Подъемная сила

Л.Н. Стрельникова
(«ХиЖ», 2024, №12)
pic_2024_12_30.jpg
Иллюстрация Петра Перевезенцева

Ровно 100 лет назад, в 1924 году, И.В. Сталин распорядился создать проектное бюро, которое будет конструировать лифты. Но кто будет работать в этом проектном бюро? Нужны кадры. Вот тогда-то, буквально в тот же год, появилась на свет кафедра Подъемно-транспортных систем в Московском высшем техническом училище, которое впоследствии превратилось в Бауманку. Ее создал и возглавлял 26 лет доктор технических наук, профессор Людвиг Генрихович Кифер. Кафедра успешно работает по сей день и каждый год выпускает в мир инженеров высшей квалификации.

Чем заняты выпускники кафедры нескольких поколений? Профессор Анатолий Владимирович Вершинский на этот вопрос отвечает так: «Друзья, прекрасен наш союз! Мы вместе поднимаем груз!» Действительно, инженеры, выпущенные кафедрой, находятся в постоянной схватке с всемирным тяготением, чтобы без повреждений и проблем отрывать грузы от земли и перемещать их.

Грузов все больше, перемещать их надо все выше, все дальше. А людей приходится поднимать уже не на пятый-десятый этаж, а на 50-й или 80-й. Мы привыкли к лифтам и не задумываемся о значимости этих подъемных устройств. А между тем лифты перевозят в сутки в 100 раз больше людей, чем весь остальной транспорт, вместе взятый. Представляете масштаб отрасли и меру ответственности за безопасность движущихся кабин?

Говорят, что первый лифт появился в 1743 году в Версале, во дворце французского короля Людовика XV. Версальский дворец — это, конечно, не небоскреб, там всего три этажа. Однако высота потолков, например, в зеркальной галерее — 12 метров. Так что высота дворца заведомо больше 30 метров, как современный 9-этажный дом. Лифт в таком доме вполне уместен.

В России XVIII века изобретателей тоже хватало. На лифтовом фронте отличился знаменитый Кулибин — разработал винтовые «подъемные и спускные кресла» для Зимнего дворца. Впрочем, в Летнем дворце Петра I в Летнем саду в Санкт-Петербурге я видела вертикальный транспортер, тоже своего рода лифт, который в Петровские времена поднимал готовые блюда из кухни на первом этаже в обеденный зал на втором. Понятно, что все эти механизмы приводила в движение мускульная сила слуг.

Лифты в современном обличье своим появлением обязаны американцу Элайшу Грейвис Отису. Он много что умел, потому что много где поработал. Например, конструировал кареты и делал кровати на мебельной фабрике. Там-то его и попросили придумать устройство, чтобы поднимать доски на второй этаж.

Отис думал-думал и придумал безопасный лифт — платформу, которая ходила между направляющими вверх-вниз благодаря тянущему ее тросу. Фишка заключалась в том, что если трос обрывался, то платформа лифта не падала, а надежно фиксировалась между направляющими, как будто застревала в них.

Случилось это в 1852 году. Отис назвал свой подъемник «безопасным лифтом» и начал их производить. А чтобы лифты покупали, изобретатель придумал аттракцион, который периодически показывал публике в одном из выставочных залов в Нью-Йорке.

В зале, под высоким куполом, он устанавливал свой безопасный лифт — платформу на двух направляющих. Отис залезал на платформу. Она поднималась благодаря паровой машине на высоту 12 метров, где была небольшая площадка. А на площадке его поджидал ассистент с большим мечом в руках. Как только платформа с изобретателем в цилиндре и фраке подъезжала к площадке, ассистент перерубал трос. Платформа начинала падать вниз, но через пару метров со скрежетом останавливалась. Отис раскланивался и срывал аплодисменты.

Через три года «Компания паровых подъемников Отиса» установила первый лифт в пятиэтажном магазине на Бродвее. Лифт брал до пяти человек и вез их со скоростью 20 сантиметров в секунду. Признаем — с черепашьей скоростью. Нынешние лифты в 10–20 раз шустрее. Так началась эпоха лифтов, которые сняли ограничения на строительство небоскребов.

Конечно, мы в России прекрасно знакомы с продукцией компании Otis: в подавляющем большинстве лифтов, в которых я побывала за свою жизнь, я видела эту надпись. Невероятно, но американская лифтовая компания Otis появилась в России 130 лет назад. В 1893 году по заказу императора Александра III в Зимнем дворце компания установила первый в России безопасный лифт. А в 1915 году открылось первое представительство американского концерна в России.

Так что Otis, этот монополист на мировом лифтовом рынке, вместе с нами пережил и революцию 1917 года, и Первую мировую войну, и Великую отечественную войну, и революцию начала 1990-х.

Но вот СВО не пережил — ушел из России. Правда, практически без потерь для нас — дело «Отиса» сразу подхватила отечественная группа компаний «Метеор-Лифт».

