Маски в бетоне

Любовь Стрельникова
(«ХиЖ», 2022, №9)

pic_2022_09_27.jpg

Иллюстрация Петра Перевезенцева

Эпидемия ковида ударила не только по человечеству, но и по окружающей среде. Причем это воздействие оказалось двояким. С одной стороны, природа получила возможность продемонстрировать свою поразительную способность к быстрому самовосстановлению. И продемонстрировала.

Помните 2019 год? Изоляция, локдаун, улицы городов вымерли. Перестали летать самолеты, а их поднималось в воздух более 200 000 каждые сутки, движение транспорта на дорогах почти исчезло, промышленные предприятия снизили обороты, а Европа забыла, как выглядят туристы.

Природа откликнулась на эти изменения невероятно быстро. И это, признаться, меня впечатлило. Уже в марте 2019 года, то есть буквально через месяц после начала жесткой изоляции людей, миссия Copernicus Sentinel-5P Европейского космического агентства увидела из космоса, каким поразительно чистым стал воздух над промышленными центрами Китая, над столицами и туристическими центрами Европы.

А Интернет облетели фотографии и видео каналов Венеции с невероятно прозрачной водой. Местные жители такого отродясь не видели.

Но, с другой стороны, природа получила удар в виде специфических отходов пандемии — использованных средств индивидуальной защиты. Каждый день в мире образуется в среднем 54 000 тонн таких отходов. Одних только одноразовых масок каждый месяц выбрасывают около 129 миллиардов штук.

И куда они все деваются? Ну, понятное дело, на свалки и в океан. Теперь к триллионам пластиковых бутылок в океане добавилось несметное количество этих масок из полипропиленовых волокон, да еще нитриловых перчаток в придачу.  Застрянут они в морях, океанах и реках надолго, потому что это очень стойкая синтетика.

Конечно, одноразовые маски надо бы собирать. И наладить этот процесс надо было сразу же, как только люди стали их носить. Не наладили. Но, допустим, сбор налажен. А что дальше с этими масками делать? Можно ли извлечь из них пользу?

Исследователи из Инженерной школы Мельбурнского королевского технологического университета в Австралии предложили неожиданное решение. А именно — использовать маски для лица, резиновые перчатки и одноразовые халаты для укрепления бетона, то есть в качестве армирующего материала (RMIT University).

Исследования показали, что если эти маски-перчатки-халаты измельчить и добавить в бетон, то его прочность увеличится на 22%, он станет более гибким, и повысится устойчивость к растрескиванию.

А сколько надо добавить? Да совсем немного — от одной десятой до четверти процента. Однако если учесть, что производство бетона — одно из самых крупнотоннажных производств в мире, то потребуется огромное количество использованных масок и перчаток.

Отличное решение и нормальный подход экономики замкнутого цикла к проблеме обращения с отходами. Посмотрим, что покажут полевые испытания, к которым готовятся исследователи.

Но как бы то ни было, превращать отходы в ресурсы — это будущее человечества, никуда от этого нам не деться. И чем раньше мы начнем тренироваться, тем лучше. А природа точно скажет нам спасибо.

Разные разности
Пишут, что...
…согласно новой оценке, растения по всему миру поглощают примерно на треть больше CO2, чем считалось ранее… …скорость измерения «вибрационного отпечатка» молекул с помощью рамановской спектроскопии увеличена в 100 раз…. …бедствие в виде...
Прозрачная мышь
Раствор, делающий живую кожу обратимо прозрачной, создали биоинженеры и материаловеды. Исследователи в эксперименте втирали водный раствор тартразина в пузико лабораторной мышки. И этот участок кожи через несколько минут превращался в прозрачный иллю...
«Хулиганы зрения лишают!»
Все тяжелее становится жизнь пчел. А значит, и растений, которые навещают шмели и тем самым опыляют. Жизнь пчелам осложняет и меняющийся климат, и человек.
Пластик на дне
Западные исследования утверждают, что содержание микропластика в донных осадках увеличилось в несколько десятков раз за последние несколько десятилетий, «создав новую историческую запись эпохи антропоцена». А как дела обстоят у нас?