Главный инспектор

Князев Виктор
(«ХиЖ», 2015, №9)

s20150949 inspector.jpg— Здравствуйте. Извините за опоздание.

— Ничего страшного. Располагайтесь. Я попросил вас о встрече, чтобы задать один вопрос. Что вы скажете, если я предложу вам должность главного инспектора вашей галактики?

— Это шутка?

— Мы с вами беседуем уже не в первый раз. Разве я похож на шутника?

— Подождите. Что значит — главный инспектор галактики?

— Вы будете отслеживать развитие цивилизаций в пределах вашей галактики (примерный список я вам составлю) и в случае необходимости предпринимать корректирующие действия.

— Подождите, подождите. Что значит — главный инспектор? Есть еще какие-то инспекторы?

— Вы сами подберете себе нужный штат инспекторов. Если хотите, я представлю вам некоторые кандидатуры.

— Секундочку. А у моего предшественника был какой-то штат?

— У вас не было предшественника.

— Так. Ну ладно. А каким же образом я буду оценивать другие цивилизации на предмет принятия, как вы выражаетесь, «корректирующих действий»?

— На основании информации, предоставляемой вашими помощниками-инспекторами. Или на основе личных впечатлений.

— Вы не поняли. Как же я могу брать на себя ответственность за такие решения?

— А кто может?

— Ну, я не знаю... Простите, а вы кто такой?

— Главный инспектор нашего Скопления галактик.

— А кому вы подчиняетесь?

— Главному инспектору Вселенной.

— А он кому?

— Не будьте ребенком. Кому, по-вашему, может подчиняться главный инспектор Вселенной?

— Да... Вы меня озадачили. А почему, собственно, вы выбрали именно меня?

— Вы можете указать мне какого-либо обитателя вашей планеты, который лучше вас подходил бы для этой роли?

— А с других планет? Неужели во всей галактике не нашлось никого поумнее меня?

— Видели бы вы... Впрочем, неважно. Почему вы считаете, что здесь главное — ум?

— Ну ладно. Допустим, я согласился. Допустим, я столкнулся на какой-то планете с ситуацией, которая вызывает у меня тревогу. С кем я могу посоветоваться?

— Со мной. Только учтите, что как раз с вашей галактикой я слабо знаком.

— Ну и как нам быть? Я в затруднении, вы не в курсе дела, что же нам делать? Обращаться к главному инспектору Вселенной?

— Не стройте иллюзий. У него хватает своих забот.

— Так что же вы мне предлагаете? Решать судьбы цивилизаций по собственному разумению? Да я и на нашей планете, в своей собственной стране не знаю, как следовало бы поступить в том или ином случае!

— А какая альтернатива? Допустим, вместо вас я назначу достаточно сильного кандидата из созвездия... э... Близнецов. Вам будет спокойнее, если он будет решать судьбу цивилизации на вашей... э... Земле?

— Но я не желаю брать на себя такую ответственность!

— Ответственность перед кем?

— Ну, не знаю... Перед человечеством. Перед Вселенной, наконец.

— Вселенная — не ваша забота. Не будьте так инфантильны. Вы — один из кандидатов вашей галактики. На мой взгляд, самый подходящий. Если не мы с вами, то кто?

— Извините за детский вопрос. А Бог есть?

— Не знаю. Если считать Богом, например, ту причину, которая обеспечивает всеобщее и постоянное действие гравитации — конечно, есть. А если называть Богом источник нашей совести — думаю, что нет.

— Та-ак. Вот вы говорили, если ситуация на какой-то планете вызовет мою озабоченность, я должен предпринять «корректирующие действия». Что это за действия? Вы дадите мне какое-то оружие? Какие-то мощные источники энергии?

— Нет у меня никаких источников энергии. В таких случаях советую вам прежде всего внимательно изучить положение дел на месте. Может быть, с помощью выбранных вами инспекторов с этой планеты. Если вы достаточно глубоко разберетесь в ситуации, то обязательно найдете способ повлиять на нее в ту или иную сторону.

— Еще раз извините. Ваш внешний облик, ваша манера держаться... Я имею в виду, откуда вы родом?

— Я уроженец той же планеты, что и вы. Но к теме нашего разговора это не имеет ровным счетом никакого отношения.

— Господа, отбой! Прошу разойтись по палатам. Через десять минут выключаю свет.

— Ну ладно, спокойной ночи. Подумайте над моим предложением, а завтра вернемся к нашему разговору. Скажем, в это же время ваших суток.