Чтение для удовольствия в детстве знакомо большинству читателей нашего журнала. Для ребенка этот навык сложен, чтение требует и явных усилий, и затрат времени. Его трудно освоить также легко и быстро, как, например, речь на родном языке. В детстве и отрочестве мозг активно развивается, поэтому это время критически важно для его здоровья. Однако ученые до сих пор не понимали детально, какое влияние на мозг оказывает раннее чтение.
Недавно это впервые выяснили английские и китайские исследователи из Кембриджского университета и Университетов Фудань и Уорик, которые под руководством профессора Фенга Джианфенга (Jianfeng Feng) провели широкий статистический анализ, посвященный раннему чтению.
Из открытой базы данных они взяли структурированную информацию о более чем десяти тысячах американских подростков. Из них 52% читали в детстве ради удовольствия от трех до десяти лет. Ученые проанализировали широкий круг данных об этих молодых людях: их опросы, результаты когнитивных и поведенческих тестов, ментальное здоровье, сканы головного мозга, а также социальный статус.
Обработка результатов с помощью набора статистических методик показала сильную корреляцию между чтением ради удовольствия и результатами тестов памяти, восприятием на слух, развитием речи, а также школьными успехами. Читающие дети были более здоровы ментально, слабее подвержены стрессам и депрессии, более внимательны и менее агрессивны. Те, кто раньше начал читать, проводили заметно меньше времени у экранов телевизоров, компьютеров и смартфонов. Такие молодые люди в среднем лучше спали. Магниторезонансные сканы показали несколько больший объем и поверхность их мозга. Это было особенно характерно для его зон, играющих критическую роль в ментальном здоровье, поведении, внимании и когнитивных функциях.
Нейрофизиологи выяснили, что оптимальное время чтения примерно равно 12 часам в неделю. Более длительное чтение не улучшает показатели и даже несколько снижает результаты когнитивных тестов. По-видимому, это происходит из-за отвлечения детей от других видов активности, в том числе физической. Ученые особо отмечают, что разумно дозированное чтение не только доставляет удовольствие, но и позволяет выработать и развить ценные жизненные привычки. Статья об исследования напечатана в журнале Psychological Medicine.