|
Иллюстрация: Michel Douay
|
Казалось бы, заданный вопрос смешон, ведь важнейшее преимущество человека перед животными в том, что его поведение не зависит от сезона. Однако исследователи не устают ломать хрестоматийные истины. Так и поступил доктор Дитер Кунц (Frontiers in Neuroscience, 17 февраля 2023 года) из берлинского госпиталя Святого Хедвига: он изучил сезонные изменения сна у почти двух сотен пациентов, которые и так-то испытали расстройство этого важного элемента физиологии. Люди спали в клинике сколько хотели, но при этом их подключали к специальному прибору, сомнографу, который фиксировал продолжительность и глубину сна. Результат отличался от ожидаемого. Зимой сон как будто был в среднем на час длиннее, но это различие перекрывалось ошибкой измерения. А вот продолжительность быстрого сна зимой была на целых полчаса больше, чем летом; и такое различие достоверно.
Исследователи относят это к тому, что, мол, именно фазу быстрого сна регулируют циркадный ритм, а на него влияет продолжительность светового дня. Однако опыт поводили в городе, где дневного света из-за плотной застройки и так немного, а засветки от уличных фонарей и домашних лампочек, наоборот, много, что значительно продлевает световой день, делая его одинаковым в любой сезон.
И тут в голову приходит мысль: а как же пребывающие в спячке растения, животные, насекомые узнают о весне, если они не видят света? Ведь, скажем, пчелы начинают плодиться задолго до того, как стает снег, и даже порой в лютый мороз: на изменение температуры тут не спишешь. А какие-нибудь георгины, хранящиеся в подвале, и вовсе не подозревая о том, что происходит там, наверху, начинают в конце февраля давать ростки: они уверены, что скоро будет тепло. Как они узнают, что проснулись не напрасно?
В принципе, механизм имеется. Ведь с восходом Солнца по ионосфере дневной стороны начинает бить солнечный ветер, и так продолжается, пока светило не скроется за горизонтом. Это приводит к появлению хорошо известных геофизикам пульсаций геомагнитного поля на всей дневной стороне Земли, а их амплитуда спадает по мере удаления от того меридиана, где Солнце в данный момент времени находится в зените. То есть если иметь возможность измерять продолжительность таких, дневных, пульсаций, можно и не видя Солнца узнать продолжительность дня. Ну и, по ее увеличению, прикинуть, что весна близко, независимо того, чем закрыто светило: стенками улья, берлоги, норы, почвой или бетонными перекрытиями городских квартир.