Мал золотник да дорог

С.В. Калюжный

Малотоннажная химия – весьма специфическая отрасль. Казалось, бы что может быть ценного в веществе, одну ложку которого добавляют в многолитровый реактор? Но без этой ложки не обойтись, вещество не будет обладать должными свойствами. Однако такую добавку, которую расходуют ложками на сотни килограммов готового продукта, не всегда выгодно изготавливать: потребность маленькая, а затраты на производство могут быть велики. Поэтому заставить промышленника изготавливать малые партии столь необходимые развитой химической промышленности вещества не легко. Впрочем, предприятия, которые пошли на риск, преодолели трудности, связанные с созданием малотоннажного производства зачастую оказываются в крупном выигрыше, ведь спецхимия – один из наиболее высокоприбыльных сегментов. Не случайно у крупных западных химических концернов с долгой производственной историей на ее долю приходится львиная доля ассортимента.

В СССР ситуация с малотоннажной химией была далека от нормальной, хотя Минхимпром предпринимал меры по развитию этого направления. В результате к началу перестройки выпуском такой продукции занимались три десятка только крупных заводов, дававшие 12 тысяч наименований веществ общим объемом в несколько сотен тысяч тонн. В 90-е многие из таких предприятий оказались в частном владении, но, не смотря на потенциально высокие доходы от своей деятельности, не многие сумели вписаться в рынок, выжить и нарастить свой потенциал. О причинах подобной ситуации и о возможных путях решения этой проблемы мы поговорили с профессором д.х.н., советником Председателя Правления по науке – главным ученым ООО УК «РОСНАНО», членом жюри акселератора «Химпром» Skolkovo Startup Challenge 2018 Сергеем Владимировичем Калюжным.



pic_2018_06_kalujny_photo.JPGСергей Владимирович, почему сложилась такая плачевная ситуация с малотоннажной химией в России? Какова ситуация была в СССР?


Малотоннажная химия производит наукоемкие продукты в небольших объемах, зачастую с высокой добавленной стоимостью. В СССР основным потребителем малотоннажной химии был, в первую очередь, военно-промышленный комплекс, ВПК. На основании потребностей народного хозяйства и запросов ВПК, а также анализа зарубежного опыта и ведущих зарубежных разработок директивные органы выбирали направления и важнейшие продукты малотоннажной химии, производство которых нужно было организовать, расширить или модернизировать. Кураторами направления были военно-промышленная комиссия при Совете Министров СССР и Минхимпром СССР, которые распределяли финансирование на те или иные проекты и задавали сроки их выполнения. В постсоветский период существенное число предприятий малотоннажной химии были закрыты. В химической и нефтехимической промышленности сейчас приоритетными оказались производства продуктов низкой степени переработки, менее сложной в технологическом плане. Помимо экономических причин, негативно на отрасли сказалось также отделение советских республик, где размещался ряд предприятий малотоннажной химии. Поэтому сейчас потребности в химической продукции высокого передела в современной РФ удовлетворяются за счет импорта (по некоторым стратегически важным продуктам зависимость от импорта доходит до 100%). По данным 2017 года доля малотоннажной химии в обороте всей химической промышленности РФ не более 10-15% (сообщение президента Российского союза химиков на Международном научно-экспертном форуме «Ресурсы роста. Химия для жизни: государство и бизнес»). Однако в настоящее время в связи с применением экономических санкций серьезные ресурсы направлены на импортозамещение и восстановление отечественной малотоннажной химии: воссоздание технологических цепочек, трансфер зарубежных технологий или разработку собственных, а также стимулирование потребления отечественной мало- и среднетоннажной химической продукции.



Какие направления мало- и среднетоннажной химии в первую очередь нужно поддерживать? Если надежда на эффект домино: если начнут производить прекурсоры для следующих переделов, то и сами эти переделы начнут развиваться?


В декабре 2017 года Правительством РФ была утверждена «дорожная карта» развития малотоннажной химии до 2030 года, в которой перечислено 27 приоритетных для РФ продуктов малотоннажной и среднетоннажной химии, а именно высокотехнологичные полимеры, пластики и каучуки специального назначения, строительные добавки, ПАВы, дезинфицирующие вещества, клеи и герметики (в т.ч. нефтеполимерные и синтетические смолы), химические вещества для пищевых добавок, химические вещества для кормовых добавок, вещества для водоподготовки, пигменты, прочие добавки для лакокрасочных материалов, антипирены/пламегасители, антиоксиданты, очень чистые вещества и материалы на их основе для электроники, оптоэлектроники и фотоники, катализаторы, инициаторы и ингибиторы (за исключением ингибиторов коррозии и катализаторов для нефтехимии и нефтепереработки), добавки в пластики и каучуки, специальные лубриканты и технические жидкости, вещества для нефтедобычи и транспортировки нефти по трубопроводам, вещества для производства бумаги, вещества для горного дела, вещества для производства текстиля, ингибиторы коррозии, присадки к топливам и смазочным материалам, химические средства защиты растений, вещества для косметики, вещества для создания изображений, химические реактивы и растворители.



