«Химия и Жизнь», Февраль 2014

В номере:

Вибе Д.З.
  Проблемы и методы науки
Космос в популярном сознании представляется царством холода и пустоты (помните песню: «Здесь холод космический, цвет неба иной»?). Однако примерно с середины XIX века исследователи стали понимать, что пространство между звездами по крайней мере не пусто. Наглядный признак существования межзвездного вещества — так называемые темные облака, бесформенные черные пятна, особенно хорошо различимые на светлой полосе Млечного Пути. В XVIII—XIX веках полагали, что это реальные «дырки» в распределении звезд, однако к 1920-м годам сложилось мнение: пятна выдают присутствие колоссальных облаков межзвездной пыли, которые мешают нам видеть свет расположенных за ними звезд.
Пронин В.А., Клименко Е.П., Пронина М.В.
Около 85% извлекаемых из недр Земли алмазов непригодны к применению в ювелирном деле, но благодаря их абсолютной твердости, максимальной среди природных материалов, они используются для технических целей. К техническим алмазам относится борт — неправильные кристаллы, сростки; карбонадо, или черные алмазы, — мелкозернистые и пористые агрегаты черного и серого цветов; конго — алмазная мелочь, которая годится только на абразивы.
Не счесть алмазов...
Корнилов М.Ю.
Не так давно, в 2007 году, группа геологов из Мюнстера (Германия) и Бентли (Австралия) нашла алмазы в образцах циркона из западно-австралийских гор  Джек-Хиллс. Об этих цирконах, - возможно, древнейших известных минералах, - "Химия и жизнь" уже писала. в марте 2013 года. Их возраст - не менее 4,3 млрд лет, а соотношение изотопов кислорода в силикате циркония, из которого они состоят, указывает на то, что они формировались в присутствии воды. Отсюда можно сделать вывод, что гидросфера Земли возникла почти одновременно с самой Землей.
  Проблемы и методы науки

Откуда берется снег? Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден: из снеговой тучи, механизм же ее образования известен очень давно.Увы, эта умозрительная картина весьма далека от реальности и совершенно не устраивает физиков, метеорологов и прежде всего климатологов.

Береговая линия Великобритании бесконечна
  Вопросы - ответы

Известный кристаллограф Р.В. Галиулин в своем эссе для школьников «Устный счет» писал, что фракталы привлекают всех — от художников до ученых. Первых — буйством форм, вторых — возможностью увидеть решения нелинейных уравнений, которые редко когда удается решить обычными методами. Ученые до сих пор не договорились, что считать фракталами. И это очень хорошо, так как каждое такое соглашение оставляло бы за бортом очень много интересных случаев. Один из классических примеров фрактала – это береговая линия в момент максимального отлива.

Ответственный курьер. Хиральные взрывы
Бобылев Р.А.

Марион Гринда и ее коллеги из университета Пуатье во Франции (Marion Grinda et al, «Organic & Biomolecular Chemistry», 2013,11, 7129-7133, doi: 10.1039/C3OB41536H) разработали молекулярное устройство, доставляющее противораковый препарат непосредственно к злокачественной опухоли. Это изобретение сводит к минимуму побочные эффекты, которые подрывают здоровье больного, получающего химиотерапию.

Филипп Хервиг с коллегами предложили новый метод идентификации стереоизомерных органических молекул (Philipp Herwig et al, «Science», 2013, 342, 1084, doi: 10.1126/science.1246549). Он основан на самом простом правиле электростатики: одноименные заряды отталкиваются друг от друга. Правда, для этого нужно взорвать исследуемую молекулу.

Астат: факты и фактики

Сколько астата на Земле? Фактически нисколько. У астата нет стабильных изотопов, а самый долгоживущий At210 имеет период полураспада 8,3 часа. Поэтому астат, образующийся при радиоактивном распаде, накопиться не может, и его количество в земной коре оценивают с большим разбросом — от сотен миллиграммов до 30 граммов. Естественно, столь редкий элемент никто из природных источников не извлекает, весь астат, который имеется в распоряжении человечества, получен искусственно, на ускорителях частиц.

