Двести лет назад, 16 (28) января 1820 года, военные шлюпы российского флота «Восток» и «Мирный» навсегда вошли в историю географических открытий, первыми подойдя к берегам Антарктиды — самого южного материка. В перечне материков планеты Земля была поставлена точка.
Корабли и люди
Седьмое декабря 1818 года — этим числом датировано письмо прославленного российского моряка, начальника Первой русской кругосветной экспедиции, адмирала И.Ф.Крузенштерна, морскому министру, адмиралу, маркизу де Траверсе. В письме адмирал Крузенштерн просит разрешения изложить его превосходительству морскому министру свои соображения по организации экспедиции в южные моря с целью обнаружения южного материка. Письмо было рассмотрено, организация экспедиции признана целесообразной, причем — в кратчайшие сроки. Возможно, именно спешной подготовкой, которую опытнейший И.Ф.Крузенштерн вовсе не имел в виду, объясняется определение в состав будущей многомесячной и тяжелейшей экспедиции двух небольших кораблей, военных шлюпов — по тогдашней классификации, самых маленьких трехмачтовых парусных судов в военном флоте. При этом будущий «Мирный» первоначально носил имя «Ладога» и был военно-транспортным судном. Впрочем, скромные размеры, качество постройки, а также невысокие мореходные качества «Мирного» и в особенности «Востока» были в значительной степени уравновешены превосходной подготовкой назначенных в экспедицию командиров.
|
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778–1852) — один из первооткрывателей Антарктиды, адмирал (1843), действительный член Русского географического общества. В 1819–1821 годах был начальником кругосветной антарктической экспедиции, отправленной в южнополярные моря |
Капитан 2-го ранга Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен), мичманом участвовавший в кругосветном плавании под командой И.Ф.Крузенштерна, стал начальником всей экспедиции и капитаном «Востока». «Наш флот, конечно, богат предприимчивыми и искусными офицерами, однако из всех оных, коих я знаю, не может никто, кроме Головнина, сравняться с Беллинсгаузеном» — так характеризовал одного из самых молодых своих офицеров адмирал Крузенштерн.
Первоначально командовать «Востоком» и руководить экспедицией предполагалось поручить капитан-командору М.И.Ратманову. Старший товарищ Ф.Ф.Беллинсгаузена, вместе с ним входивший в состав экипажа «Надежды» в кругосветном плавании, М.И.Ратманов не смог принять это назначение по состоянию здоровья и рекомендовал вместо себя офицера, в надежности, смелости и квалификации которого не сомневался. Командиром «Мирного» был назначен лейтенант флота Михаил Петрович Лазарев. Несмотря на молодость (ему было чуть за 30) и скромный чин, к моменту этого назначения он был уже достаточно известным морским офицером. После окончания Морского корпуса М.П.Лазарев успел пять лет проплавать мичманом-волонтером в английском флоте, потом поучаствовать в войне на Балтике против тех же англичан и даже провести несколько месяцев в английском плену. Вернувшись из плена и получив под командование фрегат «Суворов», М.П.Лазарев успешно провел его из Кронштадта в порт Ново-Архангельский в Русской Америке. Поскольку его будущий начальник, Ф.Ф.Беллинсгаузен, служил на Черноморском флоте, где командовал фрегатом «Флора», и ему требовалось время для того, чтобы добраться в столицу, бóльшая часть работы по подготовке к выходу экспедиции в море легла именно на плечи лейтенанта Лазарева.
|
Михаил Петрович Лазарев 1788–1851) — один из первооткрывателей Антарктиды, адмирал (1843), почетный член Русского географического общества. Совместно с Беллинсгаузеном командовал экспедицией, которая впервые подошла к шельфовым ледникам Антарктиды |
Изображения знаменитых моряков, помещенные выше, выбраны не случайно. Парадные портреты заслуженных, поседевших в плаваниях адмиралов, которыми впоследствии стали наши герои, появились значительно позже. На момент выхода в свое историческое плавание они выглядели, скорее, именно так.
