«Химия и Жизнь», Март 2015

В номере:

Климат: глобальное и экстремальное
А.А. Рузмайкин
Жаркие споры о том, считать ли глобальное потепление реальным природным явлением или всего лишь артефактом, возникшим из-за несовершенства численного моделирования, приостановились из-за непредсказанного изменения климата. Антропогенные выбросы газов, поглощающие тепло Земли и препятствующие излучению теплового потока Земли в космос, продолжаются, а температура расти перестала.
Волшебная LAMPа
Е.Г. Приказюк
Изучая активность гена и изменения в его работе, чаще всего пользуются методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) и различными его модификация ми. Метод позволяет найти ген и сделать множество его копий. Однако прибор и реактивы для ПЦР дороги, а время, необходимое на реакцию, — около двух часов. В этой статье мы расскажем про аналог полимеразной реакции — LAMP (loop-mediated isothermal amplification), позволяющий провести то же исследование в десять раз быстрее, дешевле и, что крайне важно, более специфично.
Кевлар изобрела женщина?
Вопросы - ответы
Да, знаменитый кевлар, представляющий собой параарамидное волокно (полипарафенилен-терефталамид), из которого сегодня делают бронежилеты во всем мире, изобрела Стефани Кволек (Stephanie Kwolek), американский химик.
Почему кровь на месте преступления светится?
Вопросы - ответы
Нам часто задают вопрос: чем обрабатывают место преступления, чтобы следы крови начали светиться? В детективных фильмах мы не раз видели, как криминалисты чем-то опрыскивают стены и пол, потом подносят ультрафиолетовую лампу и видят бледно-голубое свечение следов крови. Чем же они опрыскивают? И почему светится?
Из чего делают губную помаду?
Вопросы - ответы
Обычная губная помада содержит несколько сотен различных веществ. И все же можно выделить главные, которые составляют ее основу и структуру.
Добавляют ли индикаторы мочи в бассейны?
Вопросы - ответы
Я не раз слышала историю о том, что на Западе в бассейны специально добавляют некие индикаторы, которые при взаимодействии с мочевиной дают окрашенное вещество.
Чем пахнет от человека, наевшегося чеснока?
Вопросы - ответы
Чесночный запах появляется только после того, как мы нарежем его зубчики. Нож разрушает клетки, из вакуолей высвобождается фермент аллициназа и соприкасается с веществом под на званием аллиин, находящемся в цитоплазме. В результате взаимодействия образуется аллицин. Им и пахнет нарезанный чеснок.
Монолит из порошка
Полуоткрытая статья
С самого рождения технологии работы с металлом — а случилось это примерно шесть тысяч лет тому назад — в руках кузнеца были два способа придать металлу нужную форму: ковка и литье. Поскольку идеальных технологий не бывает, оба способа имеют недостатки. А в 20-е годы XX века в руках мастеров оказался новый метод — порошковая металлургия. За прошедшие с тех пор сто лет порошковая металлургия не получила очень уж широкого распространения, но, несомненно, это один из символов современных высоких технологий, без которых серийное высокоточное производство механизмов трудно представить.
Тайна белого металла
О.В. Воробьева
В 1826 году талантливый инженер Петр Григорьевич Соболевский (1782—1841) при участии инженера-химика Василия Васильевича Любарского (1795—1852) впервые в мире разработал технологию получения ковкой платины и тем самым заложил основы порошковой металлургии, а Российская империя стала лидером по переработке платины.
Таллий: факты и фактики
Почему французский химик Жан Дюма прозвал таллий утконосом? Как был открыт таллий? Как добывают таллий? Каким было первое применение таллия? В каких растениях накаливается таллий? Каково основное применение таллия? Чем замечательны соединения таллия? Каковы перспективные применения таллия? Как таллий применяют в медицине? Зачем таллий нужен квантовым химикам?
Новый взгляд на школьную реакцию
В. Барановская
Команда ученых из Чехии и Германии обнаружила в реакции щелочных металлов с водой, в том известном опыте, который демонстрируют на уроках химии, новые интересные детали.
Сможет ли цинк решить проблему бесплодия?
В. Барановская
Команде исследователей с помощью нового подхода удалось подробнее рассмотреть, как оплодотворенная яйцеклетка выбрасывает ионы цинка, — этот процесс необходим для ее превращения в эмбрион.
Адамантан
О веществе по существу
А. Паевский
В 1924 году в Инсбруке состоялся крупный конгресс естествоиспытателей. В числе прочих на нем выступил некий химик по фамилии Деккер с докладом «Пути синтеза алмаза». В этом докладе он рассматривал возможности синтеза углеводородов со структурой, подобной атомной решетке алмаза, и предсказывал, что молекулы со 100—200 атомами углерода будут уже сильно напоминать алмаз. Тут-то он и упомянул молекулу «декатерпена» С10Н16, несколько удивляясь тому, что она еще не синтезирована. Так впервые попал в поле зрения химиков еще гипотетический углеводород адамантан.