Дуров Алексей
Генерал смотрел, как суетятся подчиненные — приспосабливают мирные ноутбуки вместо отказавших военных компьютеров. Неужели не понимают, насколько это бессмысленно? А еще ученые!  >>
Цымбаревич И.В.

«Ласковым убийцей» гепатит С называют не зря. Во время острой фазы, которая длится около полугода, у большинства инфицированных не проявляется никаких симптомов. При этом часть инфицированных смогут избавиться от вируса самостоятельно, у остальных гепатит С перейдет в хроническую стадию. Хроническое состояние также бессимптомно, пока не станут заметны явные повреждения в печени. В итоге болезнь обнаруживают, когда пациент страдает от цирроза, рака печени или полного отказа органа. Препарат миравирсен, основанный на ингибировании вирусной микроРНК, способен помочь примерно четырем из девяти пациентов, а это отличный результат.

Уже в древности люди использовали стимуляторы, чтобы повысить физическую работоспособность. Древнегреческие атлеты перед соревнованиями ели чеснок, сушеные фиги, семена кунжута, употребляли некоторые виды психотропных грибов.  Гонцы в империи инков жевали листья коки, и это позволяло им бежать целыми сутками. В XX веке стали использовать морфий, анаболические стероиды, амфетамины и многие другие сильнодействующие препараты. Хочется надеяться, что пик применения этой «тяжелой артиллерии» уже позади — антидопинговые правила в спорте становятся с каждым годом все строже, а спортсмены — грамотней. За последние двадцать лет стали популярными лекарственные травы, ведь спортсменам надо как-то справляться с огромными нагрузками и при этом давать результаты. Ученые же пытаются разобраться, насколько они эффективны.

Стой! Опасная зона: работа мозга

Исследователи из Нидерландов пытаются «отредактировать» память. Теперь фокусировку на мыслях о неприятном или даже трагическом событии можно снизить при помощи электроконвульсивной терапии (ЭКТ), или электрошока. Еще в1968 году психолог Дональд Льюис с соавторами исследовали воздействие шокотерапии на мозг животных. Сегодня с помощью ЭКТ лечат тяжелые депрессии.

Бондарев А.А.
  Еда по-научному

Даже зная о съедобности продукта, иногда трудно смириться с его неприятным запахом. Хотя в нашем контексте лучше пока называть его не неприятным, а «спорным». Ведь это вопрос: всегда ли и всем неприятны такие запахи или они просто требуют чуть более длительного и подробного знакомства, чтобы понравиться?

Изучать общества с развитой письменностью гораздо легче, чем бесписьменные. Но когда расшифрованы все знаки и прочитаны все доступные тексты, оказывается, что информации в них явно недостаточно. И тогда исследователи вынуждены прибегать к помощи точных и естественных наук, и хорошо, если есть такая возможность. В полной мере все сказанное относится к мумиям Древнего Египта. Их миллионы, изучены-переизучены, но о технологии их изготовления известно далеко не все.  А ведь эти недостающие подробности позволили бы нам судить об уровне знаний древних египтян, о веществах, которые были им доступны, о целях, с которыми их употребляли, и о многом другом.
Огонькова Е.В.
  Образование

Не утихают споры об объективности ЕГЭ, о корректности вопросов, о влиянии на образование в целом; в общем, проблема ЕГЭ будоражит умы даже тех людей, которые далеки от образования и знают об этом чуде лишь из прессы или по рассказам. Значимость проблемы столь велика, что «разобраться с ЕГЭ» пообещал В.В.Путин, коммунисты внесли в Госдуму законопроект о добровольной сдаче ЕГЭ, вовсе упразднить ЕГЭ предлагал кандидат в президенты С.М.Миронов. Абсурдные формулировки и забавные ответы цитируются преподавателями и экспертами. Между тем школьники и преподаватели вынуждены приспосабливаться к такому единому госэкзамену, какой у нас есть.