Командиры имели право и возможность отобрать в свои экипажи офицеров, унтер-офицеров и матросов. При этом в добровольцах недостатка не было. Из дневника Ф.Ф.Беллинсгаузена: «Когда шлюпы уже были почти готовы, мы приступили, по предоставленным нам правам, к избранию офицеров и служителей. Невзирая на трудности и опасности, каковых надлежало ожидать в предназначенном плавании, число охотников из офицеров было так велико, что мы имели немалое затруднение в избрании. А как на шлюп «Восток» нужно было только три лейтенанта и два мичмана, а на «Мирный» — два лейтенанта и два мичмана, то мы, к сожалению, не могли удовлетворить всех, желающих быть нашими сотрудниками». Экипаж «Востока» составлял 117 человек, а «Мирного» — всего 72 человека.
В общей сложности плавание продолжалось 751 день, в том числе 527 дней под парусами, и 224 дня — на якорных стоянках. За кормой «Восток» и «Мирный» оставили около 50 тысяч миль.
Из инструкции морского министра, его превосходительства, маркиза де Траверсе, капитану 2-го ранга Фаддею Беллинсгаузену, командиру шлюпа «Восток», начальнику экспедиции: «Беллинсгаузену надлежит спуститься к югу и продолжать свои изыскания до отдаленнейшей широты, какой только он может достигнуть. Он должен употребить всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколько можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли, и не оставит сего предприятия иначе, как при непреодолимых препятствиях. Ежели под первыми меридианами, под коими он спустится к югу, усилия его останутся бесплодными, то он должен возобновить свои покушения под другими, и не упуская ни на минуту из виду главную и важную цель, для коей он отправлен будет, повторяя сии покушения ежечасно, для открытия земель, так и для приближения к Южному полюсу».
Препятствий в практически неисследованных антарктических морях хватало. Однако они оказались преодолимыми. Двести лет назад, 16 (28) января 1820 года, военные шлюпы российского флота «Восток» и «Мирный» навсегда вошли в историю географических открытий, первыми подойдя к берегам Антарктиды. Руководитель английской антарктической экспедиции 1839–1843 годов Джеймс Росс впоследствии написал об этом плавании: «Открытие наиболее южного из известных материков было доблестно завоевано бесстрашным Беллинсгаузеном, и это завоевание на период более 20 лет оставалось за русскими».
Географические «юбилеи» можно отмечать ежегодно, однако же двухсотлетие открытия целого материка, безусловно, занимает в истории познания планеты одно из почетных мест. Имена Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева столь же известны, как имена Христофора Колумба и Джеймса Кука, а их корабли, «Восток» и «Мирный», входят в перечень исторических судов, наряду с «Санта-Марией» и «Индевором». Однако за юбилейными торжествами хорошо бы не забыть весь долгий путь поиска и исследования Антарктиды. Путь, на котором условный флажок с пометкой «январь 1820 года» окажется не в начале, а в середине.
|
Глобус Кратеса Малосского (III век до н. э.) |
История Антарктиды началась задолго до того, как «Восток» и «Мирный» подошли к ее берегам. Великий Пифагор Самосский (VI–V вв. до н. э.), считавший, что все в природе стремится к идеальной гармонии, объявил, что Земля должна иметь форму шара, поскольку эта форма безусловно идеальная. Несколько позже с этой идеей согласился Парменид. В IV веке до нашей эры Эвдокс Книдский, основываясь на утверждении Парменида о шарообразности Земли, предположил существование в Южном полушарии материка, «противовесного» Ойкумене, обитаемой земле, занимающей место в Северном полушарии. Того же мнения придерживался Аристотель. Ему мы обязаны и названием этой части земного шара. «Антарктика», земля, противоположная Арктике — северной макушке планеты. Поскольку природа стремится к идеальной гармонии, все должно быть симметрично: на севере суша и на юге суша. И вероятно, южная суша должна быть обитаема, как и северная, поскольку без этого идеальной гармонии не будет.
