«Химия и Жизнь», Июнь 2014

В номере:

Соколов Д.Д., Степанов Р.А., Фрик П.Г.
  Проблемы и методы науки
Астрономы установили, что очень многие небесные тела, например Солнце или наша галактика — Млечный Путь, являются гигантскими магнитами, причем размеры магнитного поля сравнимы с размерами самого небесного тела. Вещество, из которого состоит Солнце — солнечная плазма, — очень горячее, а межзвездный газ в Млечном Пути очень разреженный. Поэтому магнитное поле в них связано не с упорядочиванием спинов, как в ферромагнетиках, а с процессами, принадлежащими к области классической физики.
История прорыва
Книга существенно отличается от большей части издаваемого с этикеткой «научпоп». Например, утверждением: «Приступая к книге, автор решил не обманывать себя: написать о данном предмете так, чтобы все всё поняли, невозможно, тем более, что и сам он понимает не всё».
Новая ветвь на древе органической химии
Левицкий М.М.
  Проблемы и методы науки
В органической химии особенно трудно придумать что-то принципиально новое. Но иногда бывают редкие удачи. В марте 2014 года самый престижный химический журнал «Аngewandte Chemie» опубликовал работу сотрудника ИНЭОСа РАН кандидата химиче- ских наук Д.А.Чусова, которая описывает принципиально новый класс реакций. Это заметное явление в органической химии.
Соединяющие и разводные мостики
Левицкий М.М.
Книга постоянного автора «Химии и жизни» М.М.Левицкого «Добро пожаловать в химию!» вышла в издательстве «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013. Адресована она в первую очередь начинающим любителям химии, тем, кто хотел бы узнать о ней больше, но боится «сложных формул». Книга убедительно доказывает, что химия — это и не скучно, и не так уж непостижимо. Хотя тому, кто заинтересуется всерьез, читать учебники и разбираться в формулах все равно придется.
Химическая грелка

Многие химические реакции идут с выделением теплоты, иногда значительной. Такие реакции называются экзотермическими. Самая известная и широко используемая уже 1,5 миллиона лет экзотермическая реакция — горение. Каждый может вспомнить множество примеров ее применения — от обогрева помещения дровами до ракетных двигателей. Другие применения экзотермических реакций более редки, и их примером могут послужить химические грелки.

Иод: факты и фактики
Шихман С.М.
Сегодня ежегодное потребление иода в мире огромно — 25 тысяч тонн! Он сам или его соединения могут быть лекарством, радиоактивным веществом, добавкой для увеличения срока службы подшипников и компонентом изделий радиоэлектроники, катализатором, помощником криминалиста, реагентом, способным вызвать дождь, и многим другим.
Кизильштейн Л.Я.

Как правило, палеонтологические справочники украшены фотографиями минеральных остатков ископаемых организмов — раковин, скелетов. Гораздо реже встречаются замещенные минеральным веществом мягкие ткани. Именно в подобном случае облик и микроскопическая структура, а иногда и следы биохимического состава этих недолговечных объектов могут сохраняться многие миллионы лет.

Судьба "Золотого человека"
История «Золотого человека» из Фалуна занимает умы исследователей не одно столетие, однако за это время она обросла множеством загадок и мифов, к чему приложили руку и журналисты, и поэты, и популяризаторы науки.
Превращение начинается...
Палеонтологи не то чтобы часто, однако находят окаменевшие мягкие ткани животных. Как же они превращаются в камень? Ведь из общих соображений следует, что полностью органические ткани должны разложиться и исчезнуть практически без следа, в отличие, например, от костей, состоящих главным образом из минерального вещества. Причин тут несколько. Во-первых, после гибели организма в клетках включаются процессы автолиза — ферментативного разрушения биомолекул. Во-вторых, в этом процессе активно участвует кислород, окисляя все, что не разрушат ферменты. В-третьих, имеется немало желающих употребить органику в пищу. Первые два процесса могут быть подавлены, если доступ кислорода к останкам затруднен: тогда не будет ни лизиса, ни окисления. А третий фактор, как ни удивительно, может стать помощником палеонтологов.
Ласточки в люстре
Каабак Л.В.
Говорят, что ласточки выбирают место для гнезда только рядом с очень добрыми людьми.
Глаголев М.В.

В 2012—2013 годы журнал «Вестник Московского государственного областного университета» опубликовал несколько статей одной и той же авторской группы, которая предложила оригинальную гипотезу о самовозгорании болотных газов как причине пожаров.  За разъяснениями мы обратились к главному редактору журнала «Динамика окружающей среды и глобальные изменения климата», кандидату биологических наук М.В.Глаголеву и получили исчерпывающий ответ, который и предлагаем вниманию читателей.

Любарский Г.Ю.
  Проблемы и методы науки
Муравьи регулярно обманывают исследователей. Люди находят у них сложнейшие типы интеллектуального поведения — и каждый раз оказывается, что муравьи используют очень простые остроумные решения, чтобы обеспечить сложное поведение. Муравьи учат исследователей не принимать за интеллект то, что им не является, но внешне выглядит как интеллект.
Жуков Д.А.
Биологические преимущества разделения на два пола не ограничиваются рекомбинацией генетического материала в процессе мейоза. О биологическом смысле существования особей мужских и женских «Химия и жизнь» писала не раз. В этой статье говорится об еще одной важной функции разделения людей на мужчин и женщин.

