«Химия и Жизнь», Январь 2016

В номере:

Химический обгон
Анофелес С.
  Глубокий эконом

2015 год фактически стал годом химии. Об этом свидетельствует индекс инноваций, который уже пятый год создает специальное подразделение агентства «Томсон Рейтерс», занятое сбором и обработкой информации в области интеллектуальной собственности и научных исследований. И впервые именно химические компании заняли так много мест в списке ста наиболее инновационных компаний мира.

Математику - в массы!

Премию «Просветитель» в 2015 году в номинации «Естественные и точные науки» присудили сборнику «Математическая составляющая». Его подготовили Н.Н.Андреев, С.П.Коновалов и Н.М.Панюнин из лаборатории популяризации и пропаганды математики Математического института им. В.А.Стеклова РАН. Ученый совет института рекомендовал включить книгу в список важнейших достижений российских ученых в области математики за 2015 год.

Крылов А.Н.

О том, как математика из абстрактного знания стала инструментом ученого и инженера, отлично рассказал на Чрезвычайной сессии АН СССР 21 июня 1931 года академик Алексей Николаевич Крылов (1863—1945); текст выступления которого завершает книгу «Математическая составляющая».

Казалось бы, нам уже знакомо все многообразие возможных структур на каменистых планетах. Однако экспедиция «Dawn» («Рассвет»), начатая НАСА в 2007 году, опровергла это мнение. Ее целью были две малые планеты, обращающиеся между орбитами Марса и Юпитера, — Веста и Церера.
Скол и черная дыра
Манилов Ф.
Точное установление научными методами механизма формирования конусообразных кратеров на малых планетах могло бы дать очень интересный результат. Вдруг на такой природной лабораторной установке удастся получить ту информацию о нашем мире, которую физики безуспешно ищут на установках рукотворных.
Раков Э.Г.

Углеродные нанотрубки - обширный класс разнообразных по строению, размерам и свойствам цилиндрических наночастиц, которые образованы упорядоченно расположенными углеродными атомами и вдоль оси имеют внутреннюю полость. Атомы углерода образуют в стенках нанотрубок такие же сетки, как в графите и графене.

Откуда твое имя?

«Географические» элементы известны давно. Самое старое название, латинское сuprum связано с островом Кипр, где уже в III веке до н. э. производилась выплавка меди. По-гречески Кипр — Kypros (от kyparissos — кипарис). Римляне называли медь aes Cyprium — металл с Кипра.

В сентябре 1913 года Совет международной ассоциации химических обществ на заседании в Брюсселе назвал 41-й элемент Периодической системы Д.И.Менделеева ниобием и дал ему символ Nb. Американцы с этим были категорически не согласны, и по сей день многие англоязычные материаловеды называют ниобий колумбием.

Пономарев Борис
В любом универе всегда есть какой-нибудь очень строгий препод по второстепенному предмету. У нас, в Университете космоса, таким был профессор Всеволод Дмитриевич Овсиенко, он же Овес. Про то, как он принимает «Историю технологий космонавтики», ходило бесчисленное множество легенд. Обычно они оканчивались достаточно грустно: «Весь материал можно выучить только года за три, а списать у него невозможно».  >>
prev_2016_01_28.jpg

Как сделать, чтобы человек зимой не вспотел? Рассуждения на эту тему приводят нас к 1995 году, когда свой нанограмм золота от Игнобелевского комитета за работу в области общественного здоровья получили Марта Колд Баккевиг из норвежского внедренческого центра «Sintef» и Рут Нильсен из Датского технического университета. А изучали они влияние мокрого исподнего белья на терморегуляцию человека в холодном климате.

Ястребов С.А.