Еще двумя сотнями лет позже Кратес Малосский изобразил южные земли на своем глобусе. Получилась необходимая симметрия: два материка на севере (на картинке север снизу) и два на юге. Ну и для пущей равновесности и на севере, и на юге они разделены еще и меридиональным океаном.
|
Карта мира Помпония Мелы (римский географ, автор трактата «Описательная география» (Chorographie). I век н. э.) |
Римлянин Помпоний Мела (I в. н. э.) не только не сомневался в существовании южного материка, но даже «населил» его аборигенами-антихтонами, что в переводе означает «живущие напротив». Меридиональные океаны он упразднил, поскольку единство Европы и Азии к тому времени сомнений уже не вызывало.
На классической для Средневековья карте Клавдия Птолемея меридиональных океанов тоже уже нет, зато южная земля занимает бóльшую часть полушария и вообще составляет единое целое с Африкой и Азией.
В XVI веке, правда, выяснилось, что это не так — плавания Васко да Гамы и Фернана Магеллана показали, что и Африку, и Южную Америку можно обогнуть с юга по воде. Впрочем, существования южного материка это совершенно не отрицало, так что на карте Джакомо Кастальди он занимает достойное место. Причем от Южной Америки Антарктиду отделяет очень узкий пролив. Видимо, по мнению Кастальди, южный берег найденного Магелланом пролива мог быть северным берегом материка, а до плавания сэра Фрэнсиса Дрейка вокруг мыса Горн оставалось еще несколько лет.
|
Карта мира Клавдия Птолемея (древнегреческий математик, астроном и географ. Жил и работал в Александрии. I – II вв. н. э.) |
В истории географических открытий в Южном полушарии до сих пор много загадок. Так, в конце XIX века в Константинополе была обнаружена удивительная карта, составленная турецким адмиралом Пири Раеисом. Выполненная на пергаменте из кожи газели, карта Пири с невероятной точностью изображала побережье Антарктиды к югу от 70-й параллели, причем побережье было обозначено свободным от льда. Карта датирована 1513 годом. Согласно записям самого адмирала, карта составлена им не по личным наблюдениям, а по старинным источникам. В числе прочих Пири упоминает карты Александра Македонского, а также материалы плаваний «неверного Коломбо», который, по его мнению, мог располагать какими-то еще более древними картами.
|
Карта мира Пири-Раеиса (он же — Хаджи Мухиддин Пири ибн Хаджи Мехмед, адмирал флота Османской империи, 1470–1554). На ней удивительно точно показан берег Антарктиды в районе Земли Виктории (справа внизу). Там есть мыс Адэр, откуда стартовали многие полярные экспедиции, берег Отса и море Росса. Непонятно, как древний географ мог узнать расположение береговой линии в районе моря Росса (там изображена одномачтовая шхуна с развернутым парусом), если сейчас этот район плотно покрыт шельфовым ледником Росса. Неясно также, как на мыс Адэр могли попасть олени и обезьяна, а слон на берегу Тасмании (вверху) и вовсе выглядит фантастично. |
Еще невероятнее по степени «современности» выглядит опубликованная несколько позже, в 1532 году, карта французского математика Оронция Финеуса (Fine Oronce).
|
Карта мира Оронция Финеуса (французский математик и картограф, 1494–1555). На ней контуры Антарктиды даны весьма приблизительно, а пролив между Огненной Землей и Антарктическим полуостровом (левая нижняя часть карты) почти отсутствует. |
Южный материк и на этой карте занимает положенное ему место. Причем и на карте Пири, и на карте Финеуса он отделен от Южной Америки узким проливом, а чуть восточнее места максимального их сближения, на побережье Южного материка, на обеих картах обозначен залив. На современных картах он тоже есть: это море Уэдделла, омывающее Антарктический полуостров с востока и Землю Королевы Мод — с запада. Обе карты не раз объявляли фальшивками, однако споры по этому поводу продолжаются до сих пор, благо оригиналы их существуют, доступны для изучения и хранятся, соответственно, в Библиотеке дворца Топкапы (Стамбул, Турция) и Библиотеке Конгресса (Вашингтон, США).
