«Химия и Жизнь», Январь 2016

В номере:

Химический обгон
Глубокий эконом
С. Анофелес
2015 год фактически стал годом химии. Об этом свидетельствует индекс инноваций, который уже пятый год создает специальное подразделение агентства «Томсон Рейтерс», занятое сбором и обработкой информации в области интеллектуальной собственности и научных исследований. И впервые именно химические компании заняли так много мест в списке ста наиболее инновационных компаний мира.
Математику – в массы!
Премию «Просветитель» в 2015 году в номинации «Естественные и точные науки» присудили сборнику «Математическая составляющая». Его подготовили Н.Н.Андреев, С.П.Коновалов и Н.М.Панюнин из лаборатории популяризации и пропаганды математики Математического института им. В.А.Стеклова РАН. Ученый совет института рекомендовал включить книгу в список важнейших достижений российских ученых в области математики за 2015 год.
Прикладная математика и техника
А.Н. Крылов
О том, как математика из абстрактного знания стала инструментом ученого и инженера, отлично рассказал на Чрезвычайной сессии АН СССР 21 июня 1931 года академик Алексей Николаевич Крылов (1863—1945); текст выступления которого завершает книгу «Математическая составляющая».
На пыльных просторах планет и комет
Казалось бы, нам уже знакомо все многообразие возможных структур на каменистых планетах. Однако экспедиция «Dawn» («Рассвет»), начатая НАСА 27 сентября 2007 года, опровергла это мнение. Ее целью были две малые планеты, обращающиеся между орбитами Марса и Юпитера, — Веста и Церера.
Скол и черная дыра
Ф. Манилов
Точное установление научными методами механизма формирования конусообразных кратеров на малых планетах могло бы дать очень интересный результат. Вдруг на такой природной лабораторной установке удастся получить ту информацию о нашем мире, которую физики безуспешно ищут на установках рукотворных.
Нанотрубки-рекордсмены
Э.Г. Раков
Углеродные нанотрубки - обширный класс разнообразных по строению, размерам и свойствам цилиндрических наночастиц, которые образованы упорядоченно расположенными углеродными атомами и вдоль оси имеют внутреннюю полость. Атомы углерода образуют в стенках нанотрубок такие же сетки, как в графите и графене.
История химии с географией
Откуда твое имя?
Полуоткрытая статья
«Географические» элементы известны давно. Самое старое название, латинское сuprum связано с островом Кипр, где уже в III веке до н. э. производилась выплавка меди. По-гречески Кипр — Kypros (от kyparissos — кипарис). Римляне называли медь aes Cyprium — металл с Кипра.
Ниобий: факты и фактики
Почему ниобий называют колумбием? Каковы свойства ниобия? Как ниобий извлекают из минерала? Для чего применяют ниобий в металлургии? Зачем ниобий электротехникам? Зачем ниобий биологам? Зачем ниобий ювелирам? Как ниобий может работать в солнечно-водородной энергетике? Зачем ниобий медикам? Зачем ниобий физикам?
Экзамен
Борис Пономарев
Наша группа будущих космических штурманов уже сидела в аудитории перед экзаменом. Мысли у нас были обращены к более приземленным вещам, нежели астрономическая навигация или прокладка курса через гиперпространство, — нам предстояло миновать черную дыру экзамена. Каждый прокладывал свой маршрут...
Потный парадокс
Как сделать, чтобы человек зимой не вспотел? Рассуждения на эту тему приводят нас к 1995 году, когда свой нанограмм золота от Игнобелевского комитета за работу в области общественного здоровья получили Марта Колд Баккевиг из норвежского внедренческого центра «Sintef» и Рут Нильсен из Датского технического университета. А изучали они влияние мокрого исподнего белья на терморегуляцию человека в холодном климате.
Происхождение проказы
С.А. Ястребов
Мало какая болезнь имеет столь мрачную репутацию, как проказа. Во-первых, она уродует людей не только тяжело, но и очень многообразно, зачастую вызывая эстетическое потрясение. Во-вторых, до изобретения в 1943 году специфической химиотерапии проказа была практически неизлечима. В-третьих, причины проказы долго были таинственны. Однако, зная, что мы живем в эволюционирующем мире, естественно задать такой вопрос: откуда проказа взялась? Или, точнее: где и когда она возникла?
Статины и мышцы
Полуоткрытая статья
Когда люди больны атеросклерозом и у них велика вероятность тяжелых сердечно-сосудистых осложнений, им прописывают статины. Эти препараты угнетают синтез холестерина в клетках печени и существенно снижают риск неблагоприятных исходов атеросклероза, в том числе инфарктов. Благодаря своей эффективности статины стали одними из наиболее популярных лекарств, но, увы, у них есть крайне неприятный побочный эффект — миопатия.
Демократия павианов
Полуоткрытая статья
Каждое животное постоянно принимает решения, что ему делать и куда двигаться. Если оно живет в группе, его действия должны быть согласованы с другими ее членами, иначе не будет никакой пользы от группового образа жизни. Исследователи эволюции социальности, которые хотят знать, как именно координируют свои действия сообщества с жесткой иерархией и развитой социальной структурой, например хищники или приматы, рассматривают в первую очередь совместное движение, потому что его легко наблюдать.
Похвала старым девам
Д.А. Жуков
Разделение функций в сообществе не полностью описывается схемой иерархии. Не менее важно для сообщества разделение репродуктивного статуса. У самцов, как правило, все просто и линейно: чем выше твой социальный ранг, тем больше у тебя самок; больше потомства оставляешь и тем гордишься. Но с самками, как обычно, все сложнее. В примитивных сообществах или у животных, ведущих одиночный образ жизни, все очевидно — рожай, клади яйца, мечи икру. А в сложных — нерожающие особи играют важнейшую роль.
Хищные растения на охоте и ловле
Полуоткрытая статья
Всякому существу необходимы для жизни азот и фосфор. Животные получают их с пищей, растения — из почвы. Если же почва нужными элементами бедна, растениям приходится ловить животных и всасывать растворенные питательные вещества из переваренной добычи. Хищничество возникало в ходе эволюции покрытосеменных неоднократно и независимо, и ловушки у растений разные. Основных принципов охоты, однако, два: активная поимка и пассивная ловушка.
Врач, теолог и философ
В.А. Острогорская
Альберт Швейцер (1875—1965) был одним из наиболее ярких людей своего времени. Он получил три докторские степени: доктора философии, доктора теологии и доктора медицины. Швейцер — основатель и практикующий врач крупного медицинского центра в Африке. Того самого, в Ламбарене. А еще он был известен как виртуозный исполнитель органной музыки, крупнейший специалист в области органостроения и как автор многочисленных научных трудов по теории музыки.
Какие стереотипы преодолевал Д.И.Менделеев?
Образование
И.И. Гольдфаин
В одном школьном учебнике химии рассказу о таблице Менделеева предшествует краткая информация о более ранних попытках создать нечто подобное, которые не вызвали одобрения научного сообщества. В учебнике эта информация сопровождается замечанием: «Так стереотипы мешают восприятию нового». Но если вдуматься, возникает вопрос: о каких стереотипах идет речь, и кому они помешали?
Марципан
Марципан — древняя сладость, состоящая из измельченного сладкого и горького миндаля, тщательно перемешанного с сахаром или медом. Это основной состав, к которому могут добавить ароматизаторы (розовую или апельсиновую воду, какао, специи) и пищевые красители: в чистом виде марципан белый.
Ab ovo