Мало какая болезнь имеет столь мрачную репутацию, как проказа. Во-первых, она уродует людей не только тяжело, но и очень многообразно, зачастую вызывая эстетическое потрясение. Во-вторых, до изобретения в 1943 году специфической химиотерапии проказа была практически неизлечима. В-третьих, причины проказы долго были таинственны. Однако, зная, что мы живем в эволюционирующем мире, естественно задать такой вопрос: откуда проказа взялась? Или, точнее: где и когда она возникла?

Статины и мышцы

Когда люди больны атеросклерозом и у них велика вероятность тяжелых сердечно-сосудистых осложнений, им прописывают статины. Эти препараты угнетают синтез холестерина в клетках печени и существенно снижают риск неблагоприятных исходов атеросклероза, в том числе инфарктов. Благодаря своей эффективности статины стали одними из наиболее популярных лекарств, но, увы, у них есть крайне неприятный побочный эффект — миопатия.

Демократия павианов

Каждое животное постоянно принимает решения, что ему делать и куда двигаться. Если оно живет в группе, его действия должны быть согласованы с другими ее членами, иначе не будет никакой пользы от группового образа жизни. Исследователи эволюции социальности, которые хотят знать, как именно координируют свои действия сообщества с жесткой иерархией и развитой социальной структурой, например хищники или приматы, рассматривают в первую очередь совместное движение, потому что его легко наблюдать.

Жуков Д.А.
Разделение функций в сообществе не полностью описывается схемой иерархии. Не менее важно для сообщества разделение репродуктивного статуса. У самцов, как правило, все просто и линейно: чем выше твой социальный ранг, тем больше у тебя самок; больше потомства оставляешь и тем гордишься. Но с самками, как обычно, все сложнее. В примитивных сообществах или у животных, ведущих одиночный образ жизни, все очевидно — рожай, клади яйца, мечи икру. А в сложных — нерожающие особи играют важнейшую роль.

Всякому существу необходимы для жизни азот и фосфор. Животные получают их с пищей, растения — из почвы. Если же почва нужными элементами бедна, растениям приходится ловить животных и всасывать растворенные питательные вещества из переваренной добычи. Хищничество возникало в ходе эволюции покрытосеменных неоднократно и независимо, и ловушки у растений разные. Основных принципов охоты, однако, два: активная поимка и пассивная ловушка.

Острогорская В.А.

Альберт Швейцер (1875—1965) был одним из наиболее ярких людей своего времени. Он получил три докторские степени: доктора философии, доктора теологии и доктора медицины. Швейцер — основатель и практикующий врач крупного медицинского центра в Африке. Того самого, в Ламбарене. А еще он был известен как виртуозный исполнитель органной музыки, крупнейший специалист в области органостроения и как автор многочисленных научных трудов по теории музыки.

Какие стереотипы преодолевал Д.И.Менделеев?
Гольдфаин И.И.
  Образование
В одном школьном учебнике химии рассказу о таблице Менделеева предшествует краткая информация о более ранних попытках создать нечто подобное, которые не вызвали одобрения научного сообщества. В учебнике эта информация сопровождается замечанием: «Так стереотипы мешают восприятию нового». Но если вдуматься, возникает вопрос: о каких стереотипах идет речь, и кому они помешали?
Марципан — древняя сладость, состоящая из измельченного сладкого и горького миндаля, тщательно перемешанного с сахаром или медом. Это основной состав, к которому могут добавить ароматизаторы (розовую или апельсиновую воду, какао, специи) и пищевые красители: в чистом виде марципан белый.  >>
Тихий Денис, Рэйн Ольга

Страдальческий клекот поднялся в Зале Поклонов, выплеснулся в гаремные гнезда, отозвался в каморках служек, затихая, донесся до стражников в ночном небе.

Император Цус уже падал в Пропасть, а его наследник, не знающий о ждущем его величии и власти, все еще обнимал крыльями неоперившуюся голову в яйце — белоснежном, расписанном ритуальными узорами, мужском.

Впервые за последние триста лет Гнездо Кша-Пти осталось без Вожака.

В погоне за точностью