Шлейф павлина представляет собой классический пример действия полового отбора. Принято считать, что состояние перьев — один из критериев, по которому самка может при мимолетном знакомстве оценить достоинства самца. На поддержание своего оперения в достойном виде павлин тратит почти 15% времени. Прихорашиваясь, он не кормится и не следит за окрестностями, а ведь потеря бдительности может стоить птице жизни. И раз уж павлин позволяет себе такие траты, раз он нашел в себе силы не только вырастить большие и красивые перья, но и сохранить их, несмотря на угрозу со стороны хищников, значит, он здоров, силен, осторожен и наследственность у него превосходная!

Аникин Владимир
Дядюшка Баттер выдумал такие игры в незапамятные времена. Проложил по Звездному Дворцу маршруты, которые предлагалось одолеть юному наследнику Великой Звездной Империи. Пробегать их надо было с прыжками, кувырками, прихлопами. Мадул с детства полюбил эту беготню и продолжал с увлечением играть в нее. Благо и дядюшка, и бабушка все еще потакали этим его шалостям.  >>
Трижды настоящий герой
Сляднева А.

Каждый май страна празднует День Победы. Пышные торжества, речи, парады, салюты, и забываются ужасы войны, забываются люди, которым мы обязаны. Сегодня, 9 мая, в День Победы, я пишу этот текст, чтобы напомнить тем, кто забыл, и рассказать тем, кому не рассказали, о военных подвигах ученого-генетика, академика Иосифа Абрамовича Рапопорта.

Тумаркин В.И.

«ОБД "Мемориал" — это что?.. А-а, я там был, нашел своего деда!» Удивительный эффект эпохи Интернета: сами не помним, как называется то, чем мы пользуемся. А если и помним, то не знаем, как оно создавалось и как работает. К годовщине начала Великой Отечественной войны мы предлагаем читателям рассказ о банке данных, где в свободном доступе находятся сведения о погибших и пропавших без вести воинах (http:// www.obd-memorial.ru).

Культивировать петрушку начали в Средиземноморье, где она росла на каменистых местах. Латинское родовое название petroselinum произошло от греческого petroselinon, то есть «горный сельдерей». Это название модифицировалось в разных языках, и в русском стало петрушкой. Первые дошедшие до нас описания петрушки относятся к IV веку до нашей эры. Культура оказалась устойчивой к холодам, постепенно распространялась по Европе и странам Востока, к XVI веку добралась до островов Британии и Сардинии, а столетие спустя оказалась в Америке.  >>
Голдин Ина

Шивон ошиблась. Голос канадки она услышала, когда «Гринберг» возвращался с Зены-2 — в записи связиста, поймавшего «мэйдей». Потом голос умолк, и остался только вонзающийся в уши сигнал бедствия.

В конференц-зале «Гринберга» их собралось шестеро: капитан, связист, Брейтуэйт, Марша Форман и они с Лораном — как старшие специалисты. Для проформы, думала Шивон. Вряд ли кто-то на самом деле собирается с ними советоваться. Лингвистов и на первую палубу обычно не пускали, место им на учебном ярусе и в пассажирских боксах.

Капитан бы и у Брейтуэйта мнения не спрашивал, будь его воля.

— Мы исследовательский корабль, — говорил ответственный за миссию. — Не патруль и не медики.

— Это сигнал бедствия, полковник Брейтуэйт. Вы забыли законы Дальнолета?

Прогулки по истории химии
Женева, 1955 год, Международная конференция по мирному использованию атомной энергии. Очередной докладчик выходит на трибуну с чемоданом, вынимает из него старую обувь и сообщает, что ее носил житель Северной Америки 9500 лет назад. Затем достает обломок деревянного весла и говорит, что оно изготовлено в Древнем Египте 3000 лет назад. Докладчик — американский физикохимик Фрэнк Уиллард Либби, будущий нобелевский лауреат.  >>

06.11.2018 15:40:00

…«Science» опубликовал шесть статей, посвященных финальному этапу исследования Сатурна автоматической межпланетной станцией Кассини…

…в Японии, возможно, будет разрешено редактирование генов человеческих эмбрионов в исследовательских целях...

…британские ученые с помощью CRISPR-Cas9 ввели в геном малярийного комара Anopheles gambiae мутацию, которая делает самок бесплодными при сохранении плодовитости самцов; такая мутация может полностью уничтожить вид…

31.10.2018 18:00:00

Государство придумало способ борьбы за чистоту природы – экологические штрафы. Например, в США за период 2000—2015 годы средний размер штрафа составил 204 млн долларов. Как же компания может снизить такую нагрузку? Для этого нужно увеличить число женщин в составе руководящего органа.

29.10.2018 17:00:00

Современный потребительский рынок перекошен действиями маркетологов, и они придумали очень интересные методы для обхода законов. С помощью методов, которым их научили в современных школах бизнеса, они создают ложные рыночные ценности.