В последнее время проблема загрязнения городского воздуха автомобильными выхлопами несколько ушла в тень. Но это не значит, что она решена даже в развитых странах, не говоря о России. Известно, что мозг — это самый защищенный орган человека. Поэтому врачи всегда полагали, что типичное загрязнение воздуха мелкими частицами не может сильно влиять на него. Однако такое мнение неверно.
Это только что обнаружила группа канадских ученых во главе с Джоди Гаврилюк (Jodie Gawryluk), профессором психологии Университета Виктории, и Крисом Карлстеном (Chris Carlsten), профессором медицины из Университета Британской Колумбии. Они впервые экспериментально изучили, как на работу мозга влияют выхлопы автомобилей на дизельном топливе.
Для анализа исследователи применили метод магниторезонансного сканирования. Оказалось, что даже кратковременное пребывание в типично грязной городской атмосфере серьезно нарушает нормальные связи в коре головного мозга.
В экспериментах участвовали 25 здоровых добровольцев обоих полов от 19 до 49 лет. Ученые определяли разницу в работе их центральных нервных систем до и после двухчасового пребывания в атмосфере дизельного выхлопа (концентрации 0,3 мг/м3 частиц диаметром < 2,5 мкм) или в атмосфере, очищенной автомобильным фильтром. В начале каждого часа участники пятнадцать минут крутили педали велотренажера с интенсивностью обычной велопрогулки.
Физиологи изучили, как изменяются нормальные связи разных областей коры мозга, которые играют важную роль в памяти и мышлении. Исследования показали, что в очищенной атмосфере велотренажер слегка стимулирует нормальные функциональные связи мозга. В грязной атмосфере этого не происходило, а негативные изменения связей были аналогичны депрессии и снижению остроты восприятия действительности.
Изменения были восстановимы, однако авторы уверены, что пребывание в грязном воздухе надо свести к минимуму. Даже в потоке машин, не говоря о пробках, следует закрывать окна и пользоваться исправным фильтром воздуха в салоне. Пешеходам же и велосипедистам рекомендуют выбирать маршруты вне улиц с активным движением.
Профессор Карлстен, специализирующийся на заболеваниях легких, считает, что загрязнение воздуха представляет собой самую большую угрозу здоровью. В этом профессор не одинок. Еще Гиппократ относил плохой воздух, наряду с плохим питанием, к основным причинам всех болезней. Результаты работы опубликованы в конце января в журнале Environmental Health.