«Химия и Жизнь», Март 2013

В номере:

Наумов Г.Б.
  История современности
Впервые термин «геохимия» употребил в 1838 году швейцарский химик Христиан Фридрих Шенбейн (1799—1868). "Уже несколько лет тому назад, — писал он в 1842 году, — я публично высказал свое убеждение, что, прежде чем может идти речь о настоящей геологической науке, мы должны иметь геохимию, которая должна направить свое внимание на химическую природу масс, составляющих наш земной шар, и на их происхождение, по крайней мере, столько же, сколько и на относительную древность этих образований и в них погребенных остатков допотопных растений и животных."
Владимир Вернадский
Наумов Г.Б.
  История современности
Так кто же такой Владимир Вернадский? Минералог, геолог, естествоиспытатель, но, может быть, главное - мыслитель, идеи которого намного определили свое время.
Горящие горы
Харасов Р.М.
  Планета Земля

Это чудо природы можно наблюдать в предгорьях Урала, на горе Янгантау (в переводе с башкирского означает «горящая гора»), в Азербайджане на священной горе Янардаг (что тоже переводится как «горящая гора»), на горе Янарташ недалеко от Кемера (по-турецки — «горящий камень»). На самом деле горит, конечно, не камень — как правило, загорается природный газ метан, который по расщелинам прорывается на поверхность, или другие горючие вещества.

Кварц с белой полосой
Кантор Б.З.

Кварц, диоксид кремния SiO2, — один из самых распространенных на Земле минералов. Он вездесущ: это кристаллы и кристаллические зерна, входящие в состав горных пород; это кварцевый песок, который можно обнаружить повсюду; халцедон и агат — тоже кварц. Даже в наших домах хватает кварца: его частички — абразивная составная часть домашней пыли. Поэтому сережки, кольца, браслеты делают только из камней, не уступающих по твердости кварцу.

Генетику кошачьей окраски биологи исследовали не одно десятилетие, полученные данные сложились в четкую картину, которая не менялась много лет и нуждалась разве что в небольшом уточнении. И вот это самое уточнение в корне изменило представление ученых о генетической природе кошачьей полосатости.
Коваленко Е.А.

Прогресс в биологии был бы невозможен без ее взаимодействия с другими науками — химией, физикой, математикой. Это рассказ о взаимодействии и взаимообогащении двух наук — биологии и химии на примере изучения молекулы кукурбитурила.

Духина Наталья
Краем уха уловив шепоток, обладательница шикарной фигуры тормознула, обернулась, снисходительным взглядом победителя окинула пространство и пошла дальше. Злятся тетки, не им повезло в этот раз. Ну и пусть злятся. Ее плата, спроектированная для устройства посадки космического корабля «Фобос-102», сработала отлично!  >>
Никитин М.А.
  Биогенез
После опытов Миллера, о которых рассказывалось в предыдущем номере, были открыты и другие химические реакции, способные производить органику в условиях древней Земли. Одна из интенсивно изучаемых таких реакций — формозная реакция Бутлерова, открытая еще в 1865 году: водный раствор формальдегида с добавлением гидроксида магния или кальция при небольшом нагревании превращается в сложную смесь сахаров.  >>
Скандий: факты и фактики

Будучи 21-м элементом таблицы Менделеева, скандий располагается под алюминием в подгруппе 3Б, отличаясь от последнего втрое более высокой температурой плавления, а от соседнего титана — в полтора раза большей прочностью. Серебристый с желтым отливом скандий, заметно окисляющийся на воздухе лишь при нагреве выше 250оС, мог бы стать прекрасным конструкционным материалом, может быть, даже основой цивилизации. Однако, не стал.

Скандий как бивни слона
Спивак Н.А.
Акопян В.Б.
Что за гадость этот ваш янтарь! Наверное, так отзывались бы о нем все плесени и бактерии, если бы могли говорить. За десятки миллионов лет существования янтаря так и не нашлось ни одного микроба-смельчака, рискнувшего продегустировать это чудо природы. И это дает нам очень важную подсказку...
Мы знаем, что несправедливая оплата труда прижилась и на нашей земле — руководители и администрация корпораций получают несравненно больше рядовых сотрудников. Но, полагаю, масштабы этой катастрофы вас все-таки удивят. Здесь мы уже не только догнали, но даже в чем-то и перегнали Америку.
Активность наших женщин на ниве новых экономических отношений в значительной степени способствовала выживанию в те нелегкие годы, тогда как не худшие представители сильной половины пребывали в депрессии вместо активных поисков своего места в новой ситуации.  >>
Рогаткин Д.А., Лапитан Д.Г.