С открытием и последующей колонизацией Южной Америки интерес к поискам земель, расположенных еще южнее, видимо, уменьшился. Условия для плавания к югу от мыса Горн, в полосе «ревущих сороковых» широт Южного полушария, были трудными, а климат, в полном соответствии с представлениями античных времен, становился, с продвижением на юг, все холоднее. Не случайно, именно в этих местах зародилась самая знаменитая морская легенда, история «Летучего Голландца». Однако, помимо научных интересов, существовали еще и практические. Спрос на китовый и тюлений жир, а также котиковые шкуры возрастал, а вот китовые стада и котиковые лежбища в северных морях сильно поредели. Традиционные районы этого промысла в северной Атлантике переставали приносить прибыль, и китобои, как и охотники на тюленей, переместились в южные моря. Охотничьи плавания стали многомесячными, зато добыча была гарантированной.
К тому же в южной части акватории Атлантического океана еще в 1675 году был обнаружен остров, ставший для китобоев удобной береговой базой. Через сотню лет остров будет нанесен на карту Джеймсом Куком и получит имя — Южная Георгия. Неподалеку находится целый архипелаг островов поменьше — Южные Сандвичевы острова. Этим названием архипелаг обязан экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Кук нанес на карту только их западные побережья, но, торопясь на юг, не установил островной характер обнаруженной им земли. Правда, название этой земле он все-таки дал — Земля Сандвича, в честь тогдашнего Первого лорда английского Адмиралтейства.
Вряд ли удастся установить в точности, кто первым увидел Антарктиду. Возможно, это был голландский капитан Дирк Гееритц. Заброшенный штормом до 64° южной широты, он увидел по направлению к югу некую «высокую землю», о чем и оставил запись в судовом журнале. Поскольку ничего хорошего для судна в этом районе ему ожидать не приходилось, капитан Гееритц убрался оттуда, как только шторм прекратился. Впрочем, находясь на этой широте, вряд ли можно увидеть берег Антарктиды. Скорее всего, это были вершины гор какого-то из островов Антарктики, например, Ливингстона или Команданти-Феррас, лежащих между проливом Дрейка и проливом Брансфилд, который разделяет Южные Шетландские острова и Антарктический полуостров. В Морском музее города Вальпараисо (Чили) хранятся найденные на берегах Антарктиды обломки судов и вещи, датируемые XVIII, XVII и даже XVI веками. Однако нет доказательств того, что эти суда потерпели крушение у берегов материка. Вполне возможно, что они были принесены туда ветром и самым мощным в Мировом океане циркумполярным Течением западных ветров.
В 1773 году английские корабли «Индевор» и «Резольюшн» под общим командованием Джеймса Кука сумели пробиться через льды до 71° южной широты. Антарктическое побережье было совсем рядом, менее чем в ста милях, однако подойти к нему Кук не сумел. Впрочем, вполне допуская, что материк к югу от достигнутой параллели имеется, Кук полагал, что интереса для британской короны это не представляет. Кому и зачем нужна столь далекая, да к тому же наверняка покрытая льдом, безжизненная земля? В своем трактате «Доводы в пользу существования земли близ Южного полюса» великий моряк так и написал: «Я не стану отрицать, что близ полюса может находиться континент или значительная земля. Напротив, я убежден, что такая земля есть, и возможно, что мы видели часть ее. Великие холода, огромное число ледяных островов и плавающих льдов — все это доказывает, что земля на юге должна быть. [Но материк этот], будучи открытым и обследованным, все равно не принес бы пользы ни мореплаванию, ни географии, ни другим отраслям науки».
Мы подошли к нашей дате — 16 (28) января 1820 года, когда «Восток» и «Мирный» бросили якоря у берега, в точке с координатами 69°25’ ю. ш. и 2°10’ з. д. Современное название этого участка антарктического побережья — Берег Принцессы Марты, западная часть Земли Королевы Мод. Ровно через год, 16 января 1821 года, с четвертой попытки, экспедиции удалось снова подойти к берегу, который был назван Землей Александра I. Впоследствии, правда, уже в 1940 году, выяснилось, что это не материковый берег Антарктиды, а большой остров у западного побережья Антарктического полуострова. От материка он отделен покрытым льдом проливом Георга VI. Из дневника Ф.Ф.Беллинсгаузена: «В 11 часов утра мы увидели берег; мыс оного, простирающийся к северу, оканчивался высокой горой, которая отделена перешейком от других гор, имеющих направление к SW; я известил о сем лейтенанта Лазарева.
