![]() |
Иллюстрация Петра Перевезенцева
|
Все знают, что лучшие друзья девушек — это бриллианты. Песню с таким названием спела Мерилин Монро в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок», который вышел на экран в 1953 году.
Первые алмазы находили в индийских реках еще в IV веке до н.э. Тогда люди обратили внимание на удивительную твердость алмаза. Римский мыслитель Плиний Старший описывал применение алмазов в качестве инструментов, отдавая дань их непревзойденной прочности. До XV века алмазы ценились меньше, чем рубины, изумруды и сапфиры. Потому что необработанные алмазы, честно говоря, не Бог весть какое зрелище.
Слава к этому камню пришла только тогда, когда ювелиры научились обрабатывать алмазы, делать из них бриллианты. Первый бриллиант появился в 1454 году. Тогда ювелир Луи де Бернел изготовил первый в мире бриллиант для герцога Бургундии Карла Смелого. Герцог сразу уверовал в магическую силу сверкающего камня и был убежден, что этот камень ослепит врага на поле битвы. Поэтому он прикрепил бриллиант на свои доспехи. А вскоре его примеру последовали и другие великие полководцы.
В нарядах русских царей алмазы появились в XVII веке. В XVIII веке в Россию пришла мода на алмазные пуговицы. И тогда же в обиход вошло слово «бриллиант», которое вытеснило слово «алмаз».
Долгое время бриллианты были по карману только богачам. Алмазов добывали мало, огранка стоила дорого, поэтому для многих колечко или сережки с бриллиантами были вожделенной мечтой. Это сейчас заходи в ювелирный магазин и покупай бриллианты какие хочешь — хоть за тысячи рублей, хоть за миллионы.
В советское время ходил такой анекдот, мой любимый. Молодая женщина скопила деньги и купила наконец вожделенное колечко с крошечным бриллиантиком. Очень хотелось похвастаться своей покупкой, показать ее всему миру. Она зашла в булочную, вытянула палец с колечком в сторону витрины с выпечкой и стала спрашивать продавщицу, покачивая пальцем, чтобы была видна игра света:
– А у вас эта булочка свежая?
– Свежая.
– А вот эта свежая?
– Да.
– А эта?
– Голубушка! — сказала продавщица и выставила перед ней растопыренные пальцы обеих рук с всевозможными кольцами и перстнями, показывая на весь ассортимент хлеба на витрине. — У нас все булочки свежие.
Однако интерес народа к бриллиантам появился не сам собой. Его целенаправленно формировала знаменитая компания «Де Бирс», которая больше ста лет была монополистом на мировом рынке алмазов. Компания появилась в 1888 году, когда ее основатели нашли богатейшее месторождение алмазов в Южной Африке. И понеслось — добыча, огранка, продажа.
К тому времени, как производство бриллиантов было поставлено на поток, мир впал в экономическую депрессию — это были 20-е годы прошлого века. Последствия Первой мировой войны, Великая депрессия в США… В общем — какие там бриллианты! Женщины даже не смотрели в их сторону, были вещи и покупки поважнее.
Короче говоря, в 1930-х годах мировой спрос на алмазы упал столь сильно, что «Де Бирс» сократила добычу на 90%. Фактически бизнес был заморожен. Но вот закончилась Вторая мировая война, и «Де Бирс» привлекает одну из самых успешных маркетинговых кампаний в мире, чтобы вернуть на рынок бриллианты, то есть сформировать спрос на них.
Тогда-то и появился чрезвычайно успешный слоган «Бриллианты — это навсегда». Бриллиант — символ нерушимости, вечности, поэтому помолвочное и обручальное кольца должны быть обязательно с бриллиантом. Так бриллиант стал «традиционным» подарком на помолвку сначала на Западе, а затем и во всем мире. Причем «Де Бирс» тщательно следила за статистикой помолвок и свадеб в мире и выпускала бриллиантов меньше этого количества, чтобы кольца с бриллиантами все-таки оставались в дефиците.
Но в слогане «Бриллианты — это навсегда» кроется большая неправда. Совсем не навсегда! Бриллиант — это углерод, который горит. Так что при очень высокой температуре сверкающие камни сгорают без следа. Во-вторых, бриллиант можно расколоть. Собственно, этим пользуются огранщики, когда режут большой кристалл алмаза на несколько. Это бывает необходимо, если в кристалле содержатся включения и дефекты. Они могут помешать огранке и свести все труды на нет.
Кстати, об огранке. А чем можно обрабатывать самый твердый материал? Каким инструментом? Алмазным, конечно. Сначала кристаллы закрепляют в специальных манипуляторах, в которых камешки начинают вращаться. Затем камни приводят в соприкосновение друг с другом. Вращаясь, они трутся друг о друга и сдирают верхнюю оболочку, придавая себе и своему спарринг-партнеру естественную форму алмаза.
А затем на ободранном кристалле делают грани. Если огранка классическая, то таких граней будет 57. Для этого кристалл прижимают к вращающемуся чугунному диску с алмазным напылением то одним, то другим боком. Камень в этом месте стесывается, и получается грань.
Огранка — это высочайшее искусство. Если из 50 обученных человек через пять лет в профессии останется пять, то это очень хорошо. А если через 20 лет из этих пяти останется один — то это великолепно. Это настоящий мастер-огранщик, которому подвластен любой кристалл.
Его задача — получить максимальную световую отдачу от формируемого бриллианта. И тут мастер ходит по тонкому льду, постоянно рискуя. Хочется, чтобы и отходов было как можно меньше, и камень был потяжелее. Но чтобы при этом и грани работали на 100%, сбивая с ног своим фантастическим блеском.
Поводом для сегодняшнего рассказа о бриллиантах стало событие. Компания «Алроса», наша российская алмазная компания, на долю которой приходится 30% глобальной и около 90% российской добычи алмазов, недавно сообщила, что завершила огранку самого крупного бриллианта в истории нашей страны. Этот бриллиант редкого цвета янтаря или меда весом более 100 карат.
Цвет алмаза определяют примеси — азот, хром, марганец, бор, кремний и другие. Желтый алмаз — результат оптической игры примесей азота в камне.
Бриллиант получил название «Новое Солнце». А сделали его из очень крупного алмаза весом более 200 карат насыщенного медово-золотистого цвета. «Алроса» нашла его на арктическом россыпном месторождении Эбелях в Якутии — среди песков старого речного русла. За свои выдающиеся форму, качество и цвет, напоминающие сияние солнца, алмаз получил название «Рассвет». И уже из «Рассвета» родилось «Новое Солнце», 200 карат превратились в 100 в результате огранки.
Задача была непростая. Надо было максимально сохранить рекордный размер алмаза, но при этом максимально раскрыть цвет и сияние камня, заложенные природой. Над созданием «Нового Солнца» трудилась команда из 15 лучших в стране специалистов со стажем более 30 лет.
Тут, конечно, потребовался научный подход. Алмаз изучили с помощью самых современных спектрометров. Затем были созданы виртуальные модели всех возможных форм бриллиантов применительно к этому кристаллу алмаза. И только потом огранщики взялись за работу. Работа над этим шедевром заняла более двух лет.