Главное женское достоинство

Д.А. Жуков

s20150338 dostoinstvo1.jpgМы любим и ценим женщин за многое. Если спросить, за что именно, то сначала большинство мужчин укажут на некоторые особенности женской анатомии и физиологии, которые тысячелетиями воспевают поэты и художники. Впрочем, и людей весьма прозаических, включая биологов, прекрасно знающих, что все эти «женские прелести» не что иное, как адаптации, направленные на улучшение плодовитости, — даже их эти признаки женского организма подчас доводят до экстаза. Но конечно, главное женское достоинство заключается не в этом. Основной признак женского организма, выгодно отличающий его от мужского, — высокая пластичность, которая проявляется как на уровне физиологических процессов, так и на поведенческом уровне.

Пластичность поведения у экспериментальных животных определяют по скорости переделки условных рефлексов. Например, крыс обучили, что удару электрическим током предшествует звуковой сигнал. Все крысы научились переходить в безопасное место, когда звенит звонок. А потом сигналом опасности сделали загорающуюся лампу — и самки значительно быстрее самцов перестали реагировать на звук.

Более замысловатый эксперимент недавно был поставлен в Венском университете, в исследовательской группе, которая называется «Лаборатория умной собаки» (Mueller et al., «Biology Letters», 2011, 7, 5, 689—691, doi: 10.1098/rsbl.2011.0287). Собакам предлагали простую задачу: приносить экспериментатору мяч после того, как он прокатится несколько метров по полу лаборатории. Часть траектории мяча проходила за шторой, на секунду скрывавшей мяч от собаки. За эту секунду другой человек заменял мяч другим, иного размера, то есть из-за ширмы выкатывался мяч больший или меньший, чем тот, который укатился за нее. Измеряли время, которое собака тратила на то, чтобы взять в пасть подкатившийся мяч. Оказалось, что «волшебное» изменение размеров мяча не влияет на скорость реакции кобелей. Но суки значительно дольше рассматривали мяч, прежде чем взять его в зубы, если он отличался размером от того, который они видели в начале движения. Иными словами, кобели выполняли поставленную задачу, не обращая внимания на странную трансформацию мяча. «Нужно хватать его, когда докатится до финиша, а какой он там, такой же, больше или меньше, — это неважно!» — типично мужской ход мысли, а точнее, блокировки лишних мыслей. В то же время женское поведение формируется с учетом всех нюансов ситуации — в данном случае изменение размеров мяча заметно озадачивало сук.

Гибкость женского поведения, высокая способность женских особей приспосабливаться к меняющимся условиям существования, способность женщин делать одновременно несколько дел во многом определяются строением их центральной нервной системы. Анатомия и физиология женского мозга заметно отличаются от мужского. Это и большая, чем у мужчин, масса относительно массы тела, и большее количество межполушарных связей, и большее количество нейронов в речевых зонах коры больших полушарий. У женщин выше и скорость мозгового кровотока, и скорость метаболизма глюкозы в мозге. Но самое примечательное половое различие — в женском мозге значительно больше синаптических связей между нейронами, чем в мужском.

Эффективность работы любой системы определяется не количеством составляющих ее элементов, а количеством связей между элементами. Это общее кибернетическое правило справедливо и для головного мозга. В мозге новорожденного человека примерно в сто раз больше нейронов, чем у тридцатилетнего человека. А синапсов у новорожденного неизмеримо меньше. Сразу после рождения в центральной нервной системе начинаются два процесса: гибель нервных элементов и формирование новых синаптических связей. Новые синаптические связи — это новые знания и умения, а самое главное — способность их приобретать. И женские организмы имеют врожденное преимущество перед мужскими — большее количество синаптических связей и большую скорость их образования.

Синапсы важны не только как место контакта нейронов (см. рис.). Именно в синапсах сосредоточены почти все митохондрии нейронов — структуры, которые обеспечивают клетки энергией. Благодаря большему количеству синапсов женский мозг не только значительно пластичнее мужского, но и лучше снабжается энергией и, следовательно, лучше защищен от неблагоприятных изменений в окружающей среде.

s20150338 dostoinstvo2.jpg

Схема синапса, контакта между двумя нервными клетками

Причина этих различий между женским и мужским мозгом, как легко догадаться, в половых гормонах. Но критический фактор — не актуальный гормональный статус, а половые гормоны плода. У человека начиная со второго месяца внутриутробного развития, если это мужской плод, половые железы начинают продуцировать мужские половые гормоны. Под их влиянием происходит дифференцировка всего организма по мужскому типу. В частности, ЦНС, то есть мозг, приобретает мужские особенности, хотя, возможно, точнее было бы сказать — утрачивает женские. А у женского плода собственные гонады не производят половых гормонов. Под влиянием эстрадиола матери и в отсутствие мужских половых гормонов мозг развивается по женскому типу, для него характерна высокая плотность синаптических контактов.

В венском эксперименте с изменением размеров мяча существенным было то, что обнаруженные половые различия скорости реакции были такими же и для кастрированных животных. Это указывает на то, что не различный гормональный фон был причиной разницы в поведении кобелей и сук. Причина в разной организации ЦНС, которая сформировалась в эмбриональный период.

У взрослых женских особей женские половые гормоны продолжают стимулировать образование синапсов. У самок крыс обнаружено периодическое колебание плотности синапсов в гиппокампе, совпадающее с колебанием эстрадиола на протяжении эстрального цикла (аналога менструального цикла человека). На клетках гиппокампа меняется количество шипиков, на которых и образуются синаптические контакты, причем эти изменения соответствуют изменению содержания эстрадиола в гиппокампе (Kato A. et al., «Frontiers in Neural Circuits», 2013, 7, 149, doi: 10.3389/fncir.2013.00149). Более того, если в эксперименте самкам крыс вводили эстрадиол, а затем повреждали мозг, лишая его кислорода, то количество синапсов в гиппокампе восстанавливалось быстрее, чем у тех крыс, которым вводили другие гормоны (Takeuchi et al., «Brain Research», 2014, pii: S0006-8993(14)01563-7. doi: 10.1016/j.brainres.2014.11.016). Этот эффект показан только для самок крыс, но не для самцов.

Нужно сказать, что гиппокамп привлекает исследователей не только потому, что содержит крупные клетки, удобные для изучения. Это структура мозга млекопитающих связана с целым рядом важных функций: память, обучение, регуляция эндокринного стрессорного ответа. Кроме того, гиппокамп — это структура, необходимая для реакции затаивания. Животные с поврежденным гиппокампом утрачивают способность к пассивным формам обучения — когда нужно сидеть и ничего не делать, чтобы не получать удары током. Способность обучаться активному поведению — когда нужно бежать, чтобы избегать ударов током или получать пищу — сохраняется после разрушения гиппокампа и даже несколько улучшается. А вот сидеть спокойно, затаиваться такие животные уже не могут. Между тем реакция бегства и борьбы — далеко не всегда самая эффективная стратегия поведения (см. «Химию и жизнь», 2014, № 12).

Особенно полезна способность к затаиванию для женских особей. Ведь каждая из них важна для популяции, для вида в целом. Не случайно женские особи всегда осторожнее, чем мужские. У животных — и в дикой природе, и в условиях лабораторного эксперимента — самки менее склонны к активным формам взаимодействия с окружающей средой. У человека женщины-руководители предпочитают осторожные решения, тогда как мужчины-руководители — рискованные. Как отметила еще Карен Хорни, известный американский психолог и психоаналитик (1885—1952), стратегия женского поведения — минимизация возможного проигрыша, а стратегия мужского — максимизация возможного выигрыша. Большая часть мужских особей не выиграет — их съедят хищники или разорят конкуренты. Но это не скажется на росте популяции данного вида. А каждая самка и каждая женщина — это потенциальная мать, поэтому рисковать женским особям совершенно не следует; лучше посидеть, подумать, внимательно посмотреть, как будут развиваться события. И вот эта способность — не суетиться — пропорциональна синаптической плотности в гиппокампе, которая значительно выше у женских особей в сравнении с мужскими всех исследованных видов.

Пластичность поведения, как и любое свойство организма, не является абсолютным достоинством. Очевидно, что абсолютных достоинств, как и абсолютных недостатков, не существует. Любое адаптивное свойство живого организма, будучи гипертрофированным, становится качеством, которое снижает приспособленность особи. Чрезмерная пластичность поведения у человека приводит к тому, что обладатель такой особенности будет слишком подвержен влиянию других людей. И тут уж как повезет — хорошо, если его будут окружать порядочные люди...

«Стокгольмский синдром», при котором заложники начинают испытывать дружелюбие к захватившим их террористам и порой переходят на их сторону, характерен в большей степени для женщин. Женщины иногда и влюбляются в явных преступников, даже пренебрегая своими должностными обязанностями. В этом случае они видят в любимом не бандита и убийцу, а «настоящего мужчину, способного на поступок». Истории о женщинах-следователях, которые помогли подследственному бежать из тюрьмы, — не выдуманы. Женщина- шпион может предать, влюбившись во врага, мужчина — никогда. Среди жертв психических эпидемий, таких как средневековые ведьмы, или современные приверженцы различных культов, или участники финансовых пирамид, большинство составляют женщины. При парном безумии, la folie a deux, когда один человек приобретает акцентуированные черты личности другого, в подавляющем большинстве случаев женщина бывает реципиентом, а индуктором — мужчина.

Противоположное пластичности свойство — ригидность, стереотипность, свойственная поведению мужских особей, — также не является безусловным недостатком. Благодаря накопленным стереотипам поведения мы легко, не задумываясь, выполняем самые разные действия, от завязывания шнурков до поведения в сложных ситуациях при столкновении множества интересов. Главная трудность — выбрать наиболее адекватный ситуации стереотип.

Идеального человека, с сочетанием всех возможных положительных качеств психики и поведения, не существует. Но существует союз мужчины и женщины, который хорош тем, что женщина с ее пластичностью подсказывает мужчине, какой из многочисленных стереотипов его поведения стоит использовать в конкретном случае. И вот за это мужчины любят и ценят женщин! Ну и, конечно, за особенности женской анатомии и физиологии, которые порой доводят мужчин до экстаза.