Дайте соль насекомым

Любовь Стрельникова
(«ХиЖ», 2022, №)

pic_2022_04_29.jpg

Иллюстрация Александра Кука

Наверняка вы знаете, что соль, а точнее, входящие в ее состав ионы натрия, нужны любому живому существу. Иначе нарушится водно-солевой баланс в организме, и он перестанет нормально работать.

У хищников и всеядных, к коим относится человек, проблем с солью нет — они едят мясо, в котором благодаря крови соли много. Куда сложнее травоядным. Вот почему по весне добрые люди устанавливают в лесах специальные солонцы, на которых размещают соляные блоки-лизунцы — куски каменной соли, чтобы их лизали травоядные лоси. Они с радостью лижут и, уверена, мысленно благодарят людей.

А нужна ли соль насекомым? Этим вопросом задались экологи из Мичиганского университета и получили на него ответ в интересном эксперименте. Они выбрали пять видов луговых цветущих растений, в том числе тысячелистник и пурпурный конус, и вырастили их в горшках в теплице.

Каждый день, если он был теплым и солнечным, с июля по август прошлого года студентка Университета Вермонта, которая входила в исследовательскую группу, посещала теплицу. Каждый раз с помощью крошечного ручного насоса она высасывала нектар из половины цветов и заменяла его сладким раствором, в котором содержался 1% обычной соли.  Другая половина растений с обычным нектаром служила контролем.

Затем растения в горшках выставляли на небольшую площадку на лугу и наблюдали за ними три часа. Довольно напряженное было наблюдение, потому что исследователи фиксировали всех опылителей, прилетевших к цветам.

И вот вам результат. Те цветы, что содержали сладко-соленый нектар, привлекли почти в два раза больше опылителей. Кроме того, их выбрали в два раза больше видов опылителей — пчел, бабочек, муравьев и других. Одним словом, сладко-соленые цветы пользовались куда большим спросом среди насекомых.

Конечно, такое исследование — это не удовлетворение любопытства за государственный счет. Опылители имеют решающее значение для трети мировых культур. Но их, опылителей, становится все меньше по множеству причин. Поэтому рано или поздно придется что-то придумывать, а для этого очень важно понимать, как взаимодействуют опылители и растения между собой.

На самом деле, люди, выросшие на селе, на фермах и в деревнях, прекрасно это знают, потому что видели не раз, как бабочки и мотыльки высасывают из почвы вокруг грязевых луж обогащенную солью воду. Как некоторые насекомые пьют пот и слезы домашнего скота, чтобы извлечь из них соль. Охотятся за кровью они и на открытых рынках, где разделывают мясо, и роятся вокруг барбекю.

Профессор гистологии Кен Саладин рассказал о вполне научном эксперименте, который он выполнил вместе со своим внуком-школьником. Они поставили четыре неглубокие чашки вокруг муравейника. В одной чашке был сахар, в другой — соль, в третьей — хлеб, в четвертой — кусочек мяса. Им интересно было узнать, что предпочтут муравьи. Их гипотеза была — сахар.  И она провалилась. Когда дед с внуком вернулись через несколько часов, муравьи облепили всю соль, а три другие чашки полностью игнорировали. Действительно, соль для муравьев — более редкая находка, чем белки и углеводы.

Думаю, такой простой, но очень наглядный эксперимент можно легко повторить со своими детьми или внуками на даче. Будущих исследователей надо выращивать с пеленок.

27.06.2022 16:00:00

…самцы паука-ткача после спаривания катапультируют со скоростью 65 см/сек., чтобы самка не успела его съесть…

…чемпионы по фиксации углерода — не растения, а почвенные бактерии, которые делают это в 20 раз быстрее…

…под полом собора Парижской Богоматери ученые обнаружили десять саркофагов, которые были похоронены между XIV и XVIII веками…

21.06.2022 14:00:00

Команда французских ученых выяснила, что обычные муравьи, живущие в лесу, могут различать по запаху здоровые и раковые клетки человека.

17.06.2022 14:00:00

Исследователи из Университета Бристоля придумали сенсорное устройство, с помощью которого можно снимать тревогу. Попросту, это — подушка, которая дышит. Ты ее обнимаешь и успокаиваешься.

16.06.2022 13:00:00

В коллекции Эрмитажа есть набор из восьми золотых и серебряных трубок возрастом около пяти тысяч лет, найденных на Северном Кавказе больше ста лет назад. Археолог Н.И. Веселовский, который сделал эту находку, предположил, что это скипетры. Но почему они полые? Вопрос оставался без ответа. И вот недавно появилась новая и очень убедительная версия назначения этих трубок.

15.06.2022 17:00:00

Соль, а точнее, входящие в ее состав ионы натрия, нужны любому живому существу. У хищников и всеядных, к коим относится человек, проблем с солью нет — они едят мясо, в котором благодаря крови соли много. А нужна ли соль насекомым? Этим вопросом задались экологи из Мичиганского университета и получили на него ответ в интересном эксперименте.