В Эрмитаже

Любовь Стрельникова
(«ХиЖ», 2022, №4)

pic_2022_04_30-1.jpg

Иллюстрация Александра Кука

В богатейших собраниях Эрмитажа хранится огромное количество предметов прикладного искусства разных эпох. Как правило, это предметы быта. Среди них есть набор из восьми золотых и серебряных трубок возрастом около пяти тысяч лет. Их нашли в Майкопском кургане на Северном Кавказе больше ста лет назад. Все они длиной чуть больше метра, диаметром 10 мм и весом 200 граммов. С учетом толщины стенок внутренний диаметр составляет примерно 5 мм. На одном конце трубка сужается.

Археолог Н.И. Веселовский, который раскопал этот огромный курган, где покоились трубки, предположил, что это скипетры. Но почему они полые? Вопрос оставался без ответа. И вот недавно появилась новая и очень убедительная версия назначения этих трубок.

Известный археолог В.А. Трифонов из академического Института истории материальной культуры в Санкт-Петербурге вместе со своими коллегами тщательно изучили эти предметы и пришли к выводу, что это трубки для питья, самые старые из сохранившихся в мире. Своего рода соломинки для коктейля, только очень большие.

Пять тысяч лет назад теплая компания собиралась вокруг большого чана с пивом, погружала туда свои длинные, метровые трубки и потягивала напиток. Очень удобно, между прочим, и экономично. Кружки не нужны, они ведь бьются.

Это предположение подтверждают результаты микроботанических исследований. Ученые изучили остатки на внутренней стороне одной трубки, вблизи ее заостренного кончика. И оказалось, что они содержат гранулы ячменного крахмала, частицы злаков и пыльцу липы. Напоминают ингредиенты ароматизированного пива.

Очень похоже на правду, если учесть, что на 4000-летней шумерской резьбе изображены люди, использующие длинные соломинки для питья из общественных сосудов. Так что майкопцы, населявшие юг России и Юго-восточную Европу, вероятно, имели культурные связи с шумерами, жившими вблизи Персидского залива.

Помню, как еще в советское время, в студенчестве, нас возили на практику на химический завод в Чехословакию. Приходим на обед в заводскую столовую. Берем подносы, встаем на раздачу, выбираем суп, второе блюдо, компот и отправляемся за приборами. А их нет — ни ложек, ни вилок, ни ножей. Салфетки — пожалуйста. А где ложки? Руководители практики побежали к начальству — что за дела? Оказалось, что на заводе все сотрудники приходили в столовую со своими личными ложками и вилками. Во-первых, решается важнейший вопрос гигиены. А во-вторых, эти приборы не надо было постоянно покупать, потому что они не пропадали.

Но вернемся к трубкам. Согласитесь — красивая идея. Можно сказать — бессмертная. Приходишь на вечеринку со своей персональной трубочкой для коктейля. Это может быть обыкновенная натуральная соломинка, взятая у природы, одноразовая. А может быть произведение искусства из металла, с резьбой, с инкрустацией кристаллами Сваровски. В общем, это был бы крутой выход в свет. Я уж не говорю о степени его экологичности и зелености. Бомба! Как скажет молодежь.

27.06.2022 16:00:00

…самцы паука-ткача после спаривания катапультируют со скоростью 65 см/сек., чтобы самка не успела его съесть…

…чемпионы по фиксации углерода — не растения, а почвенные бактерии, которые делают это в 20 раз быстрее…

…под полом собора Парижской Богоматери ученые обнаружили десять саркофагов, которые были похоронены между XIV и XVIII веками…

21.06.2022 14:00:00

Команда французских ученых выяснила, что обычные муравьи, живущие в лесу, могут различать по запаху здоровые и раковые клетки человека.

17.06.2022 14:00:00

Исследователи из Университета Бристоля придумали сенсорное устройство, с помощью которого можно снимать тревогу. Попросту, это — подушка, которая дышит. Ты ее обнимаешь и успокаиваешься.

16.06.2022 13:00:00

В коллекции Эрмитажа есть набор из восьми золотых и серебряных трубок возрастом около пяти тысяч лет, найденных на Северном Кавказе больше ста лет назад. Археолог Н.И. Веселовский, который сделал эту находку, предположил, что это скипетры. Но почему они полые? Вопрос оставался без ответа. И вот недавно появилась новая и очень убедительная версия назначения этих трубок.

15.06.2022 17:00:00

Соль, а точнее, входящие в ее состав ионы натрия, нужны любому живому существу. У хищников и всеядных, к коим относится человек, проблем с солью нет — они едят мясо, в котором благодаря крови соли много. А нужна ли соль насекомым? Этим вопросом задались экологи из Мичиганского университета и получили на него ответ в интересном эксперименте.