День был прекрасный, какого только можно ожидать в большой южной широте. Мы по наблюдениям определили широту места нашего 68°29’2’’ южную, долготу 75°40’21’’ западную; вышеупомянутый мыс в сие время находился от нас на OSO (восток-юго-восток) в сорока милях, то по сему выходит, широта высокой горы, отделенной перешейком, 68°43’20’’ южная, долгота 73°9’36’’ западная.
Ветер дул тихий от О (восток), нам противный, однако ж мы поворотили на SSO (юг-юго-восток), ибо сей румб приближал к берегу; в половине четвертого часа дошли вплоть до сплошных плавающих мелких льдов и должны были от оных поворотить, не имея возможности приближаться к берегу. В сие время с салинга (площадка на верхушке стеньги, место соединения стеньги и ее продолжения, брам-стеньги. — Ред.) видели повсюду мелкий сплотившийся лед, не допускавший до берега на расстояние сорока миль.
Мы почитали себя весьма счастливыми, что ясная погода и небо совершенно безоблачное позволили нам увидеть и обозреть сей берег. Простирая плавания в больших южных широтах для исполнения воли государя, я почел обязанностью назвать обретенный нами берег — берегом Александра I, яко виновника сего обретения. Памятники, воздвигнутые великим людям, изгладятся с лица земли все истребляющим временем, но остров Петра I и берег Александра I — памятники, современные миру, — останутся вечно неприкосновенны от разрушения и передадут высокие имена позднейшему потомству».
На этом основной этап экспедиции пришлось закончить. «Восток», и до того не отличавшийся качеством постройки, был сильно поврежден льдами и штормами; состояние «Мирного» тоже оставляло желать лучшего. Двадцать четвертого июля 1821 года экспедиция была успешно завершена. «Восток» и «Мирный» вернулись в Кронштадт, где их экипажи удостоились заслуженных наград. Ф.Ф.Беллинсгаузен, уходивший в плавание капитаном 2-го ранга, получил чин капитан-командора и орден Святого Владимира III степени; М.П.Лазарев стал капитаном 2-го ранга и, вместе со всеми лейтенантами, кавалером ордена Святого Владимира IV степени. Все участвовавшие в экспедиции мичманы получили ордена Святой Анны III степени, и все, без исключения, офицеры — крупные денежные выплаты. Кроме того, не только офицеры, но и все члены экипажей, до последнего матроса включительно, с момента возвращения и до конца срока службы получали двойное жалованье, в соответствии с чином и должностью, а матросам еще и на три года сократили срок службы.
Как и с обнаружением материка, окончательной ясности в том, кто был первым человеком на материковом побережье Антарктиды нет и, скорее всего, не будет. Возможно, им стал американский охотник на тюленей Джон Дэвис. По его собственным словам, он высаживался на берег 7 февраля 1821 года, на западном побережье. Никаких документов, подтверждающих эту высадку, нет. Только через 74 года, в 1895 году, норвежское промысловое судно «Антарктик» под командой капитана Хенрика Йохана Булля (по другим источникам — капитана Кристенсена) сумело подойти к материковому берегу в районе мыса Адэр (Земля Виктории) и высадить на него людей. Первым человеком, ступившим на берег Антарктиды, скорее всего, стал норвежец Карстен Эгеберг Борхгревинк, в прошлом школьный учитель из небольшого города Боуэнфельс, в детстве друживший с Руалем Амундсеном. В экспедиции на «Антарктике» он участвовал простым матросом, устроившись в экипаж во время захода судна в Австралию. Борхгревинк к этому времени уже прожил там несколько лет, работая геодезистом и преподавателем естествознания в колледже. Так получилось, что шотландский ученый Уильям Брюс, ответственный за научную работу на «Антарктике», на борт так и не попал. С разрешения капитана, его обязанности взял на себя Борхгревинк и справился с ними прекрасно, притом, что от обязанностей матроса его никто не освобождал.
