Желтки против пожелтения

Л.Н. Стрельникова
(«ХиЖ», , №)
pic_2024_06_37.jpg
Иллюстрация Петра Перевезенцева

В чем величие Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Яна Вермеера и Харменса Рембрандта? Не только в том, что они создали потрясающие шедевры изобразительного искусства, радующие нас по сей день. Они еще и обеспечили работой десятки миллионов искусствоведов, реставраторов и экскурсоводов, дав им надежный кусок хлеба на всю жизнь.

Это стало возможным благодаря потрясающей сохранности полотен того же Леонардо да Винчи и Боттичелли. За прошедшие 500 лет удивительным образом краски сохранили свою яркость, а красочный слой не испортила желтизна, обычно проявляющаяся со временем. Реставрация, скажете вы? Нет, технология.

Немецкие исследователи из Технологического института Карлсруэ вместе с итальянскими коллегами раскрыли секрет художников эпохи Возрождения.

Труд их был совсем не легок. Красок в тюбиках тогда еще не было, поэтому художникам, точнее их подмастерьям, приходилось перетирать в пыль минералы, чтобы получить пигменты, а затем тщательно размешивать их в льняном масле до образования устойчивой суспензии.

Однако крошечные пробы красочного слоя, взятые с картин перечисленных художников, показали, что в них помимо пигментов и масла присутствуют еще и небольшие следы белка, который мог попасть в краску вместе с желтком. Действительно точно известно, что Леонардо да Винчи добавлял в краску яичные желтки. Но зачем такая гибридная краска? Просто дань темпере?

Химики решили смоделировать процесс приготовления красок эпохи Возрождения. Известно, что свойства многокомпонентных смесей зависят не только от количества и соотношения ингредиентов, но и от порядка их смешивания. Повара и кулинары отлично это знают.

Исследователи взяли для будущих суспензий льняное масло, желтки, а в качестве пигментов — свинцовые белила (основной карбонат свинца) и ультрамариновый синий (лазурит), потому что точно знали, что Леонардо и Боттичелли использовали именно эти пигменты и это масло.

Затем химики приготовили две смеси. В первом случае они смешали пигменты с маслом, аккуратно растерли, а затем добавили желтки. Во втором — сначала пигменты тщательно растерли с желтками и дали застыть. Кода смесь затвердела, ее растолкли, растерли и добавили масло. В обоих случая получилась краска, практически одинаковая по виду. Но разница была, причем заметная.

Масляные краски № 2 были чуть более жидкими, более подвижными и легко наносились на основу, хорошо растекались на ней. А краски № 1 были более жесткими, более твердыми, если можно так сказать. Кстати, Леонардо, как и его современники в Италии, писал на деревянных досочках из тополя.

Кроме того, краски, приготовленные по второй технологии, образовывали меньше складок и трещин при высыхании, они были более устойчивы к воздействию влаги и совершенно не желтели. И конечно, они дольше сохли, что особенно ценил Леонардо да Винчи, который был перфекционистом, очень требовательным к своим произведениям, поэтому писал их долго (Nature Communications).

Так что порядок смешивания компонентов масляных красок имел значение. Секрет Леонардо, Боттичелли, Вермеера и Рембрандта раскрыт. Но какой тут механизм? Исследователи видят причину «в антиоксидантном действии полного обволакивания пигментов белком».

Но это довольно странная гипотеза, на мой взгляд. Защищать от окисления пигменты, которые представляют собой оксиды металлов, довольно бессмысленно. Если что и окисляется в красках, то это органика. Да и белка в желтках мало, всего около 16%. Зато жирных кислот почти вдвое больше. Что происходит в смеси № 2 на самом деле, предлагаю подумать вам самим. Интересная задачка.

А вот что очевидно, так это польза от выполненного исследования. Полученное знание теперь можно применять при реставрации шедевров эпохи Возрождения красками, которые использовали сами художники.

Разные разности
Карьерный форум «Большая химия большой страны»
В понедельник, 19 мая, в 10:00 в Тушинском комплексе РХТУ им. Д.И. Менделеева состоится церемония открытия Карьерного форума «Большая химия большой страны».
Почему заржавел Марс?
Что придает Марсу ржаво-красный цвет? За это должна отвечать какая-то форма оксида железа. Но вопрос — какая именно? Действительно, железо в изобилии присутствует в марсианских породах, и оно могло окислиться, заржаветь. Однако оксидов железа мн...
Противоестественная эволюция
Если сравнить фотографии носорогов, сделанные за последние полтора столетия, то бросается в глаза, что рога носорогов стали заметно меньше. Почему такой поворот эволюции? А потому, что в нее вмешался человек.
Люблю грозу в начале марта
Помните у Тютчева: «Люблю грозу в начале мая,/ Когда весенний, первый гром…»? Фёдор Иванович написал эти строки 197 лет назад. Но за два прошедших столетия многое изменилось. Сегодня строки Тютчева нуждаются в редактуре по существу и должны звуч...