«Химия и Жизнь», Июль 2016

В номере:

Комаров С.М.
  Проблемы и методы науки

После того, как Майкл Браун в 2006 году разжаловал Плутон в разряд малых транснептуновых объектов, в Солнечной системе осталось восемь настоящих планет. Неудивительно, что расчет, проведенный им совместно с Константином Батыгиным, который показал, что девятая планета в Солнечной системе все-таки с большой вероятностью имеется, был встречен с энтузиазмом.

Скундин А.М.

В 2003 году (ХиЖ № 7—8) мы публиковали статью А.М.Скундина «Меньше, чем маленький...» — о революции в развитии портативных устройств, которую произвели литий-ионные аккумуляторы. В этой статье мы расскажем об эволюции, которая последовала за революцией, и о том, какими видятся дальнейшие перспективы.

Массовое применение лития в промышленности ведет отсчет с 1923 года. Тогда началось производство так называемого банметаллa — свинцового сплава для железнодорожных подшипников: как оказалось, микроскопическая, в десятые доли процента, добавка лития существенно повышает прочность свинца.

Уникальное фторсодержащее соединение, связывающее и катионы, и анионы, синтезировали Дэвид О'Хаган и его коллеги из шотландского Сент-Эндрюсского университета.  >>
Исследователи из Канады сконструировали самый маленький в мире термометр. Он сделан из фрагментов молекул ДНК, а принцип работы основан на том, что в определенных условиях эти фрагменты медленно разворачиваются, высвобождая флуоресцирующие молекулы. ДНК-термометры отличаются исключительной чувствительностью, ученые полагают, что с их помощью можно будет отслеживать быстрые изменения температуры внутри клеток или наноустройств.  >>
Химики из США разработали катализатор, способный избирательно активировать связи C-H в тех соединениях, у которых нет дополнительных функциональных групп, понижающих прочность этих связей или способствующих их активации. Катализатор содержит два атома родия, окруженных органическим лигандом.  >>
Маркина Н.

О том, что происходит сегодня с неоваскулгеном, первым отечественным препаратом для генной терапии, его создатели рассказали на школе для журналистов, которую в конце мая провел Институт стволовых клеток человека в Ярославле. Рассказывали не только исследователи, но и практикующие врачи, и, самое главное, больные, которые испытали неоваскулген на себе.

Нанопобурение белого жира
  Проблемы и методы науки

Один из способов борьбы с ожирением – уменьшить рост капилляров в жировой ткани. Препараты, тормозящие ангиогенез, вызывают обратимую дозозависимую потерю веса и редукцию жировой ткани у ожиревших мышей. Постоянный прием этих лекарств позволял мышам, получавшим высококалорийную пищу, поддерживать постоянный вес.

Проблемы и методы науки

Один из важных компонентов жирового обмена - гормон лептин, который контролирует аппетит и периферический метаболизм. Лептин взаимодействует с рецепторами гипоталамуса, гипоталамус по нервным волокнам симпатической нервной системы (СНС) посылает сигналы в белую и бурую жировую ткани, нервные окончания выделяют норадреналин, стимулирующий в адипоцитах процесс липолиза — расщепления запасенных жиров.

Вагнер Виктор
  Мысли о будущем

Когда-то  люди собирались на вечеринки за закрытыми дверями, писали друг другу бумажные письма в запечатанных конвертах, хранили фотографии в альбомах, которые стояли на полках книжных шкафов с запертыми на ключ дверцами, записывали свои сокровенные мысли в бумажных дневниках, которые не показывали даже самым близким людям. Сейчас все по-другому. Каждый носит в кармане телефон, оборудованный фото- и видеокамерой, снимки незамедлительно отправляются в какой-нибудь Инстаграм, где они доступны всему миру. Вместо дневников у нас теперь Фейсбук и Живой журнал, где у любой фразы могут быть тысячи читателей.

Любарский Г.Ю.

Образование — это совокупность однотипных (одинаковых у разных людей) знаний, имеющихся у человека, а также процесс получения этих знаний. Детальные и полные знания в какой-то одной области, не сопровождающиеся представлением об иных областях, — не являются составной частью «образования», это знания сколь угодно детальные, специальные, продвинутые, но образованным человек с этими знаниями не является. Благодаря образованию — и это важнейшая его черта — можно предсказать, что знает образованный человек.

Захарченко В.А.

На море-океане лежит остров Тринидад, а рядом остров Тобаго. На острове Тринидад стоит гора Арипо, в той горе одноименная пещера... Фактически сюжет из сказки. Иван-дурак отправляется на далекий остров, в глубокую пещеру, за драконом, который не изрыгает пламя, но согласно преданиям светится. Или нет, это не дракон. Это жар-ящерица, таинственный люминозавр.