Российский Национальный лифтовый союз объединяет более 500 компаний и более 70 тысяч работников, которые обеспечивают 70% российского лифтового рынка. Мы производим лифты, на 90% состоящие из отечественных комплектующих. И мы научились делать лифты, которые перемещаются со скоростью больше 4 м/с, то есть вдвое большей, чем предыдущее поколение.

Сегодня в России работает больше полумиллиона лифтов; 80 тысяч из них оснащены ограничителями скорости, созданными выпускниками Бауманки. Каждый год лифтовое хозяйство страны пополняется еще 49 тысячами новых лифтов, срок службы которых 25 лет.

Пишут, что технология лифтов почти не менялась на протяжении двух сотен лет. Ключевое слово здесь «почти», потому что до 1880 года, когда появился первый электрический лифт, человечество имело возможность пользоваться другими разновидностями этого устройства. Например — гидравлическими лифтами, когда поршень, ходящий в длинном цилиндре, под напором воды выталкивал кабинку вверх (таким был первый лифт на Эйфелевой башне). Или винтовыми, когда здание от подвала до чердака пронизывал огромный металлический винт, по которому кабина ходила как гайка.

В конце XIX — начале XX века был популярен лифт непрерывного действия — так называемый патерностер, что в переводе с латыни означает «четки». Это был непрерывно движущийся пассажирский лифт с кабинами на двух человек без дверей, в который надо заходить и выходить на ходу. И он действительно был похож на большие четки, если их повесить вертикально. Лифт не надо ждать, потому что он никогда не останавливается.

Он медленно движется по кругу, 30 сантиметров в секунду, так что зайти и выйти двум пассажирам не составляет труда.

В Москве такой лифт сохранился только в здании Минсельхоза — на Садовой-Спасской, дом 11. Кстати, этот великолепный образец конструктивизма архитектора Щусева построили в 1933 году.

А что же дальше? Как будут эволюционировать лифты? Прежде всего, их скорость увеличится аж до 17 м/с. Просто время требует, точнее — головокружительная высота новых небоскребов в 100 этажей. А вообще, ближайшее будущее этих устройств — лифты на магнитной подушке. Им не нужны тросы, кабина движется и удерживается в воздухе силой электромагнитного поля, то есть благодаря магнитной левитации. На этом принципе работают поезда маглевы, популярные в странах Азии. Разработчики из компании «ТиссенКрупп», в сущности, взяли такой поезд, поставили вертикально и поместили в шахту. Получился лифт на магнитной подушке.

Более того, магнитный лифт может перемещаться не только вертикально, но и горизонтально — сворачивать с магистрального пути вправо или влево, то есть «ходить конем». Прототип этого удивительного устройства компания уже представила публике.

Технический прогресс в деле подъема тяжестей не остановить. И двигают его выпускники кафедры Подъемно-транспортных систем Бауманки. Но знаете, что меня поразило? Каждый год кафедра выпускает всего 25–27 дипломированных инженеров. Это же капля в море! К тому же лифты — это лишь одно из тех направлений, по которым работает кафедра.

Сергей Львович Тропин, заведующий кафедрой, считает, что потребность России в таких специалистах измеряется сотнями человек каждый год. На кафедре готовы выпускать больше инженеров.

Но такие вопросы, как «контрольные цифры приема», решает не кафедра, а министерство. И тут я вижу явное противоречие. С одной стороны — «технологический суверенитет и новая индустриализация», с другой — недостаток инженеров на рынке, подготовку которых правительство почему-то не наращивает.

Без подъемных кранов, лифтов и эскалаторов, вертикальных транспортеров для элеваторов, машин и механизмов для подъема и перемещения грузов на складах, в портах и железнодорожных терминалах — без всего этого никакой индустриализации не будет и никакой сильной экономики и сильного государства не построить. А между тем именно кафедра Подъемно-транспортных систем Бауманки — это то подразделение, где готовят элиту инженерного дела и даже слагают об этом стихи:

Не сладить с тяжестью огромной…
И даже ставится в пример:
Кто может сделать кран подъемный,
Тот настоящий инженер!
Он знает всё — металлов прочность,
Дизайн, конструкцию, расчет…
Его девиз — надежность, точность
И смелый творчества полет.

Разные разности
Кости любят магнитное поле
Ученые биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова исследовали способность магнитоактивных материалов воздействовать на рост и развитие костной ткани у лабораторных животных под управлением внешнего низкочастотного магнитного поля.
Полимеры из метана
Очередную идею, как улавливать и преобразовывать метан, недавно опубликовали инженеры-химики Массачусетского технологического института. И не только придумали, но и успешно испробовали.
Пишут, что...
…европейское сообщество энтомологов избрало насекомым 2025 года древесную осу-паразита Rhyssa persuasoria, которая уничтожает личинки древесных ос, поедающих древесину, и тем самым спасает деревья… …астрономы впервые обнаружили космически...
Стеклянные яблоки
Коробки с елочными игрушками есть, пожалуй, в каждой семье. Порой это настоящее собрание редкостей. Ведь любая игрушка — предмет материальной культуры. Она, как зеркало, отражает эпоху, в которой родилась. Поэтому по елочным игрушкам, как, напри...