Синдром хорошего поведения
Проблемы и методы науки
Множество видов животных одомашнено людьми в разных местах земного шара и для разных целей. За тысячи лет каждый вид разветвился на множество пород, но, несмотря на поразительное разнообразие, все домашние млекопитающие, а также некоторые птицы и даже рыбы обладают наследственными особенностями внешности, физиологии и поведения, которые отсутствуют у диких предков.
Дикое, но домашнее
Проблемы и методы науки
Обезьяны бонобо - близкие родственники шимпанзе, но имеют некоторые особенности внешности и поведения. Весь комплекс этих признаков напоминает синдром доместикации, то есть множественные изменения внешности, физиологи и поведения, возникающие у животных при искусственном отборе против агрессивного поведения. Иными словами, бонобо отличаются от шимпанзе, как домашние животные от диких, что делает эти виды удобным объектом для проверки гипотезы самодоместикации.
Кошки ходят и говорят
Помпоний Квадрат
Говорят, что коты и кошки ходят, где вздумается. Оно, может, и так, но, куда бы они ни пошли, всюду за ними наблюдает всевидящее око человека, а затем в печати появляются сообщения под бойкими заголовками типа «Тайная жизнь кошек». Однако собирают эту информацию ученые, а не корреспонденты желтой прессы, и предназначена она прежде всего лицам, принимающим решение о допустимой численности кошек на вверенной им территории.
Главное женское достоинство
Проблемы и методы любви
Д.А. Жуков
Основной признак женского организма, выгодно отличающий его от мужского, — высокая пластичность, которая проявляется как на уровне физиологических процессов, так и на поведенческом уровне.
Шайбу!
Наталья Духина
— Кто?! Уволю! Начальник отдела сверлит нас глазами, лицо красное, гневное. А ведь уволит! Шайба угодила ему в грудь, когда он ступил на порог лаборатории. Мы дружно глядели в пол. Эх, не любит нас новый шеф...
Черная дыра в кинематографе
Павел Амнуэль
Продолжая тему фильма «Интерстеллар» (см. «Химию и жизнь» 2015 №2), мы рассматриваем вопрос, широко обсуждаемый в СМИ и соцсетях: правда ли, что в фильме полно ошибок, или его создатели сумели примирить законы жанра с законами физики? На этот вопрос отвечает астрофизик и писатель-фантаст Павел Амнуэль.
Прошлое и будущее — в тебе и во мне
Л. Хатуль
Люди любят говорить: ах, как быстро все меняется… Быстро относительно чего? Прошлого? Можно ли сказать, что новый метод изготовления каменного топора менее революционен, чем выход в космос? Чтобы сказать о чем-то «быстро» или «медленно», нужен прибор, или хотя бы какой-то полугуманитарный метод сравнений, какая-то шкала, какой-то эталон.
Темные фантазии астрофизиков
Калькулятор
Ф. Манилов
Массовые вымирания видов на планете Земля случаются с завидным постоянством каждые 30—40 млн.лет. И примерно с той же периодичностью на планету обрушиваются метеориты, оставляя гигантские кратеры, и происходят так называемые площадные извержения, весьма разрушительные. Как это объяснить? Действительно ли есть закономерность?
Беспартийный большевик
К.Г. Михайлов
Александр Федорович Котс (1880—1964) посвятил свою жизнь созданию и развитию знаменитого Дарвиновского музея в Москве. Идеям «профессора-общественника» А.Ф. Котса несказанно повезло — они пришлись ко времени и во многом удовлетворили идеологические потребности советской власти в области биологической науки, ведь дарвинизм — «подлинно научное мировоззрение» — всегда пользовался поддержкой и классиков, и эпигонов марксизма-ленинизма.
Мармелад
Если вы верите этимологическим словарям, то знайте: слово «мармелад» появилось у нас из французского языка в XVIII веке. Французское marmelade, в свою очередь, происходит от испанского marmelada, образованного от marmelo — «айва».
Один день Гермионы Рен
Ольга Рэйн
— Мама, мама, папа мне смешал кокопопсы с колечками, — жалобно говорит Хлоя, выбегая из комнаты со своей желтой миской-динозавром.
— Минутку, — произношу я, отхлебывая чай, растягивая ногу и не отрывая взгляда от страницы новостей на стекле кухонного шкафа...
Гармония из хаоса. Вопрос
Неизвестный Лем
В последние годы размножились гипотетические концепции, пытающиеся охватить и понять совокупность всего, что существует, а именно космос.