Студент восходит на борт
  Наука и общество

Истина не новая, хотя для многих еще непривычная: а учиться-то можно не только на родине. И вот школьник или студент задумывается, не лучше ли там, где его нет. Дешевле, теплее, веселее, без экзаменов, подальше от родителей... впрочем, за школьника родители и решают, и они уж наверняка примут во внимание будущее трудоустройство, а то и само образование. Вариантов множество, аргументов за и против еще больше, раскладывать их так и эдак можно бесконечно. Но про результат наука кое-что знает.

Наука и общество

В большинстве своем мы, поколение людей читающих, знаем о детских домах понаслышке и из литературы. «Ночевала тучка золотая» А.Приставкина, «Республика ШКИД» Г.Белых и Л.Пантелеева, «Педагогическая поэма» А.Макаренко, «Никто» А.Лиханова, «Кража» В.Астафьева — эти и другие повести и автобиографические произведения прочно связали в нашем сознании детские дома и советскую эпоху. Как будто последняя породила первые (а это не так). Путаницы добавляет Википедия, которая ведет отсчет с 20-х годов XIX века, когда в США появились первые детские приюты. На самом деле их история началась значительно раньше.

prev_2014_02_54.jpg

В статье недели – неделя масленая. Говорим о блинах.

А о многих других продуктах питания можно узнать в новой книге Натальи Резник «Что мы едим?»

Нестеренко Юрий
В конце концов, мы и вправду, в некотором смысле, уничтожили их мир. Хотя воевали вовсе не с ними. Если на то пошло, мы даже не знали об их существовании. Мы воевали с их хозяевами — в биологическом смысле этого термина, разумеется.  >>
Рядовые ученые
Михайлов К.Г.

Помимо блестящих ученых и преподавателей первого ряда, в Московском университете работали и работают сотни более скромных тружеников науки, биографии которых при поверхностном взгляде можно было бы счесть за рядовые. Но это далеко не так. Жизнь и труды множества личностей ничуть не менее интересны, особенно в контексте непростой и временами трагической истории нашей страны в XX столетии.

Прогулки по истории химии
Не все лауреаты Нобелевской премии по химии были химиками — Резерфорд, например, был физиком. Но он впервые расщепил атом, что оказало огромное влияние на философию химии.  >>

08.07.2019 16:00:00

...необходимы новые оценки значимости научных журналов, более широкие и прозрачные, чем импакт-фактор...

...деградацию полиэтиленового и полистиролового мусора в море ускоряет специализированное сообщество бактерий...

...смертность африканских слонов от браконьерства снизилась с 10% в 2011 году до менее 4% в 2017-м, вероятно, из-за запрета на торговлю слоновой костью в Китае...

28.06.2019 14:00:00

Доктор Аниш Бхува из Лондонского университетского колледжа решила проследить за изменениями системы кровоснабжения у тех, кто впервые решил пробежать лондонский марафон.

26.06.2019 16:00:00

Оказывается, к закону сохранения можно подойти творчески и получить нечто из видимого ничто. А именно, высечь искру из физического вакуума. Как это сделать — придумали физики из Старклайдского университета.

03.06.2019 17:00:00

...найдена первая экзопланета размером с Землю на расстоянии 53 световых лет от нашей Земли...

...проведено крупнейшее до сих пор исследование здоровья трансгендерных людей...

...если мышей поместить в систему из трех клеток, одну они будут использовать как туалет, а другую — как спальню...

29.05.2019 16:00:00

Мешает ли поляризованность сотрудников работе? Как лучше: чтобы все в коллективе придерживались сходных политических взглядов или чтобы учились уживаться с «этими»?