«Химия и Жизнь», Июнь 2015

В номере:

Клещенко Е.
  События

Случилось то, что должно было случиться. Китайские ученые сообщили о редактировании генома человеческого эмбриона. Сразу успокоим читателей: команда исследователей под руководством Цзюньцзю Хуана (Junjiu Huang) из Университета Сунь Ятсена в Гуанчжоу проводила опыты на нежизнеспособных эмбрионах, которые они получили из клиники репродуктивного здоровья. Все этические аспекты — наличие информированного согласия от доноров эмбрионов, соответствие Хельсинкской декларации об этике медицинских исследований человека, китайскому законодательству и т. д. — перед публикацией были тщательно проверены.  >>
Атомные массы меняются?!
Два знака препинания в заголовке не случайны. Вопросительный означает, что атомная масса — это физическая (или, если угодно, химическая) константа, величина неизменная. С чего бы ей меняться? Восклицательный означает, что на самом деле атомные массы химических элементов, которые указываются в таблицах (в том числе на знакомых всем периодических таблицах) время от времени изменяются.

Лес — сложный объект. С одной стороны, он — базовый элемент глобальной экосистемы, обеспечивающий стабильность множества растений и животных, включая человека. Такой элемент лучше не трогать, а предоставить ему жить по своим законам. А с другой стороны, лес — это источник ресурсов, как пищевых, так и технологических, поэтому он подлежит хозяйственному освоению.
Сукачев В.Н.

По поводу того, какова нормальная судьба леса, впрочем, как и любого другого крупного растительного сообщества, называемого фитоценозом, или, шире, биогеоценозом, есть несколько сильно различающиеся точки зрения, дискуссии о которых проходили в первой трети XX века. Вот как об этом рассказывал академик АН СССР В.Н.Сукачев во время дискуссии в Ботаническом институте АН СССР «Что такое фитоценоз?» 23 марта 1934 года.

Для хозяйственников, которые рассматривают лес как источник древесины, важно, чтобы деревья росли быстро. Не удовлетворяясь подбором быстрорастущих пород и селекцией, специалисты предлагают несколько вариантов генетической модификации, ускоряющей рост деревьев. Работать они предпочитают с разными видами тополей, поскольку эти деревья быстро растут и легко поддаются генетической трансформации.

Вопросы - ответы
Да, известны случаи, когда пациенты при МРТ-обследовании жаловались на неприятные ощущения, а иногда и на сильное жжение и боль в области татуировки. Что же происходит с татуировкой в томографе? Чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться, какими красками выполнены рисунки на коже.  >>
  Вопросы - ответы
Опасен ли триклозан для нашего здоровья? С точки зрения предложенного механизма его действия — нет. Между тем сегодня Интернет пестрит сообщениями о независимых исследованиях, утверждающих, что триклозан вреден и для окружающей среды, и для человека.  >>
  Вопросы - ответы
В последнее время этот вопрос задают часто, поскольку в магазинах продавцы рекламируют носки, футболки, поло и рубашки, сделанные из хлопка, обработанного по «новой технологии». Но в технологии мерсеризации на самом деле нет ничего нового. Она появилась 170 лет назад стараниями британского химика Джона Мерсера.  >>
  Вопросы - ответы

В ионизационных детекторах дыма, которые были созданы в 70-х годах прошлого века, действительно установлен источник ионизирующего излучения — крошечное количество америция-241 (доли микрограмма). Он размещен в специальной камере внутри устройства, которое устанавливают в помещениях на потолках. Собственно, эта камера — сердце детектора, потому что в нем происходит распознавание дыма.

Вопросы - ответы
У нашего журнала есть друзья – Лаборатория научного искусства SAVE, которую создали художник Юлия Боровая и кандидат химических наук Эдуард Рахманов при химическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова. Лаборатория занимается не только художественными проектами в области Science Art. В этом году команда SAVE придумала, разработала и начала выпускать настольные светильники «Пульсар.  >>
Хуторецкий М.В.
В американской химической индустрии занято почти 800 тысяч человек со средней годовой зарплатой 88,8 тысяч долларов, что на 45% больше, чем в среднем по стране (www.americanchemistry.com). Из них 33,5 тысячи — это инженеры.