Фактически нашествие уже началось. Их предки давно помахивают стальными лапами на заводских конвейерах — сваривают детали самолетов, собирают автомобили, пылесосы, кофеварки, компьютеры. А их старшие братья — стиральные и посудомоечные машины, системы управления поездами, автопилоты самолетов, автоматы, поящие вас кофе. Все они — роботы.

Васильев А.А.
Эта история началась в древнейшие времена, когда первобытные охотники, увлеченные погоней за мамонтом, оказались в незнакомом месте. «Где мы? — воскликнули они на своем языке. И добавили, подумав: — Куда нам идти, чтобы вернуться в родную пещеру?» С тех пор человек постоянно перемещался по нашей планете — пешком, на корабле, на лошадях и даже на слонах, и всегда перед ним вставали эти два вопроса: «Где я?» и «Куда мне теперь нужно двигаться?»
Верность до разлуки

Ну что бы мы делали без обезьян? Сколько пищи дают они нашему уму и фантазии, какой выгодный объект для сравнения собой представляют. Если нужно оценить совершенство человеческой руки, мы гордо соотносим ее с обезьяньей. Если мы интересуемся жизнью наших дальних-предальних предков, то наблюдаем, как человекообразные обезьяны вьют гнезда и острят палочки, и радуемся, что далеко от них ушли. Но когда хотим оправдать свои неблаговидные поступки, тоже ссылаемся на обезьян: раз они, соседки по эволюционной ветке, так живут, значит, это заложено и в человеческой природе, а с ней поди поспорь!

Другие вещи
Ремесло и искусство керамики существует почти столько же времени, сколько живет на Земле человечество. Не ошибемся, если скажем, что обожженный на костре мягкий комочек сырой глины, ставший вдруг твердым и прочным, был первым в истории «искусственным» материалом, сделанным человеком.
Кокосовая пальма Cocos nucifera относится к семейству пальмовых. По значению в жизни человека пальмы уступают лишь злакам, а кокосовая попала в десятку важнейших деревьев мира. Специалисты до сих пор спорят о том, где родина кокосовой пальмы: одни ботаники считают таковой тропическую Америку, другие — острова Тихого океана.  >>
Логинов Святослав

— Бабушка, — спросила Мотря, — а нам тоже на войну идти надыть?

— Я те дам - на войну! Наше дело пироги да сайки, а не сабли да сулицы. Давай, тесто меси. Гладко не вымесишь, пирог пышным не получится.

— Мучицы бы добавить. Жидковато тесто.

— Ха! С мучицей кто угодно вымесит. А ты так сумей.  >>
  Прогулки по истории химии
Первые химические знания люди получили, когда научились использовать огонь (обработка пищи, выплавка металлов, обжиг керамики), брожение сахаристых веществ и приготовление косметических составов. Косметикой пользовались в доисторические времена, а она невозможна без химии.  >>

20.02.2019 14:00:00

Многие крупные звери становятся мельче при одомашнивании — посмотрите на волка и собак, на реконструкцию первобытного быка тура и современных молочных коровок. А вот коты в обществе человека выросли. По крайней мере, в Дании.

05.02.2019 15:30:00

В числе награжденных оказался и наш постоянный автор Аркадий Курамшин, ставший лауреатом в специальной номинации за «Популяризацию химии»

04.02.2019 14:00:00

...в «Physical Review Letters» готовится к публикации статья о материале, обладающем сверхпроводимостью при температуре, близкой к комнатной...

…президенты академий наук КНР и США заявили о необходимости срочно выработать международное соглашение по генному редактированию клеток зародышевой линии человека...

...результаты добровольной алкоголизации крыс, которые оценивали в различных тестах, говорят о том, что решающий фактор склонности к потреблению этанола — низкая адаптивность...

29.01.2019 16:00:00

Восемь лет назад В.И.Глазко рассказал нашему журналу про гипотезу отбора на дурака. Согласно ей, стресс ведет к тому, что среди эмбрионов выживают менее специализированные формы. В таких условиях резко снижаются качество нового поколения и, если речь идет о человеке, его умственные способности. Похоже, что исследователи из Лейденского и Лундского университетов нашли механизм такого отбора.

23.01.2019 10:00:00

Горлица — дикий голубь, довольно близкий родственник обитающих в городах голубей. Считается, что охота и исчезновение сорняков на полях Европы ведут к уменьшению численности этих птиц, и она попала в список уязвимых видов. Есть и еще одна причина: вытеснение кольчатой горлицей.