Самое древнее итальянское оливковое масло

Курамшин А.И.
(«ХиЖ», 2018, №7)

pic_2018_07_20-1.jpg

Одно из изученных с помощью хромато-масс-спектрометрии керамических изделий (2—3 тыс. лет до н. э.), обнаруженных на раскопках в Кастеллуччо. Глиняный пифос метровой высоты с тремя ручками для переноски — традиционная посуда для хранения зерна, муки или масла в античном Средиземноморье

Итальянскую кухню невозможно представить без оливкового масла, и в самом деле, традиция его использования в приготовлении пищи древнее самой Римской империи. Новые результаты анализов древней керамики говорят о том, что жители Апеннинского полуострова начали производить и хранить оливковое масло не только задолго до основания Рима, но и на сотни лет раньше, чем предполагали антропологи и археологи («Anal. Methods», 2018; doi: 10.1039/C8AY00420J).

Исследователи под руководством историка Дэвида Танаси из Университета Южной Флориды провели химический анализ содержимого большого керамического пифоса, обнаруженного в 1990-х годах во время раскопок в сицилийском Кастеллуччо. Реставраторы Археологического музея Сиракуз смогли соединить четыре сотни керамических фрагментов и воссоздать из них яйцеобразный метровый античный сосуд для хранения зерна, масла и других продуктов. Способы изготовления и декор восстановленного пифоса и других фрагментов, обнаруженных на месте раскопок, позволили археологам отнести их к периоду раннего бронзового века, приходящегося на конец третьего — начало второго тысячелетия до нашей эры.

Чтобы выяснить, что хранили в пифосе, исследователи провели анализ органических остатков, обнаруженных на внутренних стенках керамических черепков. С помощью типичных для химической археологии методов (хромато-масс-спектрометрии и ядерного магнитного резонанса) удалось обнаружить во всех трех проанализированных образцах олеиновую и линолевую кислоты — маркеры оливкового масла.

Эти результаты позволяют сделать вывод, что люди, населявшие в доисторические времена территорию современной Италии, начали систематически производить и использовать оливковое масло примерно на семь столетий раньше, чем считали историки, археологи и антропологи. До настоящего времени самые древние образцы оливкового масла обнаружили в керамических изделиях, найденных при раскопках в Южной Италии и датированных XII—XI веками до нашей эры.

Эта статья доступна в печатном номере "Химии и жизни" (№ 7/2018) на с. 20.