Возможно, впрочем, что первым все-таки, был сам капитан Кристенсен. Дело в том, что при подходе к берегу Борхгревинк выпрыгнул из шлюпки прямо в воду и пошел вброд, а капитан, будучи человеком постарше и посолиднее, дождался, пока шлюпка подплывет к суше. Борхгревинк на своем приоритете, собственно, и не настаивал, написав об этом так: «Трудно сказать, кто первый ступил на землю. Охваченный юношеским пылом, я спрыгнул с лодки, прежде чем киль коснулся дна, и мне пришлось добираться до берега вброд. Капитан Кристенсен спрыгнул с форштевня, когда лодка была уже у берега, прямо на землю, не замочив ног. Так или иначе, земля была у нас у обоих под ногами. Путь, выбранный капитаном Кристенсеном, был, по-моему, более разумным — и, во всяком случае, более сухим. Достоверно то, что на землю новой, шестой части света ступили впервые именно норвежцы».
Впоследствии Карстен Эгеберг Борхгревинк организовал собственную антарктическую экспедицию на судне «Южный крест». Финансировал ее английский книгоиздатель и член парламента сэр Джордж Ньюнс, и 17 февраля 1899 года «Южный крест» выгрузил снаряжение и высадил группу зимовщиков на берег залива Робертсон, в точке с координатами 71°18’ ю. ш. и 170°9’ в. д.. Первая зимовка в Антарктиде, безусловно, событие, заслуживающее отдельного описания, и его можно найти в Интернете.
Бельгийская экспедиция под руководством барона Андриена де Жерлаша на судне «Бельджика» (1897–1899) вошла в историю организацией первой зимовки в Антарктике, на год опередив в этом экспедицию Борхгревинка. Экипаж «Бельджики» был многонациональным. Так, штурманом, по рекомендации Фритьофа Нансена, стал молодой норвежец Руаль Амундсен, а судовым врачом — американец Фредерик Кук. Оба этих человека позднее вошли в историю полярных исследований, хотя и по-разному. Руаль Амундсен — как первооткрыватель Южного полюса, первопроходец Северо-Западного прохода, один из наиболее известных полярных исследователей XX столетия. Фредерик Кук — как один из возможных первооткрывателей Северного полюса. Зимовка «Бельджики» была вынужденной — судно затерло льдами в море Беллинсгаузена, и 13 месяцев «Бельджика» не могла оттуда выбраться. Первая запланированная и успешно проведенная береговая зимовка все-таки принадлежит группе Борхгревинка.
Начало XX века стало временем настоящей массированной атаки на Южный материк. В 1900–1903 годах состоялась первая антарктическая экспедиция Роберта Скотта. В эти же годы в Антарктиде работали шведская экспедиция Отто Норденшёльда и немецкая — под руководством Эриха фон Дригальского. Шотландец Уильям Брюс, ранее опоздавший на борт «Антарктик», в 1901–1904 годах организовал собственную экспедицию. Практически в те же годы в Антарктиде работают французы под руководством Жана Батиста Шарко, серебряного призера летней Олимпиады 1900 года по парусному спорту. Позже, в 1908–1910 годах, его барк «Pourquoi-Pas?» («Почему бы и нет?») под тем же командованием еще раз вернется к берегам Антарктиды.
Английская экспедиция под руководством Эрнеста Шеклтона на судне «Нимрод» состоялась в 1907–1909 годах и по совокупности трагических обстоятельств и неудач стала одной из самых известных в истории исследования материка. Один только переход Шеклтона — на шлюпке! — через море Скоша до острова Южная Георгия не имеет аналогов в истории полярных исследований. Южный магнитный полюс, находившийся на тот момент в точке с координатами 72°25’ ю. ш. и 155°16’ в. д., был впервые достигнут также во время этой экспедиции. Шеклтон, участник первой экспедиции Роберта Скотта, еще не раз возвращался в Антарктиду, а один из его товарищей, Дуглас Моусон, в 1911–1914 годах стал руководителем первой австралийской экспедиции.