Лесные млекопитающие, живущие на деревьях, регулярно перебираются с одного дерева на другое. Некоторые из них делают это, планируя с помощью кожаной перепонки между лапами. И если этот способ регулярно возникает в ходе эволюции в разных систематических группах, значит, животные, которые его практикуют, получают от него какую-то выгоду.

Зонова Екатерина, Роман Адам

До недавнего времени основной полезной для человека функцией пчел считали производство меда: ради его сбора люди и заводили пасеки. Но в конце XX — начале XXI века все больше исследователей из разных стран приходят к выводу, что главная задача пчел — опыление растений. Причем не только в глобальной экосистеме, но и в сельском хозяйстве.

Никитин Дмитрий

— Кто ж знал, что местная живность маячками заинтересуется.

— Вот ты на местный мед ведь польстился. Отчаянный ты парень, братец, как погляжу. Эти семиантофилы вообще-то планетарный господствующий вид. Главный, так сказать, здесь суперхищник, хоть и коллективный.

— Может, еще скажешь, они разумные?

Комаров С.М.

В 2002 году Игнобелевский комитет присудил Премию мира группе японских специалистов — Сато Кеите, президенту компании «Такара», доктору Сузуки Мацуми, президенту Японской акустической лаборатории, и доктору Когурэ Ноири, директору носящей его имя ветеринарной больницы. Награждены они за приумножение гармонии в отношениях между биологическими видами, а именно за создание электронного устройства, которое переводит собачий лай в человеческие слова.

Раков Э.Г.

О какой подводной лодке может идти речь в фильме «Четыре мушкетера» о событиях 1628 года? Оказывается, именно в то время прошли первые испытания подводного судна — лодки Корнелиуса ван Дреббеля, и герцог Бэкингем в самом деле рассчитывал на ее использование при прорыве осады Ла-Рошели.

Мэри Физер: "Я стала автором учебника, и снова случайно..."
Химикам, особенно химикам-органикам, хорошо знакома фамилия Физеров, авторов двухтомника Л.Физера и М.Физер «Органическая химия. Углубленный курс». Многие химики знают, что авторов звали Мэри и Луис, а также — что они были мужем и женой. Но редко кто интересуется их жизнью. В русскоязычной Википедии о Луисе Физере есть статья, а о Мэри — нет. Данная публикация восполняет этот пробел.
Более пяти тысяч лет назад базилик уже был известен и в Индии, и на территории современного Ирана. В Европу растение завезли воины Александра Македонского, в Средние века оно стало незаменимой пряностью французской и итальянской кухни. В России базилик появился в XVIII веке.  >>
Амнуэль П.Р.

— Если вы расскажете о том, что вам известно, — сказал я, — мне будет легче сообразить: в чем я могу признаться, а в чем — нет. Согласитесь: если бы у Бюро были против нас конкретные обвинения с доказательствами и фактами, то разговаривали бы вы со мной в другом месте. Особенно сейчас. Такой удобный случай расправиться с так называемой террористической сектой!

В погоне за точностью

Точность не бывает лишней, но она бывает бессмысленной и кажущейся. Бессмысленная стоит лишних денег изготовителю, кажущаяся — лишних денег потребителю, если он купится на большое количество знаков после запятой или просто на слово «точность». Разумеется, бывает и комбинированная ситуация, в которой потери потребителя неизбежны, а потери изготовителя зависят от соотношения расходов и доходов.

23.05.2018 10:00:00

Исследователи из нескольких институтов Великобритании, США и Франции проанализировали изотопный состав кислорода вулканических гор на дне океана и в тех образцах, что экспедиции НАСА привезли с Луны. Как оказалось, составы очень похожи, словно лунные породы — это и есть земные.

30.04.2018 10:00:00

...NASA откладывает запуск космического телескопа Джеймса Уэбба (JWST) почти на год, до мая 2020 года...

...в Баксанской нейтринной обсерватории ИЯИ РАН планируется создание нейтринного детектора на основе жидкого сцинтиллятора, который можно будет использовать как часть мировой сети таких детекторов для изучения внутреннего строения Земли...

...аэрозоль электронных сигарет вызывает повреждения ДНК в клетках легких, мочевого пузыря и сердца мышей, а также подавляет репарацию ДНК в легких...

25.04.2018 10:00:00

Один из самых серьезных факторов риска развития возрастной деменции — вариант ε4 гена APOE. Тем не менее у 53% его носителей деменция так и не развивается, значит, дело в негенетических факторах. Группа американских ученых решила проверить, способен ли противодействовать угасанию умственных способностей позитивный настрой.

18.04.2018 10:00:00

Авторы исследования, опубликованного в «Nature Human Behavior», ведовство изучать не собирались, их темой были сотрудничество и взаимопомощь в сельских общинах. Однако в процессе работы выяснилось, что в деревнях на юго-западе Китая, в провинции Сычуань, примерно 13,7% населения живет с прозвищем «чжу» или «чжубо» — злые колдуны.

02.04.2018 10:00:00