Есть ли примеры успешных российских мало- и среднетоннажных химических предприятий, конкурирующих с западными компаниями?


Полагаю, тут можно привести ряд портфельных компаний РОСНАНО — ООО «Акрилан», ЗАО «Данафлекс» и АО «Уралпластик-Н», а также самое современное в стране предприятие по производству углеволокна ООО «Алабуга-Волокно», входящее в ГК «Росатом». Однако таких предприятий, как BASF – крупнейший мировой производитель, продукция которого на 50-70% состоит из малотоннажных химических продуктов, в РФ пока нет.



Какова на ваш взгляд причина того, что многие отечественные научные разработки в области химии не находят своей реализации на производстве?


С одной стороны, в России практически утрачено важное звено между академическими институтами и потребителями малотоннажной химии — прикладные НИИ. В СССР, помимо данных НИИ, важным звеном, осуществлявшим производство и сбыт малотоннажной химической продукции, являлось также Всесоюзное объединение «Союзреактив», включавшее 15 химических заводов по производству особо чистых веществ и реактивов, которые были закрыты или перепрофилированы, попав в частные руки. С другой стороны в самих профильных институтах невостребованность в течение долгого времени российских научных разработок привела к снижению статуса химического образования и проблеме нехватки компетенций, а также устареванию материально-технической базы.



Не так давно был запущен конкурс в «Химпром startup challenge», направленный как раз на поиск проектов, относящихся к малотоннажной химии. Насколько оправдан с вашей точки зрения подход, используемый в рамках конкурса, когда в разработку берутся продукты прошедшие стадию НИОКР, а не более зрелые, прошедшие обкатку на предприятиях, – не проще ли было купить сразу готовые компании или технологии?


В рамках мероприятия предполагается осуществить поиск и поддержку потенциально перспективных проектов по производству высокоприбыльной химической продукции в направлениях, соответствующих интересам ПАО «Химпром», в том числе кремнийорганических соединений, соединений, получаемых с использованием хлора, гидроксида натрия, перекиси водорода, специфических полимеров и мономеров, и т.д. С одной стороны технологии на ранней стадии относятся к высокорисковым и затратным, с другой – участие в отборе проектов специалистов ПАО «Химпром», имеющего свой собственный научно-исследовательский центр, и ограничение тематики заявок на проекты областью, востребованной в актуальных производствах объединения Химпром, несколько снижает эти риски и, главное, развивает спрос на отечественные технологии.



Кто на ваш взгляд должен выступить драйвером развития мало- и среднетоннажной химии в России – государство, крупный бизнес или институты развития?


Основные особенности мало- и среднетоннажного производства химической продукции – небольшие объемы производимых партий товара, огромный ассортимент, достаточно компактное производство и необходимость в высококвалифицированных кадрах. Для крупных производителей химической промышленности подобное производство может быть не очень интересно, в отличие от региональных властей и институтов развития. Имеет смысл объединение подобных производств в кластеры с доступом к высокотехнологичному оборудованию в Центрах коллективного пользования.

Разные разности
Камни боли
Недавно в МГУ разработали оптическую методику, позволяющую определить состав камней в живой почке пациента. Это важно для литотрипсии — процедуры, при которой камни дробятся с помощью лазерного инфракрасного излучения непосредственно в почках.
Женщина изобретающая
Пишут, что за последние 200 лет только 1,5% изобретений сделали женщины. Не удивительно. До конца XIX века во многих странах женщины вообще не имели права подавать заявки на патенты, поэтому частенько оформляли их на мужей. Сегодня сит...
Мужчина читающий
Откуда в голове изобретателя, ученого вдруг возникает идея, порой безумная — какое-нибудь невероятное устройство или процесс, которым нет аналогов в природе? Именно книги формируют воображение юных читателей, подбрасывают идеи, из которых выраст...
Пишут, что...
…археологи обнаружили на стоянке мамонтов Ла-Прель в округе Конверс бусину, сделанную из кости зайца, возраст которой составляет около 12 940 лет… …астрофизики впервые обнаружили молекулы воды на поверхности астероидов Ирис и Массалия… ...