Даже мировые войны не остановили антарктических исследований, хотя, конечно, сильно их затормозили. По окончании Второй мировой войны присутствие зимовочных партий в Антарктиде стало постоянным, а исследовательские станции круглогодичного действия начали появляться на материке десятками. Сегодня на карте Антарктиды и Антарктики мы видим настоящий интернационал. Американские, японские, российские, австралийские, немецкие, украинские, английские, чилийские, аргентинские, австралийские станции расположены главным образом по побережью материка, однако есть и исключения. Российская станция «Восток» находится в глубине материка, недалеко от Южного магнитного полюса, а американская, «Амундсен-Скотт», — непосредственно в точке Южного географического полюса Земли. Сегодня свои постоянные станции в Антарктиде есть даже у Турции, Индии и ЮАР. Всего только в период Международного геофизического года (МГГ), с 1 июля 1957 до 31 декабря 1958 года, здесь были созданы около 50 полярных станций.
Первая советская антарктическая экспедиция состоялась в 1955–1957 годах. Ее начальником стал Михаил Сомов, за четыре года до этого бывший руководителем дрейфующей станции «Северный полюс-2», а первая советская полярная станция, созданная в Антарктиде, — станция «Мирный». Она находится на берегу моря Дэйвиса, в точке с координатами 66°33’30’’ ю. ш., 93°00’02’’ в. д. Сегодня это самая старая из действующих антарктических станций. Метеорологические наблюдения на ней ведутся с февраля 1956 года.
Ледяной материк, «кухня погоды» для всей планеты, исполинский холодильник, хранящий сведения о природе Земли за миллионы лет, — Антарктида является сегодня научной лабораторией глобального значения. Специально для координации действий в пределах ее территории и в окружающих водах к югу от параллели 60° южной широты действует Система договора об Антарктике, Antarctic Treaty System. Подписанная в 1959 году 12 странами — участницами Международного геофизического года, в 1961-м она вступила в силу и насчитывает теперь 53 страны-участницы.
Статья IX Системы договора устанавливает основные правила присутствия и работы представителей всех стран в Антарктиде: использование Антарктики только в мирных целях, содействие научным исследованиям, содействие международному научному сотрудничеству, сохранение живых ресурсов. Предусматриваются запрещение захоронения в Антарктиде радиоактивных отходов, обязательный обмен планами и результатами исследований. Ученые из разных стран работают по обмену на станциях, независимо от их государственной принадлежности.
Всего чуть больше века назад доступная лишь отчаянным храбрецам, сегодняшняя Антарктида представлена в рекламных проспектах множества туристических компаний. Туда можно отправиться на круизном лайнере или прилететь на самолете. Исторические маршруты первопроходцев: Скотта, Амундсена, Шеклтона и Моусона, можно «пройти», сидя в теплой кабине вездехода или поглядывая из иллюминатора самолета. Десятки любителей экстремального туризма уже пересекли материк пешком, на лыжах, на собачьих упряжках.
Конечно, технические возможности человечества за 200 лет, прошедшие со времени открытия Антарктиды, возросли многократно. Однако никуда не делись и трудности, с которыми сталкиваются там наши современники. Это чудовищной силы «стоковые ветры», спускающиеся с ледника и порождающие омывающее материк Течение западных ветров (единственное течение на Земле, пересекающее все меридианы); невероятные морозы, достигающие по последним измерениям минус 91°С, и, разумеется, полярная ночь на большей части территории материка. Так что, прежде чем покупать тур в Антарктиду, следует все же учесть, что в комфортабельной каюте круизного лайнера тепло и уютно ровно до тех пор, пока лайнер не встретился с айсбергом. Тем не менее желающих побывать в этом районе земного шара становится все больше.