В помощь солнечным физикам

Любовь Стрельникова

pic_2022_07_18.jpg

Иллюстрация Петра Перевезенцева

Интересная новость пришла с научных полей. Исследователи МГУ вместе с коллегами из Института механики сплошных сред УрО РАН (Пермь) и Потсдамского астрофизического института имени Лейбница (Германия) оцифровали более 10 тысяч рукописных страниц.

Это не просто тексты, а дневники научных наблюдений за солнечной активностью конца XIX — начала XX века, которые заполняли разные исследователи с разным почерком. По сути, это были координаты активных областей Солнца, занесенные в таблицы от руки в течение 30 лет в обсерватории в Цюрихе, старейшей обсерватории в мире.

Здесь интересно, как это было сделано. Конечно — не вручную. Трудно представить, сколько времени заняло бы ручное оцифровывание такого количества рукописных текстов. Здесь к работе привлекли искусственный интеллект.

Поначалу исследователи попробовали готовые программы. Но они не справились. Поэтому мехматовцам МГУ пришлось срочно разрабатывать собственную модель — нейросетевую. И вот она не подвела — смогла с высокой точностью читать написанные от руки тексты и на ходу подстраиваться под разные почерки.

В результате авторы детально восстановили картину солнечной активности за более чем 30 лет наблюдений в конце XIX — начале XX века. И что ж здесь такого? Ну, во-первых, мне нравится, когда наши ученые впереди. Так что мехматовцам МГУ — респект. А во-вторых, Солнце — это наше все.

Человечество рассматривает солнечные пятна с помощью телескопов уже более четырех веков. Вообще, первый телескоп появился в Голландии в 1608 году. И уже в 1610 году Галилео Галилей впервые разглядел на Солнце темные пятна.

С тех пор физики следят за этими пятнами, потому что они — самое заметное проявление солнечной активности. Есть и другие — рентгеновские вспышки или корональные выбросы солнечной массы…

В XIX веке Рудольф Вольф открыл одиннадцатилетний цикл солнечной активности. Два года назад, в 2020-м, мы вступили в очередной, 25-й по счету, 11-летний цикл солнечной активности.

Кстати, в марте этого года в Санкт-Петербурге наблюдали северное сияние. А это — типичный результат возмущения магнитного поля Земли, которое вызвал солнечный ветер от активного Солнца. Так что солнечная активность растет, и ближайшие два-три года пройдут при очень активном Солнце.

Активное Солнце может много бед натворить. Магнитные бури, типичные для активного Солнца, влияют на технику и электронику. Они могут нарушить связь, сбить системы навигации, вызвать серьезные аварии энергосистем.

Магнитные бури влияют на здоровье и общее самочувствие людей. Существует даже целый раздел биофизики, гелиобиология, который изучает, как активность Солнца и магнитные бури влияют на земные организмы.

Еще в 1928 году А.Л. Чижевский впервые заговорил о влиянии солнечной активности на возникновение несчастных случаев и повышение травматизма на транспорте и в производстве. Он считал, что эпидемии, войны, неурожаи и прочие катаклизмы происходят именно в годы активного Солнца, что оно сильно влияет на социально-исторические процессы на Земле.

Прогноз солнечной активности критически важен для миссий к Луне, запланированных на ближайшее десятилетие. Потому что мощные рентгеновские вспышки на Солнце весьма опасны для путешествующих за пределы околоземной орбиты.

Так что мы должны внимательно и постоянно следить за активностью и жизнью того, кто дает жизнь нам. За Солнцем.