После прочтения статьи «Американские инженеры-химики — в цене» невольно возникает вопрос: а как обстоят дела у нас?

Кашпур Валерий
Своего очередного клиента Джед заприметил по наклейке в виде ленточки на бампере его машины: «Я поддерживаю наши войска». В работе коммивояжера очень важно уловить слабую струнку потенциального потребителя, на которой можно сыграть при первом контакте.  >>
Многие физики могли открыть «рентгеновы лучи» — порчу пластинок, которые имели несчастье лежать не там, где надо, видели и Никола Тесла, и Уильям Крукс, и Генрих Герц, и Филипп Ленард. Но никто не спросил себя: а почему они засвечиваются, если катодные лучи до них добраться никак не могут?
Окончание. Начало в № 5.
Рентгеновское излучение — это электромагнитные волны, как и обычный свет. Со светом работают, преломляя, отражая, поглощая, рассеивая и другими методами. Скажем, линзы и призмы — это прежде всего преломление. С рентгеном так не выйдет — он хорошо поглощается и плохо преломляется. Однако оказывается, что если ограничиваться элементами с атомными малыми атомными номерами до 12–14 и исхитриться сделать линзу с радиусом кривизны один микрон и менее, то рентгеновское излучение можно сфокусировать.
Демидова С.И.
Один из основных источников информации о составе космического вещества Солнечной системы — метеориты. Среди них есть редкие гости с Луны и Марса. О том, как их обнаружили, как их распознать и о многом другом пойдет речь в этой статье.

Время приема пищи определяют многие факторы: доступность еды, чувство голода, социальные привычки, удобство, наконец. Но пищу нельзя вкушать, руководствуясь исключительно желанием и возможностью, потому что время трапезы влияет на множество физиологических процессов, в том числе на сон и бодрствование, метаболизм, производительность и внимание. Более того, питание, правильно скоординированное с циркадными (околосуточными) ритмами организма, может предотвратить ожирение и другие метаболические расстройства.

Лебедев В.П.

Во все времена люди задавались вопросом о свободе воли человека. Кто-то из мыслителей считал, что люди принимают решения самостоятельно; другие утверждали, что все в мире предопределено, а воля человека — это иллюзия. Современные исследования мозга человека и его поведения вернули старому спору актуальность.

В январе 2002 года, погружаясь в подводном аппарате на дно калифорнийского залива Монтрей, сотрудники Исследовательского института при океанариуме Монтрей Бей увидели на глубине 2891 м множество маленьких красных щупалец, трепещущих над костями серого кита. Так был открыт новый род многощетинковых червей, получивший название Osedax — поедающий кости.
Жуков Д.А.
Экскременты — продукты метаболизма, выделяемые во внешнюю среду, — неотъемлемый признак гетеротрофных организмов (то есть таких, которые усваивают питательные вещества других организмов, в отличие от автотрофов, которые никого не едят, а производят органические вещества из неорганических, например, с помощью фотосинтеза). Это не только фекалии и моча, но также экскреты кожных желез и желез слизистой оболочки, которые попадают во внешнюю среду.  >>
Любарский Г.Ю.

«Рельеф сильно расчленен: острые гребни, глубокие темные овраги, словно Кавказский хребет в миниатюре... Главной же достопримечательностью, давшей и название горам, были скопления древесных стволов, встречавшиеся, судя по описаниям, на их склонах. Эти древесные остатки предшественники Толля посчитали скоплениями современного плавника, который в те времена именовали «ноевщиной», по имени библейского Ноя, а происхождение их связывали со всемирным потопом.»

Сахарин и аспартам
Паевский А.
  О веществе по существу
Первый синтетический заменитель сахара открыл немецкий химик Константин Фальберг, родившийся в российском Тамбове и работавший в американском Университете Джона Хопкинса еще в 1879 году. Двадцатидевятилетний Фальберг изучал производные битума в лаборатории профессора Айры Ремсена и случайно синтезировал орто-сульфобензимид, натриевую соль которого пять лет спустя запатентовал как сахарин. Он оказался в сотни раз слаще сахара, и практически целый век сахарин был главным заменителем сладкого.
Цикорий встречается в Евразии и Северной Африке, завезен и в Америку. Известно около десяти его видов, из которых культивируют два: обыкновенный и салатный, или эндивий.  >>