Смертельная любовь

Любовь Стрельникова
(«ХиЖ», 2022, №6)

pic_2022_06_54.jpg

Иллюстрация Александра Кука

Знаете ли вы, что такое сексуальный каннибализм? Это явление очень распространено в природе. И заключается оно в том, что самка после сеанса любви съедает самца. Так поступают многие паучихи, некоторые комары и мухи. Самка богомола обгрызает сочные крылышки партнера во время спаривания и превращает его в инвалида без шанса выжить.

Зачем они это делают? Не от страсти и не ради удовольствия. А все ради будущего потомства. Паучихе нужно хорошо питаться, чтобы в положенный срок после спаривания, а это не больше месяца, отложить много яиц в коконы, которые сама же и сплела из паутины. Ей нужно запастись как можно большим количеством белков и аминокислот, которые необходимы для вынашивания будущего потомства. И откладывать трапезу не рекомендуется. Поэтому самка пожирает первое, что подвернулось после спаривания, то есть самца, который зачастую меньше женской особи.

Так что для пауков любовь кусается в прямом смысле этого слова. Большинство самцов относятся к этому покорно, как к нормальному ходу вещей. Ведь главная цель его жизни — передать свои гены потомству. А дальше можно и на плаху.

Но есть пауки, которых такое положение вещей не устраивает. И они стараются удрать в самый последний момент. Паук-ткач изобрел трюк, который помогает избежать печальной участи. Можно сказать, что он совершает фигуру высшего пилотажа — стремительно катапультируется, чтобы самка и моргнуть не успела.

Этот трюк попытались разглядеть китайские исследователи из Университета Хубэй в Ухани. Оказалось, что катапультирование происходит так быстро, что обычная камера не может четко зафиксировать детали. Потребовалось видео высокого разрешения. И вот как выглядел впечатляющий побег.

Паук отталкивался от паучихи первой парой ног, у которых по-особому устроен сустав. Толчок получается такой сильный, что позволяет пауку-самцу взлететь над партнершей за доли секунды. При этом он развивает скорость до 90 сантиметров в секунду. Да еще и бешено вращается вокруг своей оси, совершая 175 оборотов в секунду. Он как будто ввинчивается в воздух, и ухватить такую вертушку паучиха не может.

Исследователи наблюдали за 155 успешными спариваниями. В большинстве случаев самцы катапультировались. Только у трех что-то не заладилось, удрать не удалось, и самки тут же их съели. Еще 30 самцам биологи помешали катапультироваться. И они стали жертвами — самки убили их и съели.

А те пауки, что удрали, продолжили распространять свой генетический материал с помощью других самок. Собственно, в этом и состоит их жизненная цель — как можно шире и больше разбросать свои гены, очаровывая все больше и больше паучих. Вот так работает природа. И как тут не вспомнить, что человек, а точнее, мужчины — ее неотъемлемая часть.