«Химия и Жизнь», Март 2015

В номере:

Рузмайкин А.А.
  Проблемы и методы науки

Жаркие споры о том, считать ли глобальное потепление реальным природным явлением или всего лишь артефактом, возникшим из-за несовершенства численного моделирования, приостановились из-за непредсказанного изменения климата. Антропогенные выбросы газов, поглощающие тепло Земли и препятствующие излучению теплового потока Земли в космос, продолжаются, а температура расти перестала.

Приказюк Е.Г.
  Проблемы и методы науки

Изучая активность гена и изменения в его работе, чаще всего пользуются методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) и различными его модификация ми. Метод позволяет найти ген и сделать множество его копий. Однако прибор и реактивы для ПЦР дороги, а время, необходимое на реакцию, — около двух часов. В этой статье мы расскажем про аналог полимеразной реакции — LAMP (loop-mediated isothermal amplification), позволяющий провести то же исследование в десять раз быстрее, дешевле и, что крайне важно, более специфично.

Вопросы - ответы
Нам часто задают вопрос: чем обрабатывают место преступления, чтобы следы крови начали светиться? В детективных фильмах мы не раз видели, как криминалисты чем-то опрыскивают стены и пол, потом подносят ультрафиолетовую лампу и видят бледно-голубое свечение следов крови. Чем же они опрыскивают? И почему светится?  >>
  Вопросы - ответы
Да, знаменитый кевлар, представляющий собой параарамидное волокно (полипарафенилен-терефталамид), из которого сегодня делают бронежилеты во всем мире, изобрела Стефани Кволек (Stephanie Kwolek), американский химик.  >>
  Вопросы - ответы
Обычная губная помада содержит несколько сотен различных веществ. И все же можно выделить главные, которые составляют ее основу и структуру.  >>
  Вопросы - ответы

Сегодня выращивают около 300  сортов чеснока по всему миру, и больше всего (66%) чеснока производят в Китае. Каждый год 19 апреля в США, Канаде, Великобритании, Франции, Италии и Турции отмечают Национальный день чеснока.

Вопросы - ответы
Я не раз слышала историю о том, что на Западе в бассейны специально добавляют некие индикаторы, которые при взаимодействии с мочевиной дают окрашенное вещество.  >>
С самого рождения технологии работы с металлом — а случилось это примерно шесть тысяч лет тому назад — в руках кузнеца были два способа придать металлу нужную форму: ковка и литье. Поскольку идеальных технологий не бывает, оба способа имеют недостатки. А в 20-е годы XX века в руках мастеров оказался новый метод — порошковая металлургия. За прошедшие с тех пор сто лет порошковая металлургия не получила очень уж широкого распространения, но, несомненно, это один из символов современных высоких технологий, без которых серийное высокоточное производство механизмов трудно представить.
Воробьева О.Р.

В 1826 году талантливый инженер Петр Григорьевич Соболевский (1782—1841) при участии инженера-химика Василия Васильевича Любарского (1795—1852) впервые в мире разработал технологию получения ковкой платины и тем самым заложил основы порошковой металлургии, а Российская империя стала лидером по переработке платины.

Таллий: факты и фактики

Почему французский химик Жан Дюма прозвал таллий утконосом? Потому, что этот элемент обладает свойствами, которые кажутся такими же несовместимыми, как птичий клюв и четыре лапы.

Сможет ли цинк решить проблему бесплодия?
Барановская В.

Команде исследователей с помощью нового подхода удалось подробнее рассмотреть, как оплодотворенная яйцеклетка выбрасывает ионы цинка, — этот процесс необходим для ее превращения в эмбрион.

Новый взгляд на школьную реакцию
Барановская В.

Команда ученых из Чехии и Германии обнаружила в реакции щелочных металлов с водой, в том известном опыте, который демонстрируют на уроках химии, новые интересные детали.

Адамантан
Паевский А.
  О веществе по существу
В 1924 году в Инсбруке состоялся крупный конгресс естествоиспытателей. В числе прочих на нем выступил некий химик по фамилии Деккер с докладом «Пути синтеза алмаза». В этом докладе он рассматривал возможности синтеза углеводородов со структурой, подобной атомной решетке алмаза, и предсказывал, что молекулы со 100—200 атомами углерода будут уже сильно напоминать алмаз. Тут-то он и упомянул молекулу «декатерпена» С10Н16, несколько удивляясь тому, что она еще не синтезирована. Так впервые попал в поле зрения химиков еще гипотетический углеводород адамантан.
  Проблемы и методы науки

Множество  видов животных одомашнено людьми в разных местах земного шара и для разных целей. За тысячи лет каждый вид разветвился на множество пород, но, несмотря на поразительное разнообразие, все домашние млекопитающие, а также некоторые птицы и даже рыбы обладают наследственными особенностями внешности, физиологии и поведения, которые отсутствуют у диких предков.
  Проблемы и методы науки
Обезьяны бонобо - близкие родственники шимпанзе, но имеют некоторые особенности внешности и поведения. Весь комплекс этих признаков напоминает синдром доместикации, то есть множественные изменения внешности, физиологи и поведения, возникающие у животных при искусственном отборе против агрессивного поведения. Иными словами, бонобо отличаются от шимпанзе, как домашние животные от диких, что делает эти виды удобным объектом для проверки гипотезы самодоместикации.  >>
Кошки ходят и говорят
Помпоний Квадрат

Говорят, что коты и кошки ходят, где вздумается. Оно, может, и так, но, куда бы они ни пошли, всюду за ними наблюдает всевидящее око человека, а затем в печати появляются сообщения под бойкими заголовками типа «Тайная жизнь кошек». Однако собирают эту информацию ученые, а не корреспонденты желтой прессы, и предназначена она прежде всего лицам, принимающим решение о допустимой численности кошек на вверенной им территории.

Жуков Д.А.
  Проблемы и методы любви

Основной признак женского организма, выгодно отличающий его от мужского, — высокая пластичность, которая проявляется как на уровне физиологических процессов, так и на поведенческом уровне.

Духина Наталья

— Кто?! Уволю!

Начальник отдела сверлит нас глазами, лицо красное, гневное. А ведь уволит! Шайба угодила ему в грудь, когда он ступил на порог лаборатории. Мы дружно глядели в пол. Эх, не любит нас новый шеф...

Амнуэль П.Р.
Продолжая тему фильма «Интерстеллар» (см. «Химию и жизнь», 2015, № 2), мы рассматриваем вопрос, широко обсуждаемый в СМИ и соцсетях: правда ли, что в фильме полно ошибок, или его создатели сумели примирить законы жанра с законами физики? На этот вопрос отвечает астрофизик и писатель-фантаст Павел Амнуэль.
Прошлое и будущее - в тебе и во мне
Люди любят говорить: ах, как быстро все меняется… Быстро относительно чего? Прошлого? Можно ли сказать, что новый метод изготовления каменного топора менее революционен, чем выход в космос? Чтобы сказать о чем-то «быстро» или «медленно», нужен прибор, или хотя бы какой-то полугуманитарный метод сравнений, какая-то шкала, какой-то эталон.
Темные фантазии астрофизиков
Манилов Ф.
  Калькулятор

Массовые вымирания видов на планете Земля случаются с завидным постоянством каждые 30—40 млн.лет. И примерно с той же периодичностью на планету обрушиваются метеориты, оставляя гигантские кратеры, и происходят так называемые площадные извержения, весьма разрушительные. Как это объяснить? Действительно ли есть закономерность?

Беспартийный большевик
Михайлов К.Г.
Александр Федорович Котс (1880—1964) посвятил свою жизнь созданию и развитию знаменитого Дарвиновского музея в Москве. Идеям «профессора-общественника» А.Ф. Котса несказанно повезло — они пришлись ко времени и во многом удовлетворили идеологические потребности советской власти в области биологической науки, ведь дарвинизм — «подлинно научное мировоззрение» — всегда пользовался поддержкой и классиков, и эпигонов марксизма-ленинизма.
Если вы верите этимологическим словарям, то знайте: слово «мармелад» появилось у нас из французского языка в XVIII веке. Французское marmelade, в свою очередь, происходит от испанского marmelada, образованного от marmelo — «айва».  >>
Рэйн Ольга

— Мама, мама, папа мне смешал кокопопсы с колечками, — жалобно говорит Хлоя, выбегая из комнаты со своей желтой миской-динозавром.

— Минутку, — произношу я, отхлебывая чай, растягивая ногу и не отрывая взгляда от страницы новостей на стекле кухонного шкафа.

— Ну, мама, — стонет Хлоя. — Пожалуйста! Мультик на паузу не поставили, там сейчас инопланетяне высаживаются.

Неизвестный Лем