энгельсом мы с полной уверенностью можем сказать, что жизнь — «способ существования белковых тел». Белки катализируют биохимические процессы, образуют структурные элементы клетки. ДНК выполняет роль хранилища биологической информации, а РНК — посредника между информацией в ДНК о белках и машинерией белкового синтеза (хотя у РНК, как мы теперь знаем, есть и другие функции — ферментативные, регуляторные и пр.).

Однако расширенный генетический код, созданный группой исследователей под руководством Стивена Беннера (Фонд прикладной молекулярной эволюции, США), которого часто называют основателем синтетической биологии, показывает, что белково-нуклеиновая жизнь — не единственный вариант. Еще в 2011 году группа Беннера создала пару ДНК-нуклеотидов Z и P, в дополнение к классическим А–Т, G–C, и что еще более важно — изменила фермент ДНК-полимеразу таким образом, что она смогла копировать шестибуквенную ДНК. А теперь нуклеотидов стало уже восемь, добавилась пара S–B. Как и в природных нуклеотидах, комплементарное взаимодействие обеспечивают водородные связи между азотистыми основаниями (см. рисунок). От пар А–Т, G–C новые пары отличает пространственное расположение акцепторов и доноров водородной связи; кроме того, «буква» Z содержит нитрогруппу.

Восьминуклеотидную ДНК авторы работы назвали «хатимодзи» — «восемь букв» по-японски. Новые пары ведут себя как положено: отличаются высокой специфичностью, то есть Z комплементарен только P, а S–B не нарушают структуру двойной спирали. Более того, модифицированный фермент РНК-полимераза может строить восьминуклеотидную хатимодзи-РНК на матрице хатимодзи-ДНК!

Это исследование еще раз подтверждает, что в нуклеотидах современного генетического кода нет ничего мистического, эволюция могла выбрать и другие молекулы, которые справились бы не хуже. Можно пофантазировать и дальше: в мире, где нуклеотидный код изначально был восьмибуквенным, могла существовать РНК с более разнообразными свойствами, и, возможно, не было бы необходимости в аминокислотных полимерах — РНК-мир так и не уступил бы место белковому.

Но ДНК с дополнительными основаниями способна найти практические применения и в нашем мире. Число комбинаций и перестановок восьми букв значительно превосходит возможности классической четырехбуквенной ДНК, и разработка Беннера может оказаться перспективной для биомолекулярной информатики — хранения и шифровки информации, важной для человека, с помощью биомолекул. Такая ДНК может использоваться для создания новых белков, включающих аминокислоты помимо канонических двадцати, или ДНК- и РНК-аптамеры с необычными свойствами.

Многие биологи и химики, узнав о работе Беннера, заявляют, что было бы интересно создать и другие ферменты, способные работать с восьмибуквенной ДНК, и обеспечить ее интеграцию в известные биологические системы. Подобные работы есть — например, ученые из Исследовательского института Скриппса под руководством Флойда Роумсберга создали нуклеотиды X и Y, еще более непохожие на природные, и научили кишечную палочку копировать плазмиду с этими нуклеотидами. Однако Беннер говорит, что он умышленно не сделал новую ДНК самовоспроизводящейся и не планирует это делать в ближайшем будущем, так как ему не хочется провести остаток жизни, объясняя всем и каждому, почему его искусственная ДНК не сможет сбежать из лаборатории и захватить мир.

Эта статья доступна в печатном номере "Химии и жизни" (№ 4/2019) на с. 10 — 11.

27.06.2022 16:00:00

…самцы паука-ткача после спаривания катапультируют со скоростью 65 см/сек., чтобы самка не успела его съесть…

…чемпионы по фиксации углерода — не растения, а почвенные бактерии, которые делают это в 20 раз быстрее…

…под полом собора Парижской Богоматери ученые обнаружили десять саркофагов, которые были похоронены между XIV и XVIII веками…

21.06.2022 14:00:00

Команда французских ученых выяснила, что обычные муравьи, живущие в лесу, могут различать по запаху здоровые и раковые клетки человека.

17.06.2022 14:00:00

Исследователи из Университета Бристоля придумали сенсорное устройство, с помощью которого можно снимать тревогу. Попросту, это — подушка, которая дышит. Ты ее обнимаешь и успокаиваешься.

16.06.2022 13:00:00

В коллекции Эрмитажа есть набор из восьми золотых и серебряных трубок возрастом около пяти тысяч лет, найденных на Северном Кавказе больше ста лет назад. Археолог Н.И. Веселовский, который сделал эту находку, предположил, что это скипетры. Но почему они полые? Вопрос оставался без ответа. И вот недавно появилась новая и очень убедительная версия назначения этих трубок.

15.06.2022 17:00:00

Соль, а точнее, входящие в ее состав ионы натрия, нужны любому живому существу. У хищников и всеядных, к коим относится человек, проблем с солью нет — они едят мясо, в котором благодаря крови соли много. А нужна ли соль насекомым? Этим вопросом задались экологи из Мичиганского университета и получили на него ответ в